Библиографическое описание:

Сбитнева Е. С., Голышева И. А. К вопросу о воспитании толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 198-201.



The article presents the problem of diagnostics of formation of tolerance in younger schoolchildren in extracurricular activities. The proposed form of education.

Key words: Junior schoolchild, tolerance, extracurricular activities, tolerance

В последнее время в Россию прибывают все больше мигрантов (вынужденных переселенцев) из бывших союзных республик, представителей разных культур, которые нуждаются в понимании и поддержке, поэтому в последние годы проблема толерантности в стране очень актуальна. В связи с этим, актуализируется задача создания педагогических условий для формирования у младших школьников опыта толерантных отношений и толерантного поведения.

На данный момент в педагогической науке еще нет конкретного определения понятия «толерантности». В нашем исследовании мы опирались на понятие, данное в «социально-педагогическом словаре», которое представляет собой толерантность как моральное качество, характеризующее терпимое отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей [1, с. 76].

Критериями толерантности, по мнению Л. Г. Федоренко, являются:

  1. Знание о наличии существования других религий, этносов, наций, народов и их своеобразии.
  2. Умение проявлять снисходительность, терпение, чуткость, отзывчивость, альтруизм, терпимость к различиям, доброжелательность, гуманизм, способность к сопереживанию и состраданию, вежливость, выдержанность, деликатность, доброта, заботливость, любезность, чувство товарищества.
  3. Умение доверять, умение владеть собой, умение не осуждать других, умение слушать.

Для диагностики уровня толерантности у младших школьников мы использовали следующие методики: «Закончи историю» (Г.У Солдатова), «Анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников» (Я. А. Батрак), «Шкала оценки значимости эмоций» (Б. И. Додонова).

В исследовании приняли участие 22 ученика 4 класса, среди них 15 девочек и 7 мальчиков, в возрасте от 9 до 10 лет.

Данные диагностики «Закончи историю» по методике Г.У Солдатовой представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели сформированности нравственных понятий учащихся 4 класса на начало исследования

Уровень

Количество

%

Очень низкий

0

0

Низкий

6

27

Средний

10

46

Высокий

6

27

Всего

22

100

Из таблицы 1 видно, что: Высокий уровень сформированности нравственных понятий показали 6 (27 %) учащихся, эти ребята называли нравственную норму, правильно оценили поведение героев. У 10 (46 %) учащихся средний уровень сформированности нравственных понятий, ребята правильно называли нравственную норму, правильно оценили поведение героев историй, но не смогли мотивировать свою оценку. 6 (27 %) учеников показали низкий уровень сформированности нравственных понятий, они оценивали поведение героев историй как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), оценку не мотивировали и нравственную норму не сформулировали.

Рис. 1. Соотношение показателей сформированности нравственных понятий учащихся 4 класса на начало исследования

Результаты показателей толерантного поведения младших школьников 4 класса представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели навыков толерантного поведения учащихся 4 класса на начало исследования

Уровень толерантного поведения

Количество

%

Низкий

0

0

Недостаточный

3

14

Средний

8

36

Достаточный

7

32

Высокий

4

18

Всего

22

100

Из таблицы 2 следует что 3 (14 %) детей обладают недостаточным уровнем развития толерантности. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми; для 8 (36 %) учащихся характерен средний уровень проявления толерантности. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, однако не умеют отстаивать свое мнение, часто вступают в конфликты, несамостоятельны; 7 (32 %) учеников относятся к группе с достаточным уровнем толерантности. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, активны, проявляют инициативу в общении, характеризуются желанием отстаивать свои интересы; и 4 (18 %) детей испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, активно стремятся к ней, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения.

Рис. 2. Соотношение показателей навыков толерантного поведения учащихся класса на начало исследования

Результаты исследования уровня сформированности эмоционального компонента этнической толерантности у младших школьников отражены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели сформированности эмоционального компонента этнической толерантности умладших школьников 4 класса на начало исследования

Уровень сформированности эмоционального компонента этнической толерантности

Количество

%

Высокий

9

41

Средний

9

41

Низкий

4

18

Всего

22

100

Из таблицы 3 видно, что высокий уровень сформированности эмоционального компонента этнической толерантности выялен у 9 (41 %) учеников, они проявляют положительные эмоции к представителям иных культур, уважительное и доброжелательное отношение к своим одноклассникам разных национальностей. С низким уровнем выявлено 4 (18 %) ученика, у них сформировано эмоционально-отрицательное восприятие «иных», они выделяют значимость своей этнической группы, в общении в классе допускают грубые, недоброжелательные реплики в сторону одноклассников другой национальности.9 (41 %) детей имеют средний уровень сформированности эмоционального компонента этнической толерантности, у них преобладает позитивное отношение к иным культурам, но нередко вызывающее чувство безразличия к ним, при общении в классе доброжелательны, но при этом чувствуют себя не совсем комфортно в многонациональном коллективе.

Рис. 3. Соотношение показателей сформированности эмоционального компонента этнической толерантности у младших школьников 4 класса на начало исследования

Проведенный анализ полученных результатов показал необходимость проведения систематической целенаправленной работы по воспитанию толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности. В связи с этим мы предлагаем: программу «Я в Мире людей», разработанную М. П. Коноваловым; посещение пожилых людей, оказание им социальной помощи, готовить своими руками поделки и дарить их на праздник «День пожилого человека», «День победы»; цикл воспитательных мероприятий: «Толерантность наш главный друг», «Если мы вместе — мы победим», «Учимся сочувствовать», «О пользе прощения», «Мир глазами друга», выпуск газеты «Толерантность».

Литература:

  1. Бурминистров М. Н., Васильева Л. Л., Кащеева А. В. Социально-педагогический словарь. [Текст] / М. Н. Бурмистрова, Л. Л. Васильева, А. В. Кащеева. — Саратов: ИЦ «Наука», 2007. — 76 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, сформированности нравственных понятий, толерантного поведения, начало исследования, навыков толерантного поведения, уровень сформированности нравственных, толерантного поведения младших, нравственных понятий учащихся, толерантного поведения учащихся, внеурочной деятельности, компонента этнической толерантности, нравственную норму, толерантности умладших школьников, сформированности эмоционального компонента, поведение героев, поведение героев историй, поведения младших школьников, эмоционального компонента этнической, младших школьников опыта, деятельности младших школьников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос