Библиографическое описание:

Болдырева Н. Г., Баранова Н. А., Витязь Л. Н. Формирование у старших дошкольников знаний по пожарной безопасности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Актуальность предложенной темы обусловлена тем, что по данным статистики органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожаров – дети, ¾ из них – дошкольники.

Закон РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21 декабря 1994 г. (статья 25) гласит: «обязательное обучение детей дошкольных образовательных учреждений и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой». В соответствии с этим в детских садах детям в самой доступной форме должны даваться первоначальные знания по пожарной безопасности. Однако, в ДОУ еще не достаточно внимания уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности. Со стороны родителей наблюдается недостаточно серьезное отношение к данной проблеме, они мало обучают детей правилам пожарной безопасности. Более того, разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой, которую нередко дети приносят с собой даже в детский сад. Природная любознательность малышей приводит их к играм со спичками, бытовыми электроприборами, легковоспламеняющимися материалами. Поэтому уже на дошкольном этапе развития ребёнка нужно начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по приобщению детей старшего дошкольного возраста к основам пожарной безопасности; сформировать навыки безопасного поведения дошкольников в быту; обучить правильным действиям в пожароопасных ситуациях.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

- формировать у детей интерес к проблемам собственной безопасности;

- формировать основы пожарной безопасности у старших дошкольников, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!»;

- формировать правила пожарной безопасности; расширять знания детей о борьбе с огнем;

- воспитывать у детей ответственное отношение к своей безопасности;

- распространить педагогические знания о правилах пожарной безопасности среди родителей.

Для решения поставленных задач использовались разнообразные формы работы как с детьми, так и с родителями: создание предметной среды в группе для организации деятельности (художественная литература, иллюстрации, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, настольно-печатные и дидактические игры, номера телефонов экстренных служб); НОД по ОБЖ; экскурсии; встречи с сотрудниками службы пожарной охраны, музея; праздники и развлечения; викторины и соревнования; организация игр; конкурсы рисунков; создание наглядного материала для родителей; проведение семинаров-практикумов по типу круглого стола; проведение родительских собраний; организация совместных досугов.

В ходе работы применялось комбинирование традиционных и нетрадиционных методов работы: игры (сюжетно-ролевые, обучающие, настольно-печатные, режиссерские и др.); решение проблемных ситуаций; игры-драматизации по литературным произведениям; просмотр мультфильмов; макетирование; моделирование; экспериментирование; продуктивные виды деятельности; культурно-досуговая деятельность и др.

Работа по формированию основ пожарной безопасности строилась на основе: программы «Безопасность» (Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.), «Сценариев по пожарной безопасности для дошкольников» (И.В. Кононовой); методических разработок Т.В. Ивановой «Пожарная безопасность. Разработки занятий. Старшая группа», «Пожарная безопасность. Разработки занятий. Подготовительная группа», Т.А. Шорыгиной «Беседы о правилах пожарной безопасности»; Л.П. Молодовой «Беседы с детьми о нравственности и экологии», О.В. Чермашенцевой «Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации».

Работа проводилась в три этапа: 1-й – в средней группе, 2-й – в старшей группе, 3-й – в подготовительной к школе группе.

На первом этапе (средняя группа) у детей был сформирован интерес к проблемам собственной безопасности. Для этого в группе создана предметная среда, включающая яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры и др. Совместно с родителями в группе изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Пожарная дружина», «Спасатели». В группе организована библиотека «Пожара страшнее на свете ничего не бывает, дети!», где собрана детская художественная литература по ознакомлению детей с правилами пожаробезопасного поведения» (С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», К.И. Чуковский «Путаница», Чудо-дерево», С. Михалков «Дядя Степа», Л.Н. Толстой «Пожарные собаки», Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял» и др.). Совместно с родителями создали видеотеку с мультфильмами («Кошкин дом», «Приключения Болика и Лелика. Пожар», «Краденое солнце», «Путаница», Мультфильм про обезьянок. Обезьянки, вперед!» и др.); сшили костюмы и изготовили атрибуты для игр-инсценировок, подвижных игр, составили картотеку подвижных и дидактических игр.

Ежемесячно работа по формированию правил пожарной безопасности включается в календарный план, знания и умения детей закрепляются в свободной деятельности через различные игры («Пожар», «После пожара» и т.д.), театрализованную и изодеятельность.

Организация образовательной деятельности сопровождается показом картин, плакатов, рассказом о «добрых» и «злых» делах огня. Напоминание, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, показывался макет спичечной коробки со спичками, объяснялось их устройство и назначение. Работа строится так, чтобы убедить детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый интерес. Обязательно нужно приводить примеры, когда игра с огнем завершалась бедой. Особенно действенными являются рассказы из жизни знакомых детей. Так, например, история про мальчика, который играл со спичками в своей комнате и пытался развести костер под столом. К счастью мама оказалась дома, она готовила обед на кухне и вовремя почувствовала запах дыма. Но последствия этих игр все равно были: сгорела скатерть на столе и ковер, а мальчик очень сильно испугался и больше никогда не играл со спичками. Данная ситуация была подробно разобрана с детьми, обсудили вариант «Что могло бы произойти, если бы мамы не оказалось дома?». Ответы детей были очень разнообразны, но все они говорили о том, что если бы мамы не было дома, то, несомненно, пожара не миновать! Использование данного приема позволяет подвести детей к выводу о том, что «Спички детям не игрушка!»

В средней группе так же организуется образовательные ситуации по ознакомлению с правилами пожарной безопасности. В результате у детей появился стойкий интерес к проблеме возникновения опасных ситуаций и умение вести себя в сложных условиях.

На втором этапе (старшая группа) у дошкольников формируются основы пожарной безопасности, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!» Зная, что запретами невозможно избежать несчастных случаев, необходимо не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях». Для этого организуется не только НОД по ОБЖ, но и НОД по ознакомлению детей с трудом, например, повара, когда дети узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не принять меры предосторожности.

На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведется по всем разделам программы, формируя у детей: личностные качества – дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание; определенные знания и умения – ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара.

В работе используются разные формы и методы, такие как конкурсы личного и командного первенства, игры-эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняли роли пожарных, спасателей, попавших в беду людей.

Для проведения сюжетно-ролевых игр изготовлены игрушки-модели: утюги, газовые и электрические плиты, огнетушитель, пожарная машина. Сюжетно-ролевые игры – это наиболее любимый вид деятельности дошкольников. Как мальчики, так и девочки с большим удовольствием играли в «Пожарных», «Спасателей», «МЧС», придумывая самые непредсказуемые сюжеты: «Пожар в лесу», «Пожар в высотном доме», «Пожар в джунглях», «Спасение попавших в пожар» и т.д. Накопленные ими знания по пожарной безопасности помогли ребятам разнообразить сюжеты, сделать игру длительной и интересной.

Особой популярностью среди детей пользуются просмотры мультфильмов про любимых героев, попадавших в экстремальные ситуации. Как показали результаты проводимых после просмотров бесед, дети не просто смотрели «мультики», но и высказывали свои переживания за героев, давали им советы по безопасному поведению.

В подготовительной к школе группе детей знакомят с причинами возникновения пожара, правилами поведения в этом случае, способами тушения, трудом пожарников.

Одновременно с изучением правил поведения при возникновении пожара необходимо расширять знания детей о том, как бороться с огнем. Для этого используются яркие выразительные плакаты и открытки. Дети знакомятся с уголком пожарной безопасности в детском саду, назначением каждого предмета противопожарного оборудования. Для углубления знаний о правилах пожарной безопасности, пользования предметами домашнего обихода организуются дидактические игры, в ходе НОД детей знакомят с произведениями художественной литературы по данной тематике, картинами, рассказывающими о борьбе людей с огнем.

На данном этапе эффективны такие методы работы как беседы, тренинги, логические задачи, вечера развлечений и досуги, способствующие формированию стойких навыков безопасного поведения в быту. Эта тема находит отображение в процессе организации НОД по изобразительной деятельности.

Содержание педагогической деятельности по формированию у дошкольников основ пожарной безопасности направлено на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного и социально-бытового характера. Противопожарная пропаганда соответствует возрастным особенностям детей и не содержит «шоковой» информации.

При планировании работы по данной проблеме используются формы и методы, имеющие наибольшее воздействие на эмоциональную сферу. (Рассматривание картин, фотографий, мультфильмов, игровые методы).

Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствует формированию навыков поведения в быту. Особое внимание уделяется составлению рассказов на противопожарную тематику с началом или концом, предложенным педагогом. Предлагались так же темы будущего рассказа в виде поговорок. Например, «Коробка спичек, хоть мала, но может сделать много зла…». Получившиеся рассказы инсценируются. Роли дети исполняют самостоятельно или с помощью кукол.

Таким образом, обучение детей основам пожарной безопасности, действиям в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками образовательного процесса в дошкольном учреждении. По словам Арнаутовой Е.П. «Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт». Только во взаимодействии друг с другом можно создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.


Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2006.

  3. Газета «Дошкольное образование» № 13, 2008 год.

  4. Жукова Р.В. Пожарная безопасность. Нестандартные занятия. Старшая группа. – М.: «Корифей», 2009.

Основные термины: пожарной безопасности, правилами пожарной безопасности, правилах пожарной безопасности, основы пожарной безопасности, основам пожарной безопасности, основ пожарной безопасности, безопасного поведения дошкольников, проблемам собственной безопасности, пожарной безопасности Российской, пожарной охраны, правилам пожарной безопасности, мерам пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, правилам поведения дома, старших дошкольников, знания детей, уголком пожарной безопасности, детей основам пожарной, дошкольников основ пожарной, формированию основ пожарной

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle