Библиографическое описание:

Диких Э. Р. О технологиях профессиональной подготовки будущих учителей в информационном обществе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Происходящие социокультурные изменения обуславливают переход к новому этапу развития общества, характеризующийся динамичными изменениями в социуме, возросшим объемом информации, стремительным развитием информационных технологий. Этот этап развития еще только осмысляется учеными: одни утверждают, что общество вступило в новую эру – эру информационного общества; другие же полагают, что процессы, происходящие в социуме, свидетельствуют о происходящей в обществе информатизации, при этом ничуть не приуменьшая роль информации для современного человека. Но в любом случае, можно утверждать, что информация становится наиболее важным ресурсом жизнеобеспечения общества, а способность удовлетворять информационные потребности – наиболее важной способностью человека современного общества.

Трансформация общества предъявляет качественно новые требования к человеку, а значит и к системе образования. Образование должно соответствовать динамичным изменениям в социуме, стремительному развитию новых информационных технологий. Становится неактуальной идея «Образование – на всю жизнь», основанная на представлении неизменности и постоянности обстоятельств будущей деятельности. Целью современного образования является научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире, постоянно развиваясь, повышая свою квалификацию и осваивая новые технологии и области деятельности, а не за счет накопления впрок как можно большего объема готовых, систематизированных, изначально истинных знаний. Сущность сегодняшнего образования должна определяться идеей «Образование в течение всей жизни». Современному специалисту нужно не только знать, но и уметь применять свои знания. Именно способность решать возникающие жизненные и профессиональные проблемы на основе имеющихся знаний является основной для современного человека.

Обозначенные выше требования должны находить свое отражение в процессе подготовки будущих учителей. Необходимо чтобы образовательный процесс, протекающий в педагогическом вузе, строился с учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов. Сегодня студент педагогического вуза должен уметь действовать не в условиях жестко заданных алгоритмических ситуаций, а в условиях неопределенности, в ситуации множества альтернативных решений и меняющегося социально-культурного фона, в ситуации постоянно обновляющихся потоков разного рода информации и в ситуации изменений ребенка. Главной задачей современного университета вообще, и педагогического в частности, является научить будущего специалиста, прежде всего, самостоятельному видению проблем и нахождению путей их решения, а стратегии решения проблем в большей степени зависят от контекста этих проблем. Поэтом современные образовательные технологии должны быть направлены на выработку оптимальных стратегий решения конкретных проблем в контексте будущей профессиональной деятельности. Однако современный реальный образовательный процесс педагогического университета недостаточно активно наполнен технологиями формирования практического опыта решения проблемных ситуаций, а, следовательно, компетентности обучаемого как в жизненных, так и в профессиональных ситуациях.

Образование в информационном обществе приобретает новое качество благодаря наличию информационно-образовательного пространства и технологий работы с информацией, которые создают практически неограниченные возможности для каждого человека получать информацию в том объеме, который необходим ему для саморазвития и самосовершенствования [2].

Отличительной особенностью информационно-образовательного пространства в современном информационном обществе является то, что объем информации, накопленной человечеством, объективно превосходит тот объем знаний, который может быть усвоен отдельным человеком. Современная система образования ориентирована на выработку принципов выделения сути, главной составляющей имеющейся информации, которая должна быть усвоена. Но при современной динамике появления нового знания проблема является практически неразрешимой, особенно для гуманитарных наук, где кумулятивный эффект не снижает роль более раннего культурного слоя. В то же время акцент на изучении «архива информации» не делает готовым выпускника университета к профессиональной деятельности, в которой доминирующим фактором является разработка новых идей и технологий [1].

В условиях функционирования и постоянного обновления информационно-образовательного пространства в образовательном процессе бесперспективно продолжать делать ставку только на традиционные образовательные технологии, которые не обеспечивают необходимой мотивации к усвоению учебного материала и исключают субъектную позицию обучаемого в образовательном процессе. Современный студент в своей жизнедеятельности опирается не только на информацию, которую он получает в сфере официального образовательного пространства, но, прежде всего, на информацию, получаемую в сфере общения с электронными средствами информации. Такие средства оказывают на усвоение информации гораздо большее влияние, поскольку опосредованы более высоким уровнем мотивации (так как информация выбирается самостоятельно), более позитивным эмоциональным фоном, наличием образной составляющей.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, современные образовательные технологии должны решать ряд задач:

  1. помочь учащимся ориентироваться в многообразии форм и содержания информации в профессиональном контексте;

  2. обеспечить субъектную позицию обучающегося в процессе овладения знаниями и интерактивного взаимодействия с информационно-образовательным пространством;

  3. развивать критическое отношение к информации для обеспечения работы только с той информацией, которая необходима в процессе решения учебных задач и выполнения другого рода заданий;

  4. сформировать критическое отношение не только к полученным результатам, продукту деятельности, но и процессу достижения цели, процессу интериоризации объективной неструктурированной информации в субъективное знание.

Для решения поставленных задач нами были выделены образовательные технологии, которые, с нашей точки зрения необходимо использовать в образовательном процессе педагогического университета, так как они ориентированы на формирование деятельностного опыта обращения с информацией в контексте решения поставленных задач.

Итак, одной из наиболее эффективных современных технологий обучения является технология проектного обучения. Технология проектного обучения предполагает активную практическую деятельность студентов по созданию реального продукта проекта на основе собственного замысла и самостоятельно поставленных целей и задач. Результатом комплекса спланированных действий учащегося является объект проекта, продукт проектирования, который студент может ощутить, осмыслить и использовать в своей будущей профессиональной деятельности. Использование проектной технологии позволяет осуществлять образовательный процесс в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности. Эта технология позволяет преподавателю формировать различные профессиональные ситуации, наполняя их предметным содержанием с учетом специфики преподаваемой дисциплины. Технология предполагает последовательное выполнение пяти этапов: поискового (выбор темы и проблемы проекта), аналитического (анализ исходных данных, информации, выработка плана действий), практического (исполнение запланированного плана действий, мониторинг качества), презентационного (презентация проекта, представление проектного продукта), контрольного (анализ результатов выполнения проекта).

Описанная технология приобретает новые черты, характерные для образовательного процесса, протекающего в информационно-образовательном пространстве. Речь идет о телекоммуникационном проекте. Телекоммуникации – мощное средство обучения и познания. Метод проектов остается по существу тем же, со всеми своими принципами и типологией. Но, как известно, в системе все взаимообусловлено, и специфика используемого средства не может не влиять на специфику реализации самого метода. Появившись в начале 1980-х годов, телекоммуникационные сети первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в обмене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась разработка совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой построения учебной деятельности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.

Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

Специфика телекоммуникационных проектов заключается в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, какими бы интересными и практически значимыми они ни казались, соответствуют характеру телекоммуникационных [3].

Другой технологией, позволяющей эффективно организовать образовательный процесс современного университета, является технология анализа конкретных ситуаций (case study). Отличительной особенностью этой технологии обучения является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Обязательными элементами кейса являются: название кейса, краткое описание основной идеи кейса, цели кейса, поэтапное задание для выполнении, детальные вопросы для обсуждения, требования по оформлению результатов работы с кейсом, собственно описание ситуации, справочные материалы и ссылки на дополнительные информационные ресурсы. Педагогический потенциал case study гораздо больше, чем у традиционных технологий обучения. Преподаватель и студент здесь постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения. Еще больше нагрузка на преподавателя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, и самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав студента. Технология case study ориентирована на развитие у обучаемых критического отношения к информации, применение теоретических знаний в конкретной проблемной ситуации. Использование этой технологии ставит студента в ситуацию необходимости выбора того или иного пути решения проблемы, развивает способность формулировать и высказывать свои мысли, принимать другие позиции, аргументировать свою.

Одной из перспективных технологий организации образовательного процесса в университете является веб-квест. «Quest» в переводе с английского языка – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.

Гуманитарная технология веб-квеста направлена на обработку, структурирование и специальным образом организацию информации в виде веб-страницы, которая, как правило, содержит следующие части:

  1. Введение, в котором задается исходная ситуация веб-квеста, ставится цель и обозначаются сроки выполнения.

  2. Задание, которое соответствует степени автономности и самостоятельности студентов и может быть реально выполнено ими самостоятельно.

  3. Набор ссылок на ресурсы сети Интернет, необходимые для выполнения задания. Некоторые (но не все) ресурсы могут быть скопированы на сайт данного веб-квеста, чтобы облегчить студентам поиск необходимых материалов. Указанные ресурсы должны содержать ссылки на веб-страницы, электронные адреса экспертов или тематические чаты, книги или другие материалы, имеющиеся в библиотеке или у преподавателя. Благодаря указанию точных адресов при выполнении заданий студенты не будут терять времени.

  4. Описание процесса выполнения работы. Он должен быть разбит на этапы с указанием конкретных сроков или времени.

  5. Некоторые пояснения по переработке полученной информации, инструкции: направляющие вопросы, дерево понятий, причинно-следственные диаграммы и т.п.

  6. Заключение, анализ проделанной работы. Оценка достижения цели данного задания, а также пути для дальнейшей самостоятельной работы по теме или рекомендации по поводу того, каким образом можно перенести полученный опыт в другую область.

Веб-квесты называются специалистами одними из самых перспективных технологий организации образовательного процесса в университете и служат основой дальнейшего развития профессионального образования в этом направлении [2].

Перечисленные технологии в контексте обучения в информационно-образовательном пространстве приобретают специфические черты, в зависимости от средств, которые использует преподаватель в своей деятельности. Тенденцией современного образования является его ориентация на использование сети Интернет. Эта особенность активно влияет на образовательный процесс университета. Особого внимания заслуживают сервисы сети Интернет, базирующиеся на технологической платформе Web 2.0, которые активно используются в образовательном процессе современных школ и университетов.

В основе Web 2.0 лежат не ресурсы, а пользователи, их знания, их взаимодействие. Веб-документ (веб-страница) становится веб-приложением, а Интернет и все предоставляемые им возможности, начиная с поиска (поисковой машины) – услугой.

Под веб-приложениями понимаются приложения, функциональные возможности которых обеспечиваются сервером и доставляются конечным пользователям по сети.

Таким образом, если несколько лет назад в сети мы имели возможность пользоваться только одиноко отстоящими и никак не связанными между собой сайтами со статичной информацией, и такого же типа форумами для общения и обсуждения важных проблем, то сегодня им на смену вместе с концепцией Web 2.0 пришли совершенно новые способы коммуникации, в частности:

  1. Wiki-системы – гипертекстовые среды (веб-сайт) для сбора и структурирования письменных сведений, которые характеризуются такими признаками, как: множество авторов; возможностью многократно править текст посредством самой среды (веб-сайта), без применения приложений на стороне редактора; возможностью наблюдать за динамикой изменений сразу после их внесения; разделять информацию на порции, имеющие свое название (категорию); особым языком разметки, позволяющим легко и быстро размечать в тексте структурные элементы, форматирование, гиперссылки и т.п.; учитывать изменения (контроль версий) текста и возможность отката к ранней версии документа.

  2. Системы совместного создания и редактирования контента (сollaboration editing), например, GoogleDocs, GoogleWave и др., обеспечивающие возможность совместного одновременного доступа к документу, работу с ним и его обсуждение.

  3. Блог (англ. blog, от Web log, виртуальный «сетевой журнал или дневник событий») – веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративные, клубные) или общественными (открытыми). По содержанию – тематическими или общими. Так же блоги могут объединяться в сети блогов, по тематическим признакам или по другим критериям. Для блогов характерна возможность ознакомления с материалом одновременно многими пользователями сети Интернет и оставления отзывов к записям непосредственно в электронной среде; публичность. Эта возможность позволяет использовать блоги в качестве среды сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, новостными группами, веб-форумами и чатами. Появление и быстрое распространение блогов вписывается в концепцию Web 2.0, создавая так называемую «редактируемую Паутину» (writeable Web). Живость блогу придает именно способность обновлять свое содержимое без вмешательства пользователей.

  4. RSS – семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т.п. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами либо самим браузером. Первоначально эта технология использовалась на новостных ресурсах и в блогах, но постепенно сфера применения расширилась, и теперь подписка на свежий информационный контент может быть искусно внедрена и в образовательный процесс.

  5. Вебинар – он-лайн семинар, лекция, курс, презентация, организованный при помощи web-технологий, целью которого является максимально эффективно обеспечить доставку контента к слушателю. Проведение вебинара позволяет охватить широкую аудиторию не только пассивных участников, но и дает возможность проявить желающим активность. Вебинар как современный телекоммуникационный инструмент образовательного процесса достаточно перспективен, т.к. прежде всего, вызывает огромную заинтересованность у участников в его проведении.

Все названные технологии и открывающиеся, благодаря их использованию, возможности, способствуют формированию сетевых тематических сообществ и их росту, подобно большим городам, которые самоорганизуются на удобных площадках

В контексте подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности выскажем следующее суждение: студенты университета, активно использующие сервисы сети Интернет в образовательных целях, учатся использовать их и в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Неоспоримым достоинством обучения с использованием сервисов Web 2.0 является то, что они являются бесплатным ресурсом. Несомненным положительным моментом является позитивное отношение, желание и готовность студентов к осуществлению учебной деятельности с использованием сервисов сети Интернет.

Таким образом, изменения, происходящие в обществе, определяют тенденции развития профессионального образования. Образовательный процесс современного университета нуждается в обновлении технологий обучения студентов. Современные образовательные технологии должны учитывать требования, предъявляемые обществом человеку: осуществлять подготовку будущих учителей в профессиональном контексте, с учетом развития современных Интернет-технологий.


Литература:

  1. Бурелава, Г.А. Методологические основы инновационной сетевой концепции развития личности в условиях информационного общества / Г.А Бурелава, М.Н. Бурелава // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе : материалы XV международной научно-практической конференции, 29 октября 2010. СПб.: СПбГУП. С. 24–29.

  2. Чекалева, Н.В. Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в подготовке магистра образования / Ю.Б. Дроботенко, Н.А. Дука, Н.С. Макарова, С.В. Никитина, Г.П. Синицына, Н.В. Чекалева; Под общей ред. Н.В. Чекалевой // Методическое пособие. – СПб., 2010. – 126 с.

  3. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат // Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle