Библиографическое описание:

Стародуб И. В. Пути решения проблем обучения взрослых в Многофункциональном центре прикладных квалификаций [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 139-142.

Вопросы подготовки рабочих кадров, переподготовки высококвалифицированных специалистов и, в целом, развития системы непрерывного образования являются крайне важными для построения современной, высокопроизводительной экономики. По материалам ЮНЕСКО, приоритетная задача образования взрослых — обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично развивающемся обществе.

Задачей номер один, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования взрослых, американского ученого Малколма Шеппард Ноулза, стало «производство компетентных людей — таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и... чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни» [1].

Именно запросы общества дали импульсы для реального совершенствования и модернизации системы профессионального образования в Тюменском регионе. Программа модернизации профессионального образования области включает в себя несколько разделов. Модернизация системы профессиональной подготовки — одно из направлений программы, включающее в себя не только модернизацию инфраструктуры, но и модернизацию процесса предоставления услуг: динамичное реагирование на запросы, потребности рынка труда и квалификаций, оперативное создание новых направлений подготовки кадров.

Примером этого, в целях исполнения п.3 Указа Президента Российской Федерации № 59 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», служит создание в октябре 2012 года Многофункциональных центров прикладных квалификаций (МФЦПК) на базе 8 учреждений среднего профессионального образования области, в том числе Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Западно-Сибирский государственный колледж».

Данные центры ориентированы на целевую профессиональную подготовку рабочих кадров под реализуемые инвестиционные проекты в Тюменской области. Финансирование создания и текущей деятельности МФЦПК осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и закреплено Постановлением Администрации Тюменской области.

Целью МФЦПК является удовлетворение потребности организаций, предприятий, ассоциаций работодателей Тюменской области различных форм собственности в квалифицированных кадрах посредством ускоренной профессиональной подготовки персонала широкого спектра направлений и различных сроков обучения.

Деятельность МФЦПК предусмотрена в интересах лиц, жителей Тюменской области, направленных по заявке работодателей. Предполагается ежегодно до 1 декабря направлять в департамент образования и науки Тюменской области сводную заявку для формирования государственного задания на профессиональную подготовку кадров, в соответствии с которой будет определяться объем и структура профессиональной подготовки на последующий финансовый год. Обучающимся, успешно завершившим курс обучения будет выдаваться свидетельство об уровне квалификации установленного образца.

В соответствии с данной целью, в кратчайшие сроки, колледжем была проведена системная работа по анализу и сегментированию рынка труда и квалификаций, потребностей на подготовку востребованных в регионе кадров по заявленным колледжем направлениям. Организованы и проведены ряд совещаний, круглых столов с работодателями при участии департамента по потребительскому рынку Тюменской области.

В процессе разработки программ обучения, сотрудники колледжа столкнулись с проблемой, показывающей, что используемые в настоящее время методы и методики обучения, применяемые в учреждениях начального и среднего профессионального образования, не эффективны при обучении взрослых. При планировании учебного процесса и выборе формы учебных занятий преподаватели и мастера производственного обучения осознали, что необходимо учитывать различия в мышлении взрослого человека и мышлении учащегося. Об этом должен знать каждый педагогический работник, ответственный за обучение рабочих, чтобы обеспечить результативность процесса обучения и личную заинтересованность каждого обучающегося в повышении собственного профессионального уровня.

Отличия взрослых обучающихся постепенно осознавались наукой. В педагогике появился даже особый раздел дидактики, получивший название андрагогика (от греч. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж — + ago — веду) — наука об обучении взрослых, раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога [6].

Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 году немецким историком педагогики А. Капом [4, С.5.]. Наряду с термином «андрогогика» в специальной литературе используются термины «педагогика взрослых», «теория образования взрослых» и др. Основные положения андрогогики сформулировал Малколм Шеппард Ноулс в 1970 году. Он издал фундаментальный труд по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики» [6].

Следует отметить, в системе дополнительного образования взрослых выработка, апробация и практическое использование инновационных педагогических технологий идут быстрее и интенсивнее, чем в основном образовании, которое по своей природе намного более консервативно. Данное положение подтверждают формы и методы активного обучения, мощный импульс распространению которых был дан в 70–80-х в системе дополнительного образования взрослых, повышения квалификации и переподготовки специалистов.

Также, была предложена и андрагогическая модель организации обучения, в рамках которой именно обучающийся несет ответственность за оценку результатов, выступает в качестве основной «движущей силы» обучения, в то время как преподаватель играет роль координатора процесса, «архитектора», создающего новые формы, методы и возможности [6].

Между тем основное и дополнительное образование взаимосвязаны и обуславливают развитие друг друга. Исторически дополнительное образование выполняло компенсирующую, факультативную функцию по отношению к основному. Сейчас можно утверждать, что соотношение между ними постепенно меняется на обратное. [3]

Учитывая перечисленные выше объективные изменения образовательной сферы и достижения различных наук в понимании роли человека в своей жизнедеятельности, ученые исходили из основополагающего факта — принципиальных различий между взрослым и невзрослым человеком вообще и в процессе обучения в частности:

  • обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он не обучаемый);

  • взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым;

  • взрослый обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег;

  • взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели;

  • взрослый рассчитывает на безотлагательное применение освоенных в ходе обучения компетенций;

  • учебная деятельность обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения;

  • процесс обучения взрослого организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.

Таким образом, педагогика — это искусство и наука обучения детей, а андрогогика — искусство и наука оказания помощи взрослым учиться. Исследования показали, что педагогика не является столь эффективной при обучении взрослых как андрагогика.

Так, исследования, проведенные в основном Новелсом, привели к альтернативным моделям обучения, которые более эффективны в обучении взрослых [2]. Поэтому педагогическим работникам, работающим в системе профессиональной подготовки рабочих кадров, необходимо не только получить представление о данных моделях, но и овладеть разнообразными техниками и методами обучения взрослых.

Полгода назад в Минобрнауки России появился новый департамент — государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профобразования, который возглавила Наталия Золотарёва. По её словам, «создание департамента свидетельствует о том, что подготовка рабочих и специалистов среднего звена оказалась в числе приоритетов на государственном уровне, этому уделяется серьёзное внимание». Директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации будет курировать разные вопросы, в том числе развития механизмов государственно-общественного управления системой подготовки рабочих кадров и организации формирования системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, руководителей учреждений профессионального образования.

Более широкий разговор о проблемах среднего профобразования состоялся 22–23 ноября в МИСиС на конференции «Профессиональные кадры новой России» [5].

«Сегодня бизнес ждёт универсальных солдат, умеющих решать смежные задачи, — говорит Наталия Золотарёва. — Владение несколькими близкими профессиями — существенный фактор повышения конкурентоспособности выпускников. В том числе, учитывая демографическую ситуацию, всё более значимым для СПО становится контингент учащихся среди взрослого населения».

Эти же идеи заложены и в Проект приказа Минобрнауки России о федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников: «будут созданы условия для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни», в том числе «ожидается охват занятого населения в возрасте 25- 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы программами дополнительного профессионального образования … с 35 % в 2013 г. до 50 % в 2020 г».

Но позволяют ли способности взрослым эффективно обучаться, есть ли у них возможность усваивать новые знания? Хотя с возрастом многие функции организма постепенно ослабевают (снижаются зрение и слух, ухудшаются память и мышление, возникают трудности с восприятием новой информации), но сами способности к обучению у взрослых (от 20 до 60 лет) существенно не изменяются.

Проведенные в США в 1980-х годах исследования (National Training Laboratories in Bethel, Maine) позволили обобщить данные относительно эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов обучении взрослых. Эти результаты представлены на схеме «Пирамида обучения» (рис. 1).

В то же время многие взрослые люди действительно испытывают трудности с обучением. В большинстве случаев это связано с неготовностью к изменениям и с психологическими причинами: беспокойством о своем авторитете, боязнью выглядеть некомпетентным в глазах окружающих, несоответствием собственного образа «солидного человека» традиционно понимаемой роли ученика. Сегодня сложность обучения взрослых усугубляется еще и тем, что все они испытали на себе воздействие педагогической парадигмы.

Поэтому, на отделении дополнительного образования колледжа, в рамках программы модернизации системы профессионального образования в Тюменском регионе, была разработана программа повышение квалификации педагогических и управленческих кадров системы образования (в том числе, негосударственных учреждений), участвующих в организации и проведении профессиональной подготовки по рабочим квалификациям.


Рис. 1. Пирамида обучения


Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «Инновационные технологии в профессиональной подготовке рабочих кадров» — это комплекс нормативно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки слушателей: преподавателей спецдисциплин, мастеров производственного обучения, методистов-организаторов краткосрочных курсов.

Учебный план программы рассчитан на 72 часа учебных занятий.

Содержание программы составлено с учетом исходного образовательного уровня и профессиональной подготовленности мастеров производственного обучения и преподавателей общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Данный уровень проверяется специально разработанной входной диагностикой.

В процессе повышения квалификации устанавливаются следующие виды учебных занятий: лекции, практические занятия, семинары по обмену опытом, выездные занятия, стажировки, учебные проекты.

Цель данного курса повышения квалификации — развитие профессиональной компетентности специалистов, работающих с самыми различными категориями и группами взрослого населения.

Задачами курса являются приобретение и совершенствование слушателями знаний и умений по следующим направлениям:

  • андрагогика, как основная составляющая непрерывного образования;

  • психофизиологические особенности взрослого обучающегося;

  • эффективные формы организации обучения взрослых;

  • разработка и применение активных методов обучения;

  • подготовка и проведение образовательных мероприятий для взрослых;

  • использование технологии модерации для интерактивного обучения.

С целью приобретения и закрепления навыков использования эффективных технологий обучения всем участникам курса обучения предлагается разработать образовательные мероприятия, материалы которых они смогут использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, разрабатывая данную программу повышения квалификации, мы поставили своей целью содействовать подготовке и повышению квалификации специалистов Многофункциональных центров прикладных квалификаций и других учреждений, занимающихся профессиональной подготовкой по рабочим профессиям.


Литература:

  1. Змеёв С. И. «Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов», М.: Флинта: Наука,1999 г.

  2. Малькольм Новелс. Современная практика обучения взрослых. Association Press/FoUet. 1980.

  3. Митина А, «Дополнительное образование в России» (Исторический аспект) // «Новые знания» № 2 2000 г.

  4. Основы андрагогики / под ред. И. А. Колесниковой. — М.: «Академия», 2003. — С. 5.

  5. Профессиональные кадры новой России // Материалы конференции 22–23 ноября 2012 г., Москва — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 304 с.

  6. http://www.ncstu.ru/content/_docs/pdf/conf/past/2002/human/02/11.pdf.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle