Библиографическое описание:

Салманова А. Ф. Критерии показатели оценки гендерного поведения подростков в воспитательной работе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 15-18.

Одним из сложных вопросов в воспитательной работе в рамках школьного образования был вопрос гендерного поведения. Особое внимание в данном вопросе мы уделили критериям оценки гендерного поведения. Для определения критериально-оценочного аппарата. Мы рассматривали анализ точек зрения различных ученых (Л.Е. Балашов, В.И. Загвязинский, И.Ф. Исаев, В.А. Беликов и др.) позволил нам остановиться на некоторых ключевых положениях относительно решаемой задачи. Согласно им:

  • критерий определяется как признак (свойство, качество) изучаемого объекта, на основании которого производится оценка, суждение о его состоянии и уровне функционирования;

  • показатель есть количественная и качественная характеристика сформированности каждого свойства, признака (В.И. Загвязинский).

В настоящее время в педагогической теории и практике существуют общие требования к выделению и обоснованию критериев, которые сводятся к тому, что они должны воссоздавать основные закономерности формирования и развития личности; с их помощью должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемого педагогического явления или процесса. Помимо этого, критерии должны раскрываться через ряд качественных и количественных показателей, по мере проявления которых можно определять о большей или меньшей степени его выраженности; критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и в культурно-педагогическом пространстве.

Именно данных требований в своей работе мы строго придерживались.

Выбор критериев был напрямую был связан с исследованием структуры воспитательной работы и использованием в ней гендерного подхода).

При разработке критериального аппарата мы опирались на анализ нашего ключевого понятия гендерное поведение. Это позволило нам к критериям гендерного поведения отнести: мотивационный, когнитивный, рефлексивно-оценочный, коммуникативно-личностный и деятельностным критериям. Каждый критерий конкретизируется через показатели и признаки.

Критерии и показатели при оценке развития гендерного поведения подростков

Таблица 1

п\п

Содержательные компоненты гендерного поведения


Критерии

Показатели

1.

Мотивационный

Мотивационный критерий

1.Желание вступать в контакт независимо от пола,
2.Социальное моделирования пола( в различных ситуациях взаимодействия в социуме);
3.Потребность совершенствовать свои ЗУН в области гендерного поведения

2.

Познавательный

Когнитивный критерий

1.Полнота знаний об гендерном подходе;

2.Самооценка,самоконтроль,

3. Самоанализ гендерного поведения;

3.

Коммуникационный

Коммуникативно-личностный

1.Контактность с детьми противоположного пола;
2.Эмпатичность в отношении детей другого пола;
3. Доброжелательность в отношении детей независимо от пола.

4.

Деятельностный

Деятельностный критерий

1.Организовывать своё свободное время;
2. Интерес к гендерным аспектам.
3.Самоопределения подростков в трудовой и семейной сферах.


В связи с этим, при выборе уровней развития гендерного поведения подростков в своей работе мы выделили также высокий (продуктивный), средний (нормативный) и низкий (адаптивный) уровни.

В задачи первого этапа экспериментальной работы входила задача, связанная с определением коэффициентов для количественной и качественной оценок выявленных критериев и показателей. При этом мы посчитали необходимым обосновать механизмы перевода качественных показателей в количественные и соотнесения респондента к определенному уровню развития гендерного поведения подростков.

Для количественного сравнения уровней развития гендерного поведения подростков мы ввели следующую оценку каждого показателя и баллы для их выражения:

  • баллом (2) мы отмечали критерий, который способствует развитию того или иного качества гендерного поведения;

  • балл (1) означает нейтральный показатель;

  • баллом (0) мы отмечали критерий, который препятствует развитию тому или иному качества гендерного поведения подростка. В таблице 3 нами дана, количественная оценка уровня развития гендерного поведения подростка по каждому показателю в баллах. Как следует из нее, все показатели в итоге сведены к «2», «1» или «0» баллам.

Таблица 2

Показатели и диагностические методики их оценки


Показатели

Методики

определения

показателя

Уровни овладения и оценочные баллы

Продуктивный

(2 балла)

Нормативный

(1 балл)

Адаптивный

(0 баллов)

Критерий: мотивационный

1.Желание вступать в контакт,

Методика КОС-2


0-4 балла

5-8 баллов

9-15 баллов

2.Социальное моделирования пола

Опросник

«Оценка степени гендерной зрелости»

20-13 баллов

9-12 баллов

1-8 баллов

3.Потребность совершенствовать свои ЗУН.

Опросник

«Мотивация к учению»

33-26 баллов

25-17 баллов

16-8 баллов

Критерий: когнитивный

1.Полнота знаний об окружающим мире, других людях;

Беседа «Оценка степени психосоциальной зрелости»

40-36 баллов

35-26 баллов

до 25 баллов

2. Рефлексивно-оценочный;

Опросник

«Оценка степени гендерной зрелости»

40-30 баллов

29-11 баллов

Менее 10 баллов

3.Способность осознания социокультурных конструктов гендерного пространства развития общества.

Опросник

«Оценка степени гендерной зрелости»

20-13 баллов

12-9 баллов

1-8 баллов



Критерий: коммуникативно - личностный

1.Контактность;


Рисуночный тест «Д-Д-Ч»

15-11 баллов

10-6 баллов

5-0 баллов

2.Эмпатичность;


Рисуночный тест «Д-Д-Ч»

15-11 баллов

10-6 баллов

5-0 баллов

3.Доброжелательность

Рисуночный тест «Д-Д-Ч»

15-11 баллов

10-6 баллов

5-0 баллов

Критерий: деятельностный

1.Проявляет интерес: к жизненным ориентациям молодежи.

Опросник «Мотивация учения»

33-26 баллов

25-17 баллов

16-8 баллов

2. Проявляет интерес к гендерным аспектам стратегий жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере

Опросник

«Оценка степени гендерной зрелости»

20-13 баллов

12-9 баллов

1-8 баллов

3..Проявляет интерес к гендерным отношения в семейной сфере

Опросник

«Оценка степени гендерной зрелости»

20-13 баллов

12-9 баллов

1-8 баллов

Введение балльных оценок по каждому показателю давала нам возможность подсчитать уровень развития гендерного поведения.

Чтобы установить интервалы группировки значений, мы использовали методику А.А. Кыверялга. Сообразно данной методике, средний уровень определяется 25% отклонением значения от среднего по диапазону бальных оценок. Тогда распределение по двум «граничным» уровням (низкому и среднему) можно представить следующим образом: низкий уровень – от R(min) до 0,25*R(max); высокий уровень – от 0.75* R(max) до R(max), где R(min) – это нижний предел диапазона бальных оценок, R(max) – это высший предел диапазона бальных оценок.

Следуя той же логике, уровень развития гендерного поведения определялся нами интервалами, представленными ниже в табл. 3:

Таблица 3

Интервалы определения уровня развития гендерного поведения подростка в образовательном учреждении

Уровни развития гендерного поведения подростка в ОУ


адаптивный уровень

нормативный уровень

продуктивный уровень

Баллы

0-8 баллов

9-23 балла

24-32 балла



На основе приведённого в табл. 3 соответствия, суммарный балл, оценивающий итоговый результат эксперимента, менялся в нашем конкретном случае в пределах от «0» до «32

Если уровни по отдельным показателям (или критериям) брать за эталон, то можно было отследить, насколько респондент изменяется в сравнении с данным эталоном за время эксперимента, по каким показателям происходит рост или уменьшение отдельного уровня.

Предложенная диагностическая программа оценки уровня развития гендерного поведения подростка в образовательном учреждении отрабатывалась нами в ходе констатирующего эксперимента и использовалась в формирующем эксперименте. Она позволила нам не только определять уровень развития гендерного поведения респондентов и отследить их динамику в процессе экспериментальной работы.

Таблица 4

Критерии уровней готовности подростков к воспитательной работе в школе с учётом гендерного подхода

Критерий

Признаки

Характеристика готовности подростков к воспитательной работе в школе с учётом гендерного подхода

Продуктивный

уровень

Нормативный

уровень

Адаптивный

уровень

1.Желание вступать в контакт независимо от пола.

У подростка с детства есть желание научиться строить продуктивные взаимоотношения со значимыми для них взрослыми людьми, расширить круг общения со сверстниками в разнообразных видах деятельности не разделяя их по половой принадлежности;

Подростки проявляют желание и открыты новым контактам и общению, с готовностью откликаются на новые дружеские связи;

Дети не отслеживают своих желаний в области общения: проявляют либо замкнутость, либо суперактивность, беспокойство и непостоянство в общении дифференцируя людей по половому признаку.

2.Социальное моделирования пола;

проявляют интерес ко всему новому в мире, проявляет самостоятельность в общении с окружающими.

Подростки проявляют интерес к новому, используя новые технологии.

Не проявляют интерес к новой информации: закончились уроки – интерес исчерпан;

3.Потребность совершенствовать свои ЗУН в области гендерного поведения,

проявляют интерес ко всему новому, к расширению сферы познания «мира»; много читают, анализируют, делая самостоятельные выводы для себя.

Подростки проявляют интерес к новому, часто задают вопросы, ищут новые источники информации;

проявляют ситуативный интерес к новой информации: закончились уроки – интерес исчерпан; в остальных случаях инициативу не проявляют;

Продолжение таблицы

Когнитивный критерий

1.Полнота знаний о гендерном подходе

проявляют потребность быть более успешными в коммуникативной деятельности, в стремлении к лидерству в контактах, проявляет интересуется к жизненному самоопределения юношей и девушек;

у подростков есть потребность узнавать правила общения в разных сферах общественной жизни; подростки направлены на социум;

не проявляют потребности в накоплении знаний правил поведения и выстраивания отношений с людьми;

2.Самооценка, самоконтроль;

Подростки, знают где и как себя вести; стараются самостоятельно расширять эти знания и оценить себя в данной ситуации;

знают правила поведения в школе и за её пределами; стимулирование учителя способствует накоплению этих знаний и применения их в социуме;

подросток знает основные правила поведения в общественных местах; вежливые слова, но не всегда использует, не может самостоятельно оценить ситуацию;

3.Самоанализ гендерного поведения;

сознательно пополняет знания о правилах бесконфликтных деловых и личностных взаимоотношениях; понимает что эти знания – залог его успешной деятельности в стенах школы и за её пределами;

осознают, что эти знания помогают им в жизни, понимают степень знания правил культуры поведения и необходимость их накопления;

ребенок может сказать как нужно себя вести, но не пытается осознать важность этих знаний и поведения;

Коммуникативно-личностный критерий

1.Контактность с детьми противоположного пола;

Подростки достаточно коммуникативны, они способны вступать в контакт как с ребятами своего класса, так и ребятами из параллельных классов; они способны самостоятельно выстраивать отношения с юношами и девушками;

подростки проявляют коммуникативные умения, стараются проявлять инициативу в общении, они пользуются уважением товарищей, но порой не хватает опыта, чтобы самостоятельно организовывать товарищей для выполнения какого-либо дела;

подростки не привыкли слушать и слышать кого-либо кроме самого себя; они трудно находит общий язык с противоположным полом;

2.Эмпатичность в отношении детей другого пола;

Подростки достаточно коммуникативны, они способны вступать в контакт как с ребятами своего класса, так и ребятами из параллельных классов; они способны самостоятельно выстраивать отношения с юношами и девушками;
подростки стараются быть справедливыми и объективными к окружающим, и к себе, стараются понять сверстников и взрослых людей, принимать такими, какие они есть и прощать независимо пола;

подростки проявляют чуткость по отношению к окружающим, правда не всегда адекватно реагируют на настроение людей и не всегда могут вовремя прийти на им помощь; требуется обсуждение со взрослыми;

Не проявляет чуткости к товарищам, не понимает, когда причиняет боль словом, поступком;

Деятельностный криерий

1.Организовывать своё свободное время;

Подростки инициативны, активны и претендуют на лидерство, они пользуются авторитетом среди товарищей, самостоятельно могут организовать своё время

подростки берут ответственность на себя за организацию своего времени.

не проявляет инициативу в организации собственного времени, всегда полагаются на других.


2. Интерес к гендерным аспектам.

Подростки вовлекают ребят в интересные дела они всегда в курсе новых течений в молодёжи, актуальных профессий на рынке труда, ориентированы на семью и семейные ценности в отношении как юношей так и девушек.

Подростки вокруг них всегда дети и кипит работа; они всё хотят упорядочить и требуют от всех подчинения; им нужно одобрение учителя и похвала; проявляют интерес только в отношении себя, В семье и в профессии видят себя лидерами дифференцируют друзей по полу.

Подросток принимает в них участие, хотя часто спорит и конфликтует с ребятами; иногда ему удаётся быть в центре внимания, но в серьёзные дела он не рискует вовлекаться без вмешательства учителя, профориентирован слабо, надеется на выбор родителей, на семью не ориентирован.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle