Автор: Костюк Галина Александровна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 15.05.2017

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Костюк Г. А. Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 73-75. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12447/ (дата обращения: 11.12.2017).



В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья — это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в общество, реализации их права жить, учиться, работать там, где им хочется. Все люди обладают теми или иными способностями в определенной степени. Необходимо, чтобы общество ценило человека с ограниченными возможностями по его способностям и возможностям.

Социальная адаптация — это один из механизмов, позволяющий воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья активно включаться в различные структурные элементы окружающей среды, т. е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социально — культурной жизни общества. В решении проблем формирования и развития социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ во внеурочное время хочется остановиться на профориентационной работе.

Что же такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого воспитанника для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям. В рамках преемственности по профориентации школа — интернат является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Школа — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Для социальной адаптации воспитанников большое значение имеет профессиональное обучение, т. е. формирование профессиональных умений и навыков.

Главная цель ранней профориентации воспитанников с ОВЗ — формирование установок на труд и позитивного отношения к миру профессий, способности к самоориентации в соответствии с их интересами и психофизическими возможностями.

В результате работы в данном направлении у детей данной категории складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется кругозор, что способствует проявлению у них интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку воспитанников к тому, чтобы они в свое время смогли выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В начальной школе происходит, непосредственно, самоопределение младших школьников, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит их к этому. Мы готовим воспитанников к тому, чтобы они в свое время — каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось — могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

− понимали, что труд и работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;

− уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

− познакомились с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий труда и машин, и что получается в результате;

− учились труду, овладевая необходимыми навыками с учетом своих индивидуальных возможностей.

Работа по ранней профориентации воспитанников с ОВЗ осуществляется через совместную деятельность воспитателя с детьми, которая проходит через игровую, познавательную и продуктивную деятельность.

Выстраивая воспитательную работу в данном направлении, в рамках календарного планирования были проведены воспитательные занятия по формированию представлений младших школьников о профессиональной деятельности взрослых, а также сюжетно — ролевые и социально — моделирующие игры профессионально — ориентированной направленности.

Для этого в гостиной создана предметно-развивающая среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами, организованы сюжетно-ролевые игры «Почта», «Парикмахерская», «Магазин», «Кухня», «Мамы и дочки», «Больница». В процессе работы я предлагаю ребятам всевозможные вариации игр, поскольку игра помогает воспитанникам усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.

Пример: после чтения воспитанникам стихотворения Ю. Тувима «Овощи» совместно с детьми играли в сюжетно — ролевую игру «Поход в овощной магазин». В сюжете предложила воспитанникам купить те овощи, о которых они узнали из стихотворения (морковь, свеклу, картофель и др.). Далее в сюжетно — ролевой игре «Профессия повара» предложила ребятам стать поварами и сварить овощи и приготовить винегрет. Затем детям была предложена ролевая игра «С работы домой». На протяжении всей игры учила воспитанников правильно называть себя в игровой роли («Я — водитель), называть игровые действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином, еду с работы домой»). В следующей сюжетно — ролевой игре учила передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижёт, делает прическу), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно).

Наиболее действенные способы ознакомления воспитанников с ОВЗ с трудом взрослых — наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В процессе экскурсии воспитанники получили возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии.

Так, во время экскурсии в прачечную задаю воспитанникам вопросы: «Как вы думаете, чем мы можем помочь прачке? Как облегчить ей труд?» Постепенно подводя воспитанников к выводу: если чисто мыть руки, полотенца не очень загрязнятся, их легче стирать. Таким образом, воспитанники осознают, что могут помочь взрослым и принять посильное участие в труде.

После экскурсии в прачечную ребята включились в практическую деятельность: им была предложена стирка кукольного белья. Перед выполнением практической работы, объяснила детям, что для того чтобы выстирать белье, нужно очень постараться. Положительный результат вызвал у воспитанников желание повторить стирку.

Особое место в формировании представлений младших школьников с ОВЗ о мире профессий занимают дидактические игры. Например: в дидактических играх «Кому, что нужно для работы?», «Что есть в магазине?», «Помощники человека» и др. воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами, закрепляют знания о том, что орудия труда помогают людям в работе, воспитывают интерес к труду взрослых, желание трудиться самим.

Выполнение физических и логоритмических упражнений, также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников.

Произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе легкость осознания, простоту запоминания и отсутствие навязчивых поучений. На воспитательских занятиях вместе с детьми отгадываем загадки о профессиях и орудиях труда, читаем сказки, работаем с пословицами и поговорками о труде и трудолюбии.

Так же чтение детской художественной литературы (С. Михалкова «Дядя Степа-милиционер», В. Маяковского «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» и т. д.), просмотр мультфильмов, видеофильмов и видеороликов, связанных с темой «Профессии» помогают младшим школьникам наглядно и доступно получить элементарные знания и представления о мире труда и профессий.

Таким образом, профориентация представляет собой комплекс воспитательных мероприятий. Такая системная работа в данном направлении помогает дать воспитанникам новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.

В завершение хочется подчеркнуть необходимость целенаправленной профессиональной ориентации младших школьников с ОВЗ как одного из приоритетных направлений в работе с данной категорией обучающихся, позволяющее дать им представление о том, что труд, и профессиональная деятельность являются значимой сферой в жизни человека.

Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, ранней профориентации воспитанников, представлений младших школьников, ограниченными возможностями, ограниченными возможностями здоровья, социальной адаптации воспитанников, готовим воспитанников, способы ознакомления воспитанников, воспитанников желание, подготовку воспитанников, разных профессий, адаптации младших школьников, компетенций младших школьников, самоопределение младших школьников, труду взрослых, ориентации младших школьников, взрослых разных профессий, цель ранней профориентации, формированию представлений младших, формировании представлений младших.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос