Особенности подготовки детей младшего школьного возраста основам пожарной безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 761 раз

Библиографическое описание:

Лизунова, Е. А. Особенности подготовки детей младшего школьного возраста основам пожарной безопасности / Е. А. Лизунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41644/ (дата обращения: 19.04.2024).



Данная статья посвящена формированию основ пожарной безопасности у детей младшего школьного возраста. Особое внимание авторы уделяют основным способам подготовки учащихся начальной школы к безопасному поведению во время пожара.

Ключевые слова: пожар, пожарная безопасность, учащиеся, безопасное поведение, семья, педагог, огонь, родители, опасные ситуации

В современном мире вопрос о формировании основ пожарной безопасности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности.

Практически каждый год в нашей стране возникает огромное количество пожаров, при которых погибают, получают травмы и увечья не только взрослые, но и дети. При этом, как свидетельствует статистика, примерно каждый седьмой пожар происходит по вине детей. Увеличение количества и масштабов последствий опасных ситуаций, вызванных пожарами, особенно по причине неосторожного обращения детей с огнем, говорит о необходимости увеличения роли органов управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений (школ, детских садов, интернатов) по осуществлению мер пожарной безопасности, проведению противопожарной пропаганды и обучения учащихся основным мерам пожарной безопасности.

Формирование у младших школьников системных знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности требует дополнительного внеучебного времени и должно осуществляться не только в рамках учебных занятий, уроков, но и в результате проведения разнообразных внеклассных мероприятий (викторины, спартакиады, дидактические игры по пожарной безопасности, День пожарной безопасности и др.). На протяжении всего учебного года и, особенно, по окончании учебы, перед каникулами, школьникам крайне необходимо напомнить об основных правилах пожарной безопасности, о причинах и последствиях пожаров, а также действиях при их возникновении. Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений в области пожарной безопасности должна проводиться на всех ступенях образования. Младший школьный возраст — это период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции способствуют особенности детей данного возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются в повседневной жизни. В этом случае важна роль педагога, который, подбирая правильные методы, средства, приемы, вводит ребенка в социальный мир.

С детьми младшего школьного возраста необходимо регулярно проводить беседы по предупреждению пожаров в школе и дома, формировать у них навыки безопасного поведения при их возникновении; познакомить детей с основными способами эвакуации из горящего здания, навыками использования первичных средств пожаротушения; обучать способам эвакуации из задымленных общественных зданий с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания (респиратор, противогаз и др.) [2, с. 56].

Одним из самых эффективных средств формирования навыков безопасного поведения во время пожара являются тренировки с учащимися начальной школы по отработке плана эвакуации при пожаре в школе, которые необходимо проводить не реже, чем один раз в полугодие. При этом необходимо использовать:

− бытовой материал, который дает возможность усилить яркость и достоверность в изображении пожароопасной обстановки (примеры и случаи из жизни, воспоминания педагогов, знакомых, обучающихся и т. п.);

− образцы и макеты подручных и первичных средств пожаротушения (огнетушители различных марок, пожарный рукав, пожарный ствол, фрагмент внутреннего пожарного крана и др.);

− средства индивидуальной защиты органов дыхания (респиратор, противогаз, газодымозащитные комплекты и др.);

− статистику пожаров за определенный период, пострадавших в них и т. п.;

− факты из жизни школы, города, района, где расположено образовательное учреждение.

Таким образом, у детей необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем, стремиться к тому, чтобы учащиеся осознали, что спички — это не игрушка, а огонь — это не забава, чтобы у них сформировалось представление о пожаре как о самом тяжелом бедствии не только для детей, но и взрослых. Возникновение пожаров из-за неосторожного обращения с огнем детей, а в результате — их травмирование, а иногда и гибель — это проблема острая, актуальная, требующая четких адекватных, скоординированных действий взрослых. Тяга детей к огню, к игре со спичками известна всем. Об опасности этих игр дети знают, они различают «добрый» и «злой» огонь, созидающий и разрушающий огонь. Как правило, у детей отсутствует защитная психологическая реакция на современную пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Многие из младших школьников представления не имеют о том, как нужно действовать во время пожара, чтобы минимизировать его последствия, выжить. Обычно в таких ситуациях дети прячутся под кроватями, одеялами, в шкафах, укромных уголках комнаты, даже не пытаются бежать и в тех случаях, когда двери не заперты. Найти их в задымленных помещениях в большинстве случаев бывает очень нелегко. Уговорить школьников не играть с огнем, осторожно с ним обращаться недостаточно, необходимо повлиять на их сознание, не боясь пускать в ход порой даже самые сильные средства. Данную работу необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Главная задача взрослых — помочь детям утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды. Для того, чтобы познакомить детей с правилами пожарной безопасности, прежде всего, необходимо определить объем знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков, который следует раскрыть.

С целью формирования представлений о пожарной безопасности у школьников очень важно привлечь к этому процессу не только педагогов, но и родителей. Так как именно в семье закладываются основы безопасности человека, его ответственного и сознательного отношения к здоровью. Родители своим примером формируют отношение ребенка к собственному здоровью, окружающей природной среде, к безопасности в быту и т. д. Семья — это первая ступень в жизни человека. Именно она с самого раннего возраста направляет сознание, волю и чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе [1, с. 42].

Самыми эффективными формами взаимодействия педагогов и родителей в организации совместной работы по формированию основ пожарной безопасности у детей являются тематические занятия (например, «Спички — не игрушка, огонь — не забава», «Огонь — друг или враг?», «Пожарная азбука»), спортивные эстафеты (например, «Пожарные забавы»), родительские собрания, дидактические игры (например, «Пожарный эрудит», «Слушай внимательно», «Звонок на номер «01», «Осторожно — огонь!», «Огонь добрый и злой» и др.), ролевые игры и т. д.

Подобные мероприятия, безусловно, дают возможность для достижения главной цели — формированию у детей младшего школьного возраста целостного представления о культуре пожарной безопасности, а также прививают им навыков безопасного поведения.

Литература:

  1. Лизунова Е. В. Адаптация к экстремальным ситуациям у младших школьников как социально-педагогическая проблема. Азимут научных исследований: педагогика и психология. Тольятти, 2014 г. С. 42–45.
  2. Лизунова Е. В. К вопросу о пожарной безопасности детей старшего дошкольного возраста. Самарский научный вестник. № 3 (4) Самара: ПГСГА, 2013 г. — С. 55–57.
Основные термины (генерируются автоматически): пожарная безопасность, безопасное поведение, ребенок, младший школьный возраст, время пожара, индивидуальная защита органов дыхания, навык, начальная школа, первичное средство пожаротушения, формирование основ.


Похожие статьи

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

Формирование у детей первичных представлений о безопасном поведении в быту. – Развитие у детей познавательных процессов необходимых для правильного и

– Привлечение родителей к формированию у детей раннего возраста навыков безопасного поведения.

Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской...

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников среднего дошкольного

Курс основ безопасности жизнедеятельности основной школы как средство формирования у школьников навыков здорового образа жизни.

Проект «Учимся безопасности» | Статья в сборнике...

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей. Актуальность

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

- охрана жизни и здоровья детей (пожарная, бытовая, личная безопасность, профилактика дорожно-транспортных происшествий)

- проверка технического состояния и обслуживание первичных средств пожаротушения, АПС, домофонов, телефонной связи, КТС, вентиляции...

Формирование умений безопасного поведения у младших...

Младший школьный возраст - время серьезной физиологической перестройки организма.

К наиболее распространённым хроническим заболеваниям относятся болезни органов дыхания, уха, горла, носа, расстройства обмена веществ, нарушение осанки.

Преподавание основ безопасности жизнедеятельности...

опасность, безопасное поведение, безопасность жизнедеятельности, окружающий мир, начальная школа, младший школьный возраст, ребенок, дорожная безопасность, горное дело, повседневная жизнь.

Игровая деятельность в процессе изучения основ безопасности...

1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного...

Подготовка школьников к безопасности в образовательном...

Очевидно, что безопасность учащихся в разных средах жизни, в том числе и в образовательной среде, формирование безопасного образа жизни и культуры безопасности являются важными задачами учебного предмета «Основы

3.Правила поведения во время пожара.

Схема управления дидактическим стендом по основам пожарной...

... первичные средства пожаротушения и пожарная сигнализация.

Простейшая защита органов дыхания от продуктов горения ...

... обучение поведению при возникновении пожара. 15.

Похожие статьи

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

Формирование у детей первичных представлений о безопасном поведении в быту. – Развитие у детей познавательных процессов необходимых для правильного и

– Привлечение родителей к формированию у детей раннего возраста навыков безопасного поведения.

Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской...

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников среднего дошкольного

Курс основ безопасности жизнедеятельности основной школы как средство формирования у школьников навыков здорового образа жизни.

Проект «Учимся безопасности» | Статья в сборнике...

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей. Актуальность

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

- охрана жизни и здоровья детей (пожарная, бытовая, личная безопасность, профилактика дорожно-транспортных происшествий)

- проверка технического состояния и обслуживание первичных средств пожаротушения, АПС, домофонов, телефонной связи, КТС, вентиляции...

Формирование умений безопасного поведения у младших...

Младший школьный возраст - время серьезной физиологической перестройки организма.

К наиболее распространённым хроническим заболеваниям относятся болезни органов дыхания, уха, горла, носа, расстройства обмена веществ, нарушение осанки.

Преподавание основ безопасности жизнедеятельности...

опасность, безопасное поведение, безопасность жизнедеятельности, окружающий мир, начальная школа, младший школьный возраст, ребенок, дорожная безопасность, горное дело, повседневная жизнь.

Игровая деятельность в процессе изучения основ безопасности...

1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного...

Подготовка школьников к безопасности в образовательном...

Очевидно, что безопасность учащихся в разных средах жизни, в том числе и в образовательной среде, формирование безопасного образа жизни и культуры безопасности являются важными задачами учебного предмета «Основы

3.Правила поведения во время пожара.

Схема управления дидактическим стендом по основам пожарной...

... первичные средства пожаротушения и пожарная сигнализация.

Простейшая защита органов дыхания от продуктов горения ...

... обучение поведению при возникновении пожара. 15.

Задать вопрос