Искусство народных сказителей Узбекистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (198) март 2018 г.

Дата публикации: 24.03.2018

Статья просмотрена: 442 раза

Библиографическое описание:

Хамидова, М. О. Искусство народных сказителей Узбекистана / М. О. Хамидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 195-197. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48546/ (дата обращения: 20.04.2024).



Искусство народных сказителей Узбекистана

Хамидова Мухайёхон Обидовна, кандидат филологических наук, доцент

Наманганский государственный университет (Узбекистан)

Узбекистан-страна с древней и самобытной культурой. Здесь она вобрала в себя все особенности культур стран, расположенных вдоль Великого Шёлкового пути. Эти отголоски можно заметить в живописи, танце, литературе и музыке данного благословенного края.

Народы, населяющие Узбекистан, всегда бережно относились к великому наследию своих предков, стараясь передать его потомкам, в свою очередь обогащая его.

Музыка узбекского народа самобытна и разнообразна. Песни, которые, конечно же, не могут существовать без музыки, имеют множество разновидностей: «Ёр-ёр» -свадебные песни; «Лапар»-шуточные песни, «Марсия»-похоронные песни.

Есть узбекские макомы-сложная в исполнении лирическая музыка со множеством музыкальных исполнителей.

Среди этих разновидностей особняком стоят народные сказители-«бахши» (в Хорезмской области-«халфа»).

Данный вид искусства своеобразен и многогранен. Он корнями уходит в глубокую древность, когда множество кочевых племён кочевали по огромной территории нынешней Средней Азии.

Тогда, уставшие после ежедневных забот суровой жизни кочевников, люди собирались у костра вокруг сказителя, чтобы, под аккомпанемент его струнного инструмента-домбры или комуза, слушать сказания о храбрых героях, совершавших героические поступки, или о влюблённых, история любви которых превратилась в прекрасную легенду. Шло время, люди менялись — из кочевников превращались в земледельцев, своим трудом и упорством создававших прекрасные города и райские сады, цветущие поселения.

Появлялись государства, менялись правители, одна религия вытесняла другую, одно поколение заменялось другим.

Много каких изменений было ив искусстве.

Среди всех изменений только искусство народных сказителей оставалось незыблемым. Всё также люди, уставшие от ежедневных забот, собирались вокруг бахши, чтобы под чарующую музыку его домбры слушать народные «дастаны»-эпосы и поэмы.

Надо отметить, что уже тогда различались виды дастанов героические, любовно-приключенческие.

Героические эпосы рассказывали о деяниях великих богатырей, которые, не без помощи магии, совершали подвиги во имя людей, за что были увековечены в их памяти в виде героев народных сказаний. Такие эпосы вдохновляли на геройства, заставляя слушателей задуматься над тем, что они могут сделать для людей, для всего народы.

Некоторые поэмы разрастались со временем, их персонажи начинали жить отдельной жизнью, и постепенно появлялось новое сказание, пополнявшее сокровищницу устного народного творчества. У этих поэм был огромный объем, но народные сказители помнили их наизусть. Примером для такого эпоса может стать цикл поэм «Гуругли»-эпос, вобравший в себя элементы героических, любовно-романтических сказаний.

Данный эпос своеобразен тем, что он имеет туркменские, узбекские и таджикские вариации, разный подход к описанию геройств различных персонажей. В нём рассказывается о героических деяниях Гуругли, который считается человеком, с семи лет боровшийся ради объединения разрозненных масс среди узбекского и туркменского народов.

Став в их главе, он прогоняет иностранных захватчиков, вторгшихся в Среднюю Азию, с целью захвата этого чудесного края. В его приключениях Гуругли (или «Герогли» по-туркменски) сопровождают верные друзья-волшебный конь Гирот и мифический Хизр. Вместе они переживают немало приключений, сокрушают не одного врага, освобождают не один десяток людей.

Если в первой части рассказывается только о молодости главного героя, то в других частях-поэмах «Авазхон» и «Хасанхон» рассказывается уже о его усыновлённых детях, которые были воспитаны сказочными пери. Эти дастаны, являясь логическим продолжением первой части, тем не менее являются самостоятельными произведениями, со своей линией развития событий. В них есть тема про Гуругли, но тем не менее это уже не та самая история. Самое интересное то, что сказания об этой семье на этом не заканчиваются. Потому что в последующих частях этого эпоса рассказывается уже об внуках Гуругли-Равшанхоне и Нурали, есть даже сказание о уже о его правнуке-богатыре Джахонгире.

Этот эпос, точнее его узбекский вариант, примечателен тем, что в нём жизнь и быт простого узбекского народа и наоборот — его правителей, показан немного шире, чем в других его интерпретациях. Тем не менее, в этом произведении наблюдается такое переплетение волшебства с будничностью, когда животные разговаривают, сказочные существа-девы, пери, драконы живут по соседству, а простые, на первый взгляд, вещи оказываются волшебными. Другой известный узбекский эпос «Алпамыш»-больше героический. Его главный герой-богатырь Алпомиш, который в раннем детстве сумел натянуть лук и отстрелить стрелой вершину горы Аскартаг. Данный эпос в окончательном варианте сформировался, в XV веке хотя в тексте указываются на события, произошедшие намного раньше. В нём рассказывается о временах, когда в народе ещё были достаточно сильны кочевые обычаи, но уже были заметна склонность к оседлому образу жизни. Эти племена приняли ислам, но знакомы с этой религией ещё очень поверхностно.

Именно это обстоятельство и приводит к конфликту, который стал завязкой всего сюжета данного сказания. Отец Алпамыша Бойбури и его брат Бойсари, отец возлюбленной Алпамыша Ойбарчин, поссорились, и Бойсари, забрав семью и всё племя в месте со всем скотом, покинул свою родину-горы Бойсун (эта территория сейчас находится в Сурхандарынской области Узбекистана). Он перекочевал в калмыкские степи.

В эпосе «Алпомиш» ярко показан образ женщин. В нём она не просто прелестное создание, а самостоятельная личность, способная сама принимать решения в отношении своей судьбы. Наиболее отчетливо это видно в образе Ойбарчин. Эта девушка, будучи мусульманской, тем не менее смела и города, умеет бороться за свое счастье. Она в борьбе побеждает калмыка, и чтобы выиграть время, объявляет, что выйдет замуж за того, кто выйдет победителем в устраиваемом состязании.

Ойбарчин не только смела и находчива- у неё очень развито чувство справедливости, — когда за ней приезжает её возлюбленный Алпомыш и хочет забрать её, она отказывается. Девушка говорит, что, хотя калмыки и являются врагами, тем не менее, она дала слово, и сдержит его, чего бы ей это ни стоило. Это доказывает то, что в означенное время мусульманские устои в узбекском обществе были ещё не так развиты, если девушка могла ходить с открытым лицом и разговаривать наедине с мужчиной. Хотя, стоит признать, что у кочевых соседей узбеков женщины никогда не закрывали лица.

Но вернёмся к эпосу Алпомиш выходит победителем всех состязаний и в качестве приза увозит прекрасную Ойбарчин домой. На этом эпос не заканчивается — в продолжении рассказывается об интригах при дворе царя Бойбури — отца Алпомиша. Когда он уезжает, чтобы освободить своего тестя из калмыцкого плена и пропадает на семь лет, наследником престола объявляет себя его незаконнорождённый брат Ультонтоз, который для укрепления своей власти хочет силой взять в жёны Ойбарчин.

Но Алпомиш вовремя возвращается из устанавливает справедливость, награждая верных ему людей и наказывая недругов.

Как было сказано выше, дастаны существовали только в устном виде до средины ХХ века, Бахши должны были знать наизусть огромные поэтические тексты-речитативы, которые сопровождались прозаическими описаниями. Среди бахши были свои знаменитости, которые помогли учёным –этнографам записать эти дастаны на бумаге, их память поражала, например, знаменитый сказитель ХХ наизусть века Пулкан-шаир знал наизусть более 76 (семидесяти шести) дастанов, Кадир бахши Рахимов-до 72, Фазил Юлдаш оглы-60, Эргаш Джуманбулбул оглы-50, Бола бахши Абдуллаев- более 20 ит.д.

Во все времена искусные бахши были везде уважаемы Их приглашали к себе знатные люди, дарили дорогие подарки, с ними старались подружиться. Бахши не жили подолгу в одном месте Навьючив на лошадь, но чаще на осла свой нехитрый скарб, с домброй на руках, эти поэты и истинные художники слова странствовали, переходя и аула в сеул, из кишлака в кишлак, из одной области в другую, везде даря людям радость, рассказывая им по памяти истории давно минувших дней.

Основные термины (генерируются автоматически): эпос, Азия, быль, время, сказание, уж, Узбекистан.


Похожие статьи

Исследование эпоса «Шахрияр» в фольклористике

Начиная с тех времен, мотивы сюжета были распространены среди населения в виде сказок, легенд и преданий.

Жирмунский В. М., Зарифов Х. Т. Узбекский народный героический эпос. — М.: ГИХЛ, 1947. Каррыев Б. А. Эпические сказания о Кероглы у тюркоязычных народов.

Вопросы этнопсихологии в эпосе народов мира (на основе...)

Помимо этого, как повествуется в эпосе «Жумонг», «Бытие существует с древнейших времен.

народов Средней Азии дастанов «Гороглы» на данной территории существовали подобного рода героические сказания или эпические произведения, воплотившие в себе...

Народные эпосы в театральном искусстве Центральной Азии

Были периоды, когда именно театр в спектаклях на основе этих произведений, являлся

В этой театральной триаде, как и в устной традиции, исполнение эпоса у народов Центральной Азии

В то же время, эпический герой должен обладать монолитной цельностью, ему присущ...

И снова о Шукур Бахши | Статья в журнале «Молодой ученый»

Во время практически всеобщей безграмотности населения Средней Азии бахши являлись хранителями народной музыкальной и фольклорной традиции

Рукописный вариант узбекского героического эпоса «Гёроглы» и творчество узбекских народных бахши. Обсуждение.

Образ Гуругли в узбекских народных эпосах и его...

В результате исследований были определены многочисленные школы сказителей (бахши): Булунгур, Курган, Нарпай, Шерабад, Байсун

Это сказания героического, романтического и исторического характера. Хотя все народные эпосы изучаются как три больших раздела, в...

Рукописный вариант узбекского героического эпоса «Гёроглы»...

В частности, народы Средней Азии издревле находились в тесной связи друг с другом.

Здесь Абдулла шаир, также как и Фазыл шаир в свое время занимавшийся пастушеством у одного

Образ Гуругли в узбекских народных эпосах и его идейно-художественная особенность.

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи...

...выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюционного процесса в рассказах, многочисленных легендах и сказаниях, распространённых в те времена среди народа.

Бухара — неповторимый мир зодчества | Статья в журнале...

Предание ведет нас к еще более далекому времени, связывая основание крепости с именами мифических персонажей древнейшего эпоса народов Востока — «Шах

Сиявуш-эпический герой среднеазиатских сказаний, прелестный юноша, который был оклеветан своей мачехой.

Из истории узбекской национальной борьбы «кураш»

Именно в процессе данных исследований были найдены статуэтки соревнующихся борцов.

2. Алпамыш. Героический эпос узбекского народа.

Камашинский район Кашкадарьинской области. 6. Национальная энциклопедия Узбекистана.

Похожие статьи

Исследование эпоса «Шахрияр» в фольклористике

Начиная с тех времен, мотивы сюжета были распространены среди населения в виде сказок, легенд и преданий.

Жирмунский В. М., Зарифов Х. Т. Узбекский народный героический эпос. — М.: ГИХЛ, 1947. Каррыев Б. А. Эпические сказания о Кероглы у тюркоязычных народов.

Вопросы этнопсихологии в эпосе народов мира (на основе...)

Помимо этого, как повествуется в эпосе «Жумонг», «Бытие существует с древнейших времен.

народов Средней Азии дастанов «Гороглы» на данной территории существовали подобного рода героические сказания или эпические произведения, воплотившие в себе...

Народные эпосы в театральном искусстве Центральной Азии

Были периоды, когда именно театр в спектаклях на основе этих произведений, являлся

В этой театральной триаде, как и в устной традиции, исполнение эпоса у народов Центральной Азии

В то же время, эпический герой должен обладать монолитной цельностью, ему присущ...

И снова о Шукур Бахши | Статья в журнале «Молодой ученый»

Во время практически всеобщей безграмотности населения Средней Азии бахши являлись хранителями народной музыкальной и фольклорной традиции

Рукописный вариант узбекского героического эпоса «Гёроглы» и творчество узбекских народных бахши. Обсуждение.

Образ Гуругли в узбекских народных эпосах и его...

В результате исследований были определены многочисленные школы сказителей (бахши): Булунгур, Курган, Нарпай, Шерабад, Байсун

Это сказания героического, романтического и исторического характера. Хотя все народные эпосы изучаются как три больших раздела, в...

Рукописный вариант узбекского героического эпоса «Гёроглы»...

В частности, народы Средней Азии издревле находились в тесной связи друг с другом.

Здесь Абдулла шаир, также как и Фазыл шаир в свое время занимавшийся пастушеством у одного

Образ Гуругли в узбекских народных эпосах и его идейно-художественная особенность.

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи...

...выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюционного процесса в рассказах, многочисленных легендах и сказаниях, распространённых в те времена среди народа.

Бухара — неповторимый мир зодчества | Статья в журнале...

Предание ведет нас к еще более далекому времени, связывая основание крепости с именами мифических персонажей древнейшего эпоса народов Востока — «Шах

Сиявуш-эпический герой среднеазиатских сказаний, прелестный юноша, который был оклеветан своей мачехой.

Из истории узбекской национальной борьбы «кураш»

Именно в процессе данных исследований были найдены статуэтки соревнующихся борцов.

2. Алпамыш. Героический эпос узбекского народа.

Камашинский район Кашкадарьинской области. 6. Национальная энциклопедия Узбекистана.

Задать вопрос