Библиографическое описание:

Евдокимова Е. В. Реализация программы по ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта с детьми 6–7 лет [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 36-38.

Пояснительная записка

Актуальность

Детские сады ОАО «РЖД» являются первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожной магистрали. Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:

дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям;

родители воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.

В дошкольном учреждении определено одно из самых важных направлений деятельности детского сада — работа по ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомление с железнодорожной магистралью.. [1, с. 37]

Социальная, научная и практическая значимость:

поможет заложить основу для дальнейшей профессиональной ориентации школьников на профессии железной дороги;

представляет основу работы педагогов детских садов по ознакомлению дошкольников с железной дорогой и ее профессиями, а в дальнейшем и по ранней профориентации малышей;

представляет последовательную систему для получения знаний детьми-дошкольниками.

Основные пути реализации данной программы:

формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;

выявление интересов и наклонностей детей;

знакомство с ведущими железнодорожными профессиями и их профессиограммами;

посещение железнодорожных предприятий;

расширение деятельности уголков железнодорожного транспорта;

проведение конкурсов детского творчества на железнодорожную тематику;

издательская деятельность;

организация переписки с детьми детских садов железнодорожной магистрали;

распространение передового опыта среди детских садов ОАО «РЖД».

В процессе реализации этого направления мне пришлось столкнуться с некоторыми сложностями:

профориентация дошкольников — это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В Основной общеобразовательной программе детского сада, которую мы используем в своей работе, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает достаточно малое место. А мы понимали, что профориентация на железнодорожные профессии требует планомерности, систематизации и углубленной работы.

Кроме того, сложность работы заключалась в том, что у дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов, эта тема не вызывает такого волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому наша работа заключалась, во-первых, в том, чтобы заинтересовать педагогов железной дорогой и научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка. [2, с. 77]

Новизна: существует недостаточно методической литературы, которая могла бы помочь педагогам детских садов в ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомлению с железной дорогой дошкольников.

Цель программы: ранняя профориентация на железнодорожные профессии.

Задачи:

познакомить дошкольников с железнодорожной магистралью,

научить детей ориентироваться в многообразии железнодорожных профессий и знать их.

познакомить детей с основами профессиограмм железнодорожных профессий,

Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня знаний о железной дороге и ее профессиях. В программу включен цикл занятий, и дополнительный набор упражнений, который может быть использован в дальнейшей работе.

Формы и режим занятий: втечение нескольких месяцев 1 раз в 2 недели дети посещают 1 занятие. Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач.

Занятия проводятся в рамках учебного плана Основной общеобразовательной программы детского сада в образовательных областях физическое, познавательно-речевое, коммуникативно-личностное, художественно-эстетическое развитие.

Аудитория, на которую рассчитан проект

Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 6 -7 лет, апробировалась в течение 2 лет в детском саду № 47 ОАО «РЖД» г. Александрова, Владимирской области в группе «Солнышко».

Адресная направленность: для педагогов дошкольных образовательных учреждений

Организация учебного процесса: общее количество занятий с детьми — 18; занятия проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам; занятия носят интегрированный характер; предусмотрены творческие задания ребёнок + родитель (домашние задания).

Структура занятия: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания.

На занятиях активно используются разнообразные: подвижные и малоподвижные игры, элементы психомышечной тренировки (психогимнастика), продуктивные виды деятельности, словесные игры, дидактические игры, развивающие задания в тетрадях.

Построение занятий и содержательная часть

Программа рассчитана на 16 занятий с соблюдением преемственности. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Форма проведения занятий разнообразна: использование на занятиях экскурсий, развивающих игр и упражнений, творческих мастерских, тестов. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием для ознакомления дошкольника с железной дорогой и ее профессиями.

Программа подчинена единой сюжетной линии — обучению детей в школе маленьких железнодорожников у Королевы магистрали.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Виды контроля:

Цель: выявление уровня знаний детей о железной дороге и последующая корректировка заданий программы. Диагностика в начале и в конце года, постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях, рефлексия. (Диаграмма № 1)

Динамика диагностики дошкольников (в %) за 2012–2013гг.

(май 2012г. (1), декабрь 2012г. (2), май 2013г. (3), декабрь 2013г.(4)

Проводилась диагностика представлений о труде железнодорожников; познавательных, речевых, трудовых и игровых навыков; умений; отношения к труду железнодорожников.

Рис. 1.

Т.о., прослеживается положительная динамика в диагностике уровня знаний, умений и навыков дошкольников в представлении о труде на железной дороге и профессиях магистрали.

Динамика диагностики результатов работы по ранней профориентации детей-дошкольников 6–7 лет Детского сада № 47 ОАО «РЖД» за 2012–2013 учебный год (в %) показала, что наблюдаются положительные изменения практически всех показателей в представлениях, навыках, умениях, отношению к труду железнодорожников. Но есть такие направления, где показатели низкого уровня знаний и умений достаточно высокие и над которыми необходимо продолжать работать:

уметь строить наглядно-схематическую (и мысленную) модель трудового процесса;

уметь самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников из разных источников.

Кроме того, результатом профориентационной работы является возросший интерес детей к железнодорожным профессиям. Дети гордятся работой своих родителей, понимают важность их труда. Многие из них выражают желание, когда вырастут, стать такими, как их родители, и пойти работать на железную дорогу.

Анализ выбора профессий выпускников детского за три года показал, что 37 человек поступили в высшие или средние учебные заведения железной дороги или пришли работать на магистраль.

Литература:

1.                  Т. Н. Сташкова, Л. Н. Шеболдина. Мы — будущие железнодорожники/ Сташкова Т., Шеболдина Л., — М., «Гном», 2007, с.37

2.                  Т. Н. Сташкова, Л. Н. Шеболдина. Раскраски-подсказки «Железная дорога» / Сташкова Т., Шеболдина Л., — М.: Ритм, 2008, с. 77

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle