Воспитание добра, милосердия и толерантности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 28.01.2016

Статья просмотрена: 5127 раз

Библиографическое описание:

Черкасова, П. А. Воспитание добра, милосердия и толерантности / П. А. Черкасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 939-941. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25622/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

Толерантность — это искусство жить в мире людей и идей.

А. Г. Асмолов

 

Вопрос воспитания добра, милосердия и толерантности, волновали общество всегда и во всем. Особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема воспитания толерантности становится все более актуальной. Современный культурный человек — это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное, толерантное воспитание.

Толерантное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности обучающегося, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Воспитание добра, милосердия и толерантности направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия воспитателя на духовно-нравственную сферу личности.

Вопрос, который был задан детям с ограниченными возможностями здоровья, что такое добро? Дети отвечали это радость, счастье, это хорошие дела и поступки. Добро это дом где тебя любят.

Добро — извечная моральная ценность. Сотни поколений наших предков оберегали и с оружием в руках защищали добро. В наше суматошное время, добро — это то, что является дефицитом. А почему, стоит ли об этом задуматься? Я полагаю, что стоит. Ни для кого не секрет, что в нашей жизни всё закономерно, сделал добро, и оно обязательно вернется к тебе.

Большей частью, доброта зарождается в каждом из нас еще с самых ранних лет жизни. Радуясь родительской любви, окружающим природным красотам и теплым солнечным лучам, мы формируем в своем сердце самые добрые и искренние чувства. Мы готовы любить весь мир и быть его частицей. Однако со временем проблемы, невзгоды, циничное окружение начинает воспитывать в человеке негативные проявления, готовые заслонить самые светлые стороны его характера.

Что такое милосердие?

В толковом словаре Ожегова милосердие — это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Мы нередко сталкиваемся с равнодушием, озлобленностью, эгоизмом, нежелание помочь другим людям. Мы не умеем ставить себя на место людей, оказавшихся в трудной ситуации. Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи.

Мне кажется, что это такое качество человека, когда он со страданием относится к бедам и горестям других людей, когда готов помочь в беде не только ближнему, но и совершенно незнакомым людям.

Что такое толерантность?

Толерантность — не выдуманное слово. Только толерантность каждый определяет по-своему, и если мы возьмем словари, окажется, что в разных языках значение этого слова имеет свой неповторимый оттенок:

          на испанском — способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;

          на французском — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

          на английском — готовность быть терпимым, снисходительность;

          на китайском — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

          на арабском — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание. Благосклонность, терпение, расположенность к другим;

          на русском — терпимость, способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего- либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Проблема толерантности является одной из наиболее актуальных в современной России. Не случайно именно отечественными учёными в последние годы выполнен большой объём исследований по данной проблематике (А. Г. Асмолов, М. С. Мириманова, Г. В. Солдатова и др.) разработан целый ряд тренинговых программ, направленных на формирование толерантности, существуют многочисленные государственные программы по данной тематике.

Осуществление толерантного воспитания в условиях коррекционной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы. «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья» [Свадковский И. Ф. 1977, — 11]

Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть, со своими обычаями, традициями, стереотипами поведения. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и Российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций.

Поэтому в своей работе стремлюсь сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.

Сегодня задача воспитания толерантности волнует все социальные институты и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности.

В сборнике «На пути к толерантному сознанию» автор А. Г. Асмолов трактует толерантность как социальную норму, которая определяет устойчивость к конфликтам в межэтническом, межкультурном обществе: «Если разнообразие людей, культур и народов выступает как ценность и достоинство, то толерантность, которая является нормой цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятия других логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличие, непохожесть» [1].

Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью воспитателя является оградить обучающихся от мира жестокости и грубости, познакомить с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеурочной деятельности.

Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таких, какой он есть, мы не всегда ведём себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Задача учреждения ГБУ «КРОЦ» в том, чтобы из её стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но дети обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.

Быть толерантным, значит с уважением относиться к чужим мнениям, высказываниям и взглядам, принимать различные формы самовыражения и проявления личной индивидуальности. Воспитывая толерантное сознание детей, мы стараемся прививать им следующие жизненные принципы:

          соблюдать справедливость по отношению к окружающим;

          быть терпеливым и выдержанным;

          уметь прощать;

          ставить себя на место другого;

          помнить, что дороже всех ценностей — здоровье и жизнь.

Считаю, что для развития толерантной личности следует использовать методы воспитания:

          метод убеждения,

          метод доверия,

          метод поощрения

          метод воспитания книгой,

          метод самовоспитания.

Для того чтобы работа с детьми с ОВЗ по воспитанию толерантности была плодотворной, необходимо задействовать их в различных видах мероприятий проходимых в ГБУ «КРОЦ».

          проведение русских народных праздников таких как «Рождество», «Масленица», в соответствии с календарем;

          театрализованную деятельность обучающихся по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

          с традициями празднования «Нового года», «День смеха», «8 марта».

Формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

Мной были проведены беседы на тему доброты милосердия:

          «Волшебная сила доброго слова»

          «Научи своё сердце добру»

          «Нужно ли милосердие в наше время»

          «Милосердие облагораживает»

В нашей школе на протяжении нескольких лет проводятся традиционные встречи со школой № 875, ЦВР «Синегория». В ходе общения у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется понимание, доверие и уважение, большое значение так же имеют встречи с настоятелем церкви Благовещения пресвятой Богородицы Михаилом Глазовым. На подобных встречах раскрывается сущность православного воспитания и православной культуры. В процессе совместных встреч дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество воспитателя и родителей. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться, к своим близким. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями:

          совместные праздники

          индивидуальные беседы

          выставки рисунков.

Такая согласованность в работе школы и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирование у него нравственных форм поведения.

Итак, толерантность, как инновационная педагогическая тенденция, в современном российском образовании оказывает важное воспитательное значение, а именно, формирует у обучающихся такие личностные качества как: терпимость, гуманность, коллективизм, самокритичность, самоконтроль в поведении.

 

Литература:

 

  1.              Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности //
  2.              Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию /А. Г. Асмолов. — М., 2000. — 180 с. Мемориал. 2001., № 24, с.61–63.
  3.              Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников: Учебно-методическое пособие — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003. — 192 с.
  4.              Степанов В. Воспитание в духе толерантности. — Классный руководитель. — 2002. — № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): Милосердие, ребенок, толерантное воспитание, толерантность, воспитание добра, добро, метод воспитания, мнение, ограниченная возможность здоровья, процесс, формирование толерантности.


Похожие статьи

Эффективные методы работы по проблеме толерантности...

ребенок, ограниченная возможность здоровья, родитель, педагог, форма работы, воспитание толерантности, дополнительное образование, детское творчество, педагогический коллектив, совместное творчество.

Формирование толерантного отношения к детям...

Вданной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Роль воспитания молодежи в духе толерантности в процессе...

Влияние образования на формирование толерантности у учащихся в духе национального и глобального гражданства.

Проблема развития толерантности у молодежи ЯНАО как фактор духовно-нравственного воспитания и профилактики экстремизма.

Воспитание толерантности у подростков: формы и методы...

Воспитание толерантной личности — процесс сложный и длительный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье...

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях...

Начинать эту работу необходимо уже в раннем детстве, поэтому формирование у детей толерантного и терпимого отношения к сверстникам, имеющим проблемы со здоровьем, не таким, как все, является одной из главных задач нравственного воспитания.

Воспитание толерантных взаимоотношений в школе

Формирование толерантностипроцесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше.

[1, с.19]. Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.

Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется всей...

Концептуально-методологические аспекты проблемы...

В концепции толерантности Локка основание и возможность толерантного компромисса не рассматриваются как продукт политического соглашения.

В процессе духовно-нравственного формирования молодежи в контексте толерантности в целом следует учитывать, что...

Воспитание толерантности в многонациональной среде

Среди основных направлений воспитания толерантности выделяется формирование

Воспитание добра, милосердия и толерантности.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой народов малой родины.

Толерантность как ценностная основа инклюзивного...

Согласно Декларации принципов толерантности толерантность означает уважение

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, образовательный процесс, ребенок, диалоговое взаимодействие...

Похожие статьи

Эффективные методы работы по проблеме толерантности...

ребенок, ограниченная возможность здоровья, родитель, педагог, форма работы, воспитание толерантности, дополнительное образование, детское творчество, педагогический коллектив, совместное творчество.

Формирование толерантного отношения к детям...

Вданной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Роль воспитания молодежи в духе толерантности в процессе...

Влияние образования на формирование толерантности у учащихся в духе национального и глобального гражданства.

Проблема развития толерантности у молодежи ЯНАО как фактор духовно-нравственного воспитания и профилактики экстремизма.

Воспитание толерантности у подростков: формы и методы...

Воспитание толерантной личности — процесс сложный и длительный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье...

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях...

Начинать эту работу необходимо уже в раннем детстве, поэтому формирование у детей толерантного и терпимого отношения к сверстникам, имеющим проблемы со здоровьем, не таким, как все, является одной из главных задач нравственного воспитания.

Воспитание толерантных взаимоотношений в школе

Формирование толерантностипроцесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше.

[1, с.19]. Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.

Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется всей...

Концептуально-методологические аспекты проблемы...

В концепции толерантности Локка основание и возможность толерантного компромисса не рассматриваются как продукт политического соглашения.

В процессе духовно-нравственного формирования молодежи в контексте толерантности в целом следует учитывать, что...

Воспитание толерантности в многонациональной среде

Среди основных направлений воспитания толерантности выделяется формирование

Воспитание добра, милосердия и толерантности.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой народов малой родины.

Толерантность как ценностная основа инклюзивного...

Согласно Декларации принципов толерантности толерантность означает уважение

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, образовательный процесс, ребенок, диалоговое взаимодействие...

Задать вопрос