Библиографическое описание:

Стекленева С. Ю. Методика проведения элективного курса по биологии «Пираты органического мира» в профильном обучении [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 107-109.

Профильные элективные курсы – это курсы повышенного уровня, определяющие направленность конкретного профиля обучения. Элективные (от латинского electus– избранный) курсы, являются обязательными для изучения. Элективные курсы не должны дублировать содержание базового и профильного курсов биологии. Поэтому, подбирая материал для элективного курса, я стремилась ответить на вопрос: «Чем элективный курс «Пираты органического мира» будет полезен, интересен ученику?». Важно, чтобы содержание курса соответствовало познавательным возможностям учащихся и развивало учебную мотивацию.

Каждая тема курса – это своеобразная экскурсия в прошлое, когда люди только пытались выяснить природу действия различных организмов, влияющих как положительно или отрицательно на организм человека.

Основной целью и новизной данного элективного курса является его профориентационная направленность в области фундаментальной биологии, вирусологии, биотехнологии, генетики, медицины и охраны природы.

Данный курс проводила обычно с научного дискуссии о вечной молодости, продления жизни и бессмертии, который был поднят ещё учёными древности и продолжается до сих пор. Дебаты, как форму дискуссии обычно применяю тогда, когда необходимо обсудить сложную и противоречивую проблему, имеющую неоднозначное решение. Цель дебатов – научить учащихся высказывать своё мнение, слушать других и уметь вести дискуссию со своим оппонентом в спокойной и доброжелательной манере. Учащиеся должны постараться также приводить аргументы за и против обсуждаемой идеи, своими аргументами убедить оппонентов в правильности избранной позиции. При проведении дебатов, учащихся делила на две группы, так как было две точки зрения, которые им необходимо было обсудить. Время на подготовку дебатов ограничено. Например, на обдумывание проблемы в группе – не более 15 минут, на обсуждение – 15 минут, а общее выступление от группы – также до 15 минут. В каждой группе учащиеся выбирали своего представителя для выступления и договаривались о том, кто будет фиксировать аргументы противоположной стороны, кто будет задавать вопросы и комментировать выступление своих оппонентов. Представители групп выступали по очереди. Моя роль отводилась в качестве наблюдателя, который следил за регламентом дебатов и порядком выступлений, вопросов и ответов. Итоги дебатов обычно подводились мной, либо в форме тайного или открытого голосования.

Конечно, методы и формы обучения элективного курса должны определяться требованиям профильного обучения, учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Основной приоритет методики изучения элективного курса отводился обучению через опыт и сотрудничество, исследованию в группах, фронтальной и индивидуальной работе. Формы организации были также разнообразными: коллективные, групповые, индивидуальные. Популярными видами деятельности на элективном курсе были не только лекции, тестирования, самостоятельные работы, дискуссии, но и ролевые и деловые игры.

Игровая деятельность присуща практически абсолютно всем людям, независимо от возраста. В ходе игры педагог имеет возможность в увлекательной форме предложить детям тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, выработать у детей умение сосредотачиваться, самостоятельно мыслить, развивать внимание и стремление к знаниям. Если в среднем звене преобладают такие игры, как игры – путешествия, игры – сказки, то в старших классах на лидирующие позиции выходят ролевые игры, связанные с видами деятельности, разнообразными общественными сферами, подготавливающие учащихся к будущей самостоятельной жизни.

Окружающий нас мир с каждым днём становится всё более непредсказуемым, динамичным, требующим от человека поисковой активности. Желание новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты поведения детей.

Как повысить интерес учащихся к изучению школьных дисциплин? Этот вопрос волнует многих учителей.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более новым и глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов обучения школьников. И задача педагога, в развитии познавательного интереса у учащихся, состоит не в том, чтобы быть экскурсоводом в путешествии знаний, а в том, чтобы быть консультантом, помощником.

Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано её стимулирование. Стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.

В школе, на уроках и элективных курсах, я активно применяю различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространёнными являются: соревнование, познавательная игра, учебная дискуссия, поощрение. Согласитесь, что детям в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, первенству, самоутверждению. Действительно, переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъём бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперёд.

На мой взгляд, если информация, полученная на курсе, заинтересовала учащихся, то у школьников возникает желание изучать биологию. Хорошо организованные и интересно проведённые элективные курсы помогают обобщить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Совместная творческая работа сближает учащихся и учителей, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников.

Главный стимул учиться – неизвестность. Смысл учебного процесса – не передача суммы знаний, а сама личность школьника. Неизвестность манит. Неизвестность – это мотивировка движения. Школьники не получают готового знания, они сами, ошибаясь, упираясь в тупик, блуждая, идут к нему. Момент напряжения, сбора сведений, поиска ответов может продолжаться очень долго. Но рано или поздно, к решительным и настойчивым приходит удача.

В настоящее время для практики обучения биологии характерно сочетание традиционных и новых педагогических технологий. Я думаю, что в настоящее время, игровые методики приобрели большую популярность и отличаются разнообразием.

Игровые технологии помогут учителям формировать у учащихся интерес к предмету, расширить их кругозор, вселить уверенность в свои силы, и возможно, преуспеть в играх, что в свою очередь может привести к успехам в учёбе и жизни.

Новые возможности проведения игр оказывают компьютеры. В них можно заложить не только разнообразную информацию в виде текста, картосхем, статистического материала, но и наглядно моделировать изучаемые процессы и явления, обрабатывать информацию, подводить итоги. Это значительно облегчает работу учителя по подготовке игры, и оценке её результатов, сделает деятельность учащихся более содержательной и приблизит её к реальной жизни.

Практика работы в «СОШ р.п. Духовницкое Саратовской области» убеждает в том, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности – создание проблемной ситуации, введение игровых моментов благотворно влияют на учеников.

Без интереса к предмету, без умения добывать новые знания школьники быстро могут потерять мотивацию в образовательном процессе, снизится их внимательность, а как следствие и успеваемость. На мой взгляд, в таких условиях важной задачей становится привитие школьникам интереса к изучаемому предмету. Одним из методов достижения данной цели является применение на уроках игровых технологий.

Например, каждый элективный курс я провожу с биологической разминки – «Дата - Событие». Ученики пришли на элективный курс. Записывая дату на доске, школьники вспоминают различные события данного времени, но которые происходили в разные годы. Практикую и умения показывать по географической карте страны или природные ландшафты, где произошли данные события. В школе я работаю учителем географии и биологии, поэтому часто применяю интегрированные занятия. К следующему элективному курсу, ученики самостоятельно готовятся к выступлению, так как дата им уже известна из школьного расписания.

На элективном курсе по биологии использую различные источники информации: справочники, учебные таблицы, схемы. Источником информации является и компьютер. Открываются новые возможности: создание презентаций, слайд – шоу, игры, интерактивное моделирование физических объектов, электронные изображения микроорганизмов, тестовый контроль.

Считаю рациональным выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ, таблицы, справочные материалы.

На уроках – практикумах учащиеся совершенствуют свои умения заполнять таблицы, работать со статистическими материалами. Большое внимание уделяю тому, какой вклад вносят учащиеся в создание презентаций. Поэтому стараюсь превратить эту работу в творческий процесс с элементами проектной деятельности. В этом случае, на мой взгляд, у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках.

На уроках для развития познавательной деятельности учащихся использую модели - мозаики. Модели – мозаики представляют собой изображения бактерий, вирусов, выполненные на картонной основе. Главная цель работы с такими моделями – заинтересовать учащихся, повысить мотивацию деятельности, вызвать желание работать и повторять.

Использование моделей – мозаик позволяет отработать знание биологической номенклатуры, при этом можно использовать самые разнообразные формы самостоятельной деятельности: индивидуальные, парные, групповые. По моему мнению, преимуществ у данной формы работы несколько. Прежде всего, возрастает интерес к предмету, учащиеся во много раз быстрее усваивают правильно номенклатуру, возникает элемент соревнования в знании микроорганизмов. Вот такая самостоятельная деятельность школьников может перейти на качественно иной, творческий уровень. От сбора готовых моделей постепенно ученики переходят к самостоятельному составлению моделей – мозаик. При оценке работ учащихся учитываю сложность выполняемого задания, степень самостоятельности и оформления.

В школе ученик проводит значительную часть своей жизни. На уроках и элективных курсах в большей степени осуществляется его познание: создаётся фундамент образования, происходит воспитание, общение, развивается его творческая индивидуальность, формируется личность. Таким образом, истоки становления человека начинаются в школе. И поэтому к урокам и элективным курсам необходимо подходить не как к застывшей форме организации обучения, а как к источнику развития детей, раскрытию их способностей и возможностей в обучении.

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. В процессе освоения элективных курсов желательно предоставить учащимся возможность использовать разные учебные пособия, практикумы, энциклопедии.

В результате посещения элективного курса ученики ещё раз убеждаются в том, что биология – одна из самых интересных наук, получают представление о смежных с биологией науках и достижениях науки и техники на доступном для них уровне, находят нужную информацию, используют интернет.


Литература:

  1. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотворчества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 – 144 с.

  2. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: Методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД» - дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса. – 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2007. – 128 с.

  3. Зверева Н.П. Пираты органического мира. Программа элективного курса для профильного курса по биологии. – Саратов, 2007. – 72 с.

  4. Подунов Л.С. Слагаемые мастерства педагога. М.: ДОСААФ, 1990. – 96 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle