Библиографическое описание:

Селюкова Е. А., Фокина М. Н. Воспитание толерантных взаимоотношений в школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 103-105.

Сегодня всё большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают в детские образовательные учреждения. Одна из важнейших функций школы — научить людей жить вместе. Именно в школе ребенок должен знакомиться с толерантными установками. Воспитание толерантности актуально и востребовано в наши дни, когда, по словам Федерико Майора, генерального директора ЮНЕСКО «Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мерам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов». [2, с.75].

Следовательно, в настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования.

В современной социокультурной ситуации школа должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.

Толерантность — это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Мы понимаем под термином «толерантность» — морально — нравственное качество личности, характеризующееся осознанием многомерности окружающей действительности, разнообразия форм и способов отражения её людьми, пониманием относительности точности суждений, мнений, высказываний, оценок и т. д.; знанием и уважением прав и свобод каждого человека, принятием его таким, какой он есть; терпимости в отношении любого рода «инакости», не выходя за рамки норм и правил человеческого общежития». [3, с.15].

Ответственность на внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, большей частью, на педагогике.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях.

Формирование толерантности — процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше.

Взрослый выделяется как образец, поэтому в формировании толерантности на него возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении».. [5, с.106].

Целенаправленное вовлечение педагогов и родителей в процесс формирования толерантности у школьников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного оценочного отношения и поведения.

Важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу. Далее ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция.

Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.

Нам представляется, что формирование толерантности — движение по направлению к свободной гуманной личности и протекать оно должно с помощью гуманистического личностно-ориентированного подхода.

Воспитание толерантных взаимоотношений относится к области формирования социальной коммуникативности. Показателями степени социализации для младшего школьника являются: способность принимать на себя ответственность и контролировать свои поступки; приобретение навыка умения действовать в соответствии с ситуацией; следование правилам, принятым в группе (классе); способность выражать адекватную эмоциональную реакцию на происходящие события».. [1, с.19].

Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20–30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания детей в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Поэтому целью воспитательного процесса в классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Таким образом, необходимо создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки, развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях».. [7, с.327].

Кукушин B. C. считает, что каждый человек имеет специфические национальные, общественные по своей природе, происхождению и функциям духовно-нравственные устои, так называемые ценностные ориентиры, призванные «задать» личности программу деятельности и поведения, в том числе и по отношению к другому человеку, другой народности, нации, другой материальной и духовной культуре. Это и понятно. Ведь каждый человек сугубо индивидуален в психологическом, нравственном, эстетическом отношении [6, с. 28].

Что же касается ценностного сознания личности, национального самосознания, национальной самоидентификации, межэтнической толерантности, то с первых дней жизни они начинает формироваться в семье, через соблюдение национальных традиций, обычаев, обрядов, затем при поступлении в школу все это корректируется в деятельности человека и сохраняется на протяжении всей его жизни.

Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.

Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей».. [4, с.39].

Формировать толерантные качества и отношения личности ребёнка в школе необходимо, выстраивая целостную систему взаимоотношений и мероприятий. В связи с этим видится три основных поля в образовательном учреждении, где может эффективно и целенаправленно идти формирование необходимых социальных, в том числе и толерантных, качеств, — это основной образовательный процесс, жизнь классного коллектива и внеурочная деятельность учащихся.

Выстраивание системы толерантных отношений в основном образовательном процессе может происходить через подбор и конструирование заданий таким образом, чтобы акцент делался не столько на соревновании и соперничестве, сколько на взаимозависимости и взаимопомощи. В связи с этим в последнее время широкое распространение получило использование тренинговых технологий на уроке».. [8, с.73].

Немаловажную роль в формировании толерантных отношений может играть жизнь классного коллектива, организованная в русле толерантности. То, как складываются отношения ребёнка в классе, во многом определяет его личностное развитие и социальную адаптацию. Формирование толерантных отношений в классном коллективе может осуществляться через систему классных мероприятий, правильное распределение ролей и обязанностей в классе и, конечно же, через такие формы проведения классных часов, которые целенаправленно будут вести учащихся к развитию запланированных качеств личности. Этими формами логичнее всего выбирать формы игры и тренинга, поскольку они позволяют изначально правильно задать настрой на неформальное общение, в котором только и возможно формировать личностные качества и установки. Формат же урочного занятия для классного часа не даёт такой свободы проявления внутреннего мира ребёнка.

Последнее поле — это внеурочная деятельность учащихся, которой в стандартах нового поколения отводится заметная роль. Это, пожалуй, самое благодатное поле для выстраивания системы формирования социально значимых качеств и установок личности, а также толерантных отношений. Причём преимуществом данного вида деятельности является то, что здесь ведущими формами взаимодействия участников образовательного процесса могут стать активные групповые формы, требующие сотрудничества, с одной стороны, а с другой — предоставляющие возможность ребёнку раскрыть те свои возможности и качества, которые в рамках урока не всегда бывают востребованы: эмоциональные, художественные качества, взаимовыручку, эмпатию и т. п. Но именно названные качества и ложатся в основу формирования толерантных свойств личности и толерантных отношений учащихся».. [4, с.22].

Важно научиться быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто, особенно для ребенка в новом современном коллективе с такими разными сверстниками, с национальными, возрастными, личностными и др. особенностями, к которым он еще не свыкся, к которым еще не адаптировался. Необходимость раннего воспитания в человеке толерантности, поможет ребёнку осознать неповторимость своей личности, личности его сверстников, а также успешно адаптироваться к окружающему его миру.


Литература:

  1. Авакумова И. В., Ермаков П. Н. о становлении толерантности личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии — 2003 год — № 3.

  2. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. — 2-е изд., стереотип. — М.:, 2003. — С. 74–85.

  3. Бондырева К. С. Колесова Д. В. Толерантность: введение в проблему, — Москва МПСИ; Воронеж НПО «МОДЭ», 2003. — 240 с.

  4. Булгакова М. Н. Воспитание толерантности / М. Н. Булгакова // Справочник заместителя директора школы. — ЗАО «МЦФЭР», 2008. — № 8

  5. Клепцова Е.Ю Психология и педагогика толерантности: учебное пособие, Москва — 2004 год

  6. Кукушин В. С. Воспитание толерантности личности в поликультурном социуме, пособие для учителя. — Ростов н/Д: ГинГо, 2001.– 404 с

  7. Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников.– Ярославль — 2003

  8. Рюлькер, Р. Поликультурное образование: реформа учебных программ Текст. / Р. Рюлькер // Перспективы: вопросы образования, -1993.- № 1.- с. 64–80.


Основные термины: толерантных отношений, Воспитание толерантности, Воспитание толерантных взаимоотношений, толерантности личности, воспитания толерантности, формирование толерантных, Воспитание толерантности личности, Формирование толерантных, толерантных качеств личности, воспитание дружеских взаимоотношений, воспитания толерантности актуальна, становлении толерантности личности, воспитания культуры толерантности, процесс формирования толерантности, толерантных свойств личности, формирование толерантных отношений, Формирование толерантности, Формирование толерантных отношений, Проблема воспитания толерантности, Воспитание школьников

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle