Библиографическое описание:

Зайцева О. Н. Автоматизированный рабочий комплекс преподавателя как средство дистанционного сопровождения самостоятельной работы студентов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 205-207.

Информационно-коммуникационные технологии предоставляют широкие возможности для развития личности обучающихся и реализации их профессиональных и общеинтеллектуальных способностей. Преподаватель, внедряющий информационно-образовательные технологии в процесс обучения, реализует потребности студентов в получении знаний по преподаваемой дисциплине, способствует формированию информационной культуры обучающихся путем самообразования и, что немаловажно, постоянно совершенствует свою информационную культуру, обеспечивая тем самым собственный профессионально-методический рост.

На наш взгляд, наиболее эффективным способом организации самостоятельной работы студентов является дистанционное сопровождение этого процесса информационно-образовательными ресурсами, разрабатываемыми преподавателем с помощью новейших информационно-образовательных систем, компьютерных образовательных программ, мультимедийных ресурсов и т.п. Кроме того, весьма оправданным является обращение высшего образования к интерактивным образовательным технологиям, для которых в первую очередь характерен быстрый и активный отклик обучающихся на решение учебных задач изучаемой дисциплины. В современных условиях интерактивные информационно-образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс, в частности, в самостоятельную работу студентов– неотъемлемую составляющую изучения любой дисциплины математического и естественнонаучного цикла.

Следует отметить, что информационно-образовательные ресурсы, используемые преподавателем в качестве дистанционного сопровождения самостоятельной работы студентов, не должны выступать обособленно. Их необходимо подчинить общей образовательной цели, снабдить единой идей и наполнить соответствующим этому содержанием. В качестве модели такого дистанционного информационно-компьютерного сопровождения могут выступать автоматизированные рабочие комплексы преподавателя.

При этом под автоматизированным рабочим комплексом преподавателя (АРКП) мы понимаем совокупность информационных средств, подготовленных преподавателем с помощью современных информационно-коммуникационных технологий и предназначенных для дистанционного сопровождения изучения конкретных дисциплин в ходе самостоятельной работы студентов как неотъемлемой составляющей образовательного процесса.

Использование автоматизированного рабочего комплекса преподавателя в самостоятельной работе студентов при изучении дисциплин математического и естественнонаучного цикла способствует реализации комплекса целей.

Для лучшего их раскрытия разделим цели на две группы (1 группа – направленные на совершенствование деятельности педагога; 2 группа – ориентированные на формирование личности обучающихся). Рассмотрим цели первой группы. Среди них выделим организационные (направлены на организацию и проведение образовательного процесса) и профессионально-развивающие (направлены на развитие преподавателя как умелого организатора образовательного процесса, чья профессиональная деятельность отвечает современному периоду развития науки и образовательных технологий).

К организационным целям относим:

  • повышение качества преподавания изучаемой дисциплины с помощью использования информационных коммуникационных технологий и информационно-образовательных ресурсов локальных и глобальной сетей;

  • автоматизация мониторинга качества подготовки студентов по дисциплинам математического и естественно-научного цикла;

  • обеспечение индивидуализации учебного процесса.

Профессионально-развивающими целями являются:

  • формирование информационно-коммуникационной компетентности, в частности, умения эффективно использовать современные ИКТ-технологии на различных этапах образовательного процесса;

  • формирование умения видеть процесс преподавания дисциплины в системе и реализовывать изучение отдельных блоков дисциплины посредством ИКТ-технологий;

  • развитие способности эффективно работать с людьми, взаимодействовать в составе и во главе команды.

Среди целей второй группы назовем образовательные (ориентированы на формирование знаний и умений ими владеть посредством ИКТ-технологий в рамках изучаемой дисциплины, а также применять знания при необходимости в иных ситуациях), воспитательные (отвечают за воспитательное воздействие, которое может получить студент, изучающий дисциплину дистанционно посредством ИКТ) и развивающие (направлены на развитие отдельных сторон личности обучаемых, которое обеспечивается внедрением в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий).

Итак, к образовательным целям следует отнести:

  • обучение работе с информацией в области изучаемой дисциплины и смежных с ней посредством ИКТ-технологий;

  • ознакомление с различными информационными ресурсами, содержащими материалы по изучаемым темам дисциплины;

  • создание условий для интеллектуального развития личности;

  • формирование компьютерной грамотности и компетентности.

Несмотря на кажущееся отсутствие велика роль и воспитательных целей. Это, прежде всего формирование позитивной мотивации к получению знаний; воспитание учебной инициативы; активизация интереса к дисциплине; формирование самостоятельности, критичности, способности мыслить глобально; воспитание потребности в самообучении и саморазвитии; формирование отношения к компьютеру как к средству познания и обучения, а не только как к средству развлечения (игры, аудио, видео, социальные сети и т.п.); усвоение норм сетевого этикета.

Наиболее широко представлен блок развивающих целей. Это:

  • активизация наглядно-действенного, творческого и теоретического типов мышления студентов;

  • развитие познавательной активности, формирование исследовательского подхода к учебной деятельности;

  • развитие способности анализировать и оценивать информацию;

  • развитие и раскрытие творческого и интеллектуального потенциала обучаемых;

  • формирование способностей коммуникативного взаимодействия друг с другом и с группами обучаемых посредством современных средств связи, в частности, интерактивных способов общения с помощью глобальных и локальных сетей;

  • повышение уровня самостоятельности студентов, интенсификация их самостоятельной работы, активизация самостоятельной деятельности по усвоению учебного материала дисциплины;

  • формирование умения самоопределяться в учебной деятельности;

  • повышение уровня квалификации студентов и т.п.

При использовании АРКП приоритетная роль отводится компьютерным технологиям. Компьютер занимает центральное место и во время разработки АРКП и в период его функционирования и использования студентами на этапе самостоятельной работы. Поэтому при разработке и эксплуатации автоматизированного рабочего комплекса преподавателя необходимо учитывать следующие аспекты:

    1. технический – оснащение участников образовательного процесса компьютерным и иным специальным оборудованием;

    2. технологический – организация и поддержка преподавателем созданного АРКП (администрирование преподавателем дистанционного сопровождения изучения дисциплины в ходе самостоятельной работы студентов);

    3. кадровый – работа с автоматизированным рабочим комплексом информационно – коммуникационно - технологически компетентных преподавателей и студентов (для студентов допустим невысокий уровень ИКТ - компетентности).

Перечисленные аспекты организации АРКП имеют необходимый характер и выступают априори, т.е. без них процесс создания и эксплуатации автоматизированного рабочего комплекса преподавателя не мог быть осуществлен, но они отнюдь не являются достаточными. Кроме них следует указать организационно-методический, психолого-педагогический аспекты. Раскроем их содержание.

Организационно-методический аспект предполагает учёт особенностей форм дистанционного сопровождения самостоятельной работы, которые могут быть как индивидуальными (например, индивидуальные консультации по теме, рекомендации к выполнению индивидуальных заданий и т.п.), так и групповыми или совместными (чаты, вебинары, глоссарии, лекции и т.п.).

Психолого-педагогический аспект связан с некоторыми проблемами дистанционного обучения. Такими как:

  • отсутствие непосредственного контакта между преподавателем и студентами (преподаватель при использовании АРКП должен оказывать обучающимся требуемую помощь в определении индивидуальной образовательной траектории изучения дисциплины посредством информационных ресурсов АРКП; обеспечивать психологическую комфортность каждого студента, работающего с комплексом дистанционного сопровождения своей самостоятельной деятельности в виде АРКП);

  • временная неопределенность при организации диалога между субъектами обучения (время между вопросом преподавателя и ответом студента увеличивается, при этом преподаватель не всегда может контролировать самостоятельность ответа студента);

  • знание и соблюдение этических норм и правил сетевого общения.

Таким образом, перед преподавателем стоит цель грамотной психолого-педагогической организации дистанционного сопровождения самостоятельной работы студентов. В основе такой организации лежат:

  • комплекс знаний о способах и формах взаимодействия субъектов образовательного процесса в ходе процесса дистанционного сопровождения;

  • комплекс знаний о нормах сетевого этикета и знакомство участников учебного процесса с ними;

  • система знаний о психологических особенностях обучаемых, которые могут проявляться во время самостоятельной работы;

  • система знаний об особенностях восприятия учебного материала, представленного в различных видах в разработанном автоматизированном рабочем комплексе преподавателя.

Учитывая выявленные аспекты, в процессе организации дистанционного сопровождения самостоятельной работы студентов посредством автоматизированного рабочего комплекса преподавателя, на наш взгляд, целесообразно выделить следующие этапы:

  1. Целевой этап. Этап определения целей учебно-воспитательного процесса, в частности, самостоятельной работы студентов, и создания АРКП.

  2. Этап проектирования АРКП. На этом этапе предполагается анализ планируемых результатов самостоятельной работы студентов, выстраивание содержательных линий, которые следует отразить в АРКП, подбор ИКТ-технологий и средств для осуществления дистанционного сопровождения.

  3. Этап организации дистанционного сопровождения самостоятельной работы посредством АРКП. Этап непосредственной реализации разработанного автоматизированного рабочего комплекса преподавателя на практике.

  4. Оценочно-результативный этап. Оценка результатов использования АРКП в качестве средства организации самостоятельной работы студентов, анализ эффективности выбранных методов, приемов и форм работы со студентами при изучении материала дисциплины.

Очевидно, что та часть учебного процесса, которая реализуется в новых условиях, в современной информационно-образовательной среде, должна значительно отличаться от обычного учебного процесса. Дистанционное сопровождение самостоятельной работы студентов при изучении дисциплин математического и естественнонаучного цикла направлено на приобретение опыта работы с информацией, ее целесообразного применения, обеспечение саморазвития и самоактуализации студентов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle