О готовности будущего учителя к профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)

Дата публикации: 15.11.2013

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Диких Э. Р. О готовности будущего учителя к профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 177-179. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4528/ (дата обращения: 18.08.2018).

Глобальные процессы, протекающие сегодня в обществе, свидетельствуют о том, что человечество вступило в новую стадию своего развития: конец ХХ и начало ХХI века войдут в историю как время перехода к информационному обществу. Можно утверждать, что информация становится наиболее важным ресурсом жизнеобеспечения общества, а способность удовлетворять информационные потребности — наиболее важной способностью человека современного общества.

Сущность сегодняшнего образования должна определяться идеей «Образование в течение всей жизни». Постоянно меняющиеся информационные потоки, обновляющаяся информация, прогрессирующее влияние информатизации на все сферы жизнедеятельности человека и непрерывное развитие информационных технологий — лучшее подтверждение этой мысли. Вышеобозначенные изменения в обществе выявили необходимость подготовки учителей нового типа: современным обществом востребованы учителя, обладающие компетентностью и опытом в области технологий работы с информацией, способные эффективно использовать информацию разного рода в своей профессиональной деятельности, ориентированные на постоянное развитие с использованием возможностей современного общества.

Особенностью сегодняшнего образования является наличие доступного всем информационно-образовательного пространства, которое все активнее начинает использоваться субъектами образовательного процесса. Поэтому нашей задачей становится не изобретение преград, ограничивающих выбор участников образовательного процесса, а выработка способов и технологий использования возможностей информационно-образовательного пространства в целях образования. В процессе нашего исследования, мы пришли к следующему пониманию сущности информационно-образовательного пространства: информационно-образовательное пространство — это объективно существующая совокупность информационных ресурсов, информационной инфраструктуры, средств и технологий информационного взаимодействия, обеспечивающая получение информации субъектами в образовательных целях и функционирующая на основе интерактивности, мультимедийности, многоаспектности, динамичности и избыточности.

Опираясь на позиции ученых Акуловой О. В., Козырева В. А., Писаревой С. А., Пискуновой Е. В., Радионовой Н. Ф., Тряпицыной А. П. и др. [2], педагогическая деятельность может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения множества профессиональных педагогических задач разного уровня сложности. Тогда профессиональная деятельность учителя в информационно-образовательном пространстве понимается нами как способность решать профессиональные задачи на основе опыта обращения и целесообразного использования избыточной и общедоступной информации.

В процессе исследования были определены критерии сформированности у будущих учителей умения решать учебно-профессиональные задачи на основе опыта обращения с ресурсами информационно-образовательного пространства с помощью информационных технологий.

Выбор критериев имеет свои трудности, так как нет общепринятых определений понятий «критерий» и «показатель». В своем исследовании под критерием мы понимаем средство, с помощью которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, это мерило оценки. Выступая в роли мерила, нормы, критерий служит идеальным образцом, выражает высший уровень изучаемого явления. Сравнивая с ним реальные явления, можно установить степень их соответствия (приближения) к норме, идеалу.

Показатель в этом случае является конкретным измерителем критерия, он делает критерий доступным для наблюдения и измерения. Главная характеристика показателя — конкретность, позволяющая рассматривать его как более частное по отношению к критерию. Из этого следует, что один и тот же критерий может иметь несколько показателей.

Критерии и показатели должны удовлетворять следующим требованиям:

-       являться объективными, т. е. независимыми от личностных качеств исследователя;

-       включать самые существенные аспекты исследуемого объекта или явления;

-       формулироваться коротко, ясно и точно;

-       измерять именно то, что хочет проверить исследователь [3].

Так как предметом нашего исследования является содержание подготовки будущих учителей к деятельности в информационно-образовательном пространстве, то мы обратились к работам ученых, занимающихся диагностикой профессиональной готовности.

В соответствии со спецификой нашего исследования, изучающего подготовку будущего учителя к профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве как накопление опыта решения учебно-профессиональных задач в процессе освоения комплексной образовательной программы, мы сочли возможным в качестве критерия, определяющего готовность будущих учителей к профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве, выделить сформированность умений решать учебно-профессиональные задачи на основе накопления опыта обращения и целесообразного использования избыточной и общедоступной информации.

Обращаясь к проблеме критериев сформированности умений решать учебно-профессиональные задачи, мы исходим из того, что содержание данного умения не должно сводиться только к реализации функций будущего учителя в процессе профессиональной (квазипрофессиональной) деятельности, т. к. педагогическая деятельность в этом случае рассматривается как внешняя по отношению к осуществляющему ее педагогу (субъекту). Поскольку в нашем исследовании подготовка к профессиональной деятельности рассматривается с позиции накопления у будущих учителей опыта обращения и целесообразного использования избыточной и общедоступной информации при решении учебно-профессиональных задач, мы не можем принять подход, где в качестве критериев выдвигаются только знания и умения. Дело в том, что в данном случае «знать и уметь» недостаточно. Не менее важно иметь активно-положительное отношение к выполняемой деятельности и проявлять при этом самостоятельность, творчество и т. д. Здесь речь должна идти о личностных критериях в целом, охватывающих и готовность к профессиональной деятельности.

Таким образом, в структуре умений решать учебно-профессиональные задачи важную роль играет мотивационно-ценностный критерий. Деятельность студента, в ходе которой развиваются необходимые умения и качества, может давать определенные результаты, если у него есть внутренняя потребность в профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве.

Показателями мотивационно-ценностного критерия готовности можно считать:

-          сформированность положительного ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности в условиях развития информационно-образовательного пространства,

-          осознанное отношение, познавательный интерес и принятие деятельности в информационно-образовательном пространстве, как части профессиональной деятельности,

-          направленность на активное освоение и развитие информационно-образовательного пространства в процессе решения учебно-профессиональных задач.

Следующим критерием является когнитивный, т. к. в процессе решения учебно-профессиональных задач проявляются не только мотивация, но и знания. Знания — это воспринятая, переработанная в сознании, сохраненная в памяти и воспроизводимая в нужный момент для решения теоретических и практических задач информация. Наличие знаний является условием эффективной профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве, т. к. общеизвестно, что условием успешного решения всякой задачи является наличие необходимых знаний. Но не менее важное условие — умение мобилизовать эти знания в нужный момент, применить их в деятельности. Превращаясь в субъективное достояние студента, знания служат инструментом его деятельности в ходе дальнейшего познания, становятся обязательным компонентом его познавательных процессов. Показателями данного компонента являются:

-          информированность в рамках изучаемой дисциплины, владение основными терминами и понятиями;

-          информированность в области функционирования, возможностей и ресурсов информационно-образовательного пространства;

-          информированность в области осуществление коммуникации с помощью информационных технологий и средств между субъектами образовательного процесса;

-          владение основными технологиями работы с информацией в процессе решения учебно-профессиональных задач.

Чтобы стать теоретически и практически компетентным, студенту необходимо совершить двойной переход — от знака к мысли, а от мысли к действию. «Делаю, учась, и учусь, делая» [1]. Знания проявляются в деятельности. Один из видов деятельности студента — процесс решения различных (жизненных) задач, в результате чего формируются профессиональные умения. Учитывая это, мы выделили операциональный критерий готовности. Показатели данного компонента:

-          операциональная полнота решения задачи;

-          осознанный подход в выборе средств отбора информации;

-          наличие деятельностного опыта в освоении и развитии информационно-образовательного пространства;

-          продуктивность информационной деятельности в процессе решения учебно-профессиональных задач;

-          использование современных информационных и коммуникационных технологий для разработки электронных образовательных ресурсов.

-          наличие нескольких вариантов решения задачи;

-          использование информационных ресурсов разных типов в процессе решения задачи.

-          умение определить контекст учебно-профессиональной задачи,

-          стремление к углублению знаний по работе с информационными ресурсами разных типов.

Таким образом, в соответствии с целями высшего профессионального педагогического образования в информационном обществе и пониманием сущности профессиональной педагогической деятельности нами сформулированы критерии и показатели готовности будущего учителя к профессиональной деятельности в информационно-образовательном пространстве, на основе которых может проводится конструирование содержания образования будущего учителя, а также проводится диагностика его готовности к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательного пространства.

Литература:

1.                  Вербицкий А. А. Деловая игра как метод активного обучения [Текст] / А. А. Вербицкий. // Современная высшая школа. — 1982. -№ 3. — С. 129–142.

2.                  Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография [Текст] / Под ред. Проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. -392 с.

3.                  Макарова Н. С. Освоение историко-педагогического знания в структуре общепрофессиональной подготовки будущих учителей [Текст]: дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук / Н. С. Макарова, Омск. гос. пед. ун-т. — Омск, 2004. — 198 с.

Основные термины (генерируются автоматически): информационно-образовательное пространство, профессиональная деятельность, процесс решения, задача, будущий учитель, целесообразное использование, современное общество, общедоступная информация, образовательный процесс, критерий.

Похожие статьи

Проектировочная деятельность будущих инженеров на занятиях...

информационно-образовательное пространство, профессиональная деятельность, процесс решения, задача, будущий учитель, целесообразное использование, современное общество, общедоступная информация...

Формирование и коррекция профессиональных иллюзий...

информационно-образовательное пространство, профессиональная деятельность, процесс решения, задача, будущий учитель, целесообразное использование, современное общество, общедоступная...

IT-технологии в формировании медиакомпетентности студентов на...

информационно-образовательное пространство, профессиональная деятельность, процесс решения, задача, будущий учитель, целесообразное использование, современное общество, общедоступная информация...

Профессиональная деятельность учителя в условиях работы...

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды. Информационно-образовательная среда образовательного...

Единое информационно-образовательное пространство школы...

образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно-образовательная среда, ученик, информационная образовательная среда, образовательное учреждение... Современные подходы к формированию...

Роль современных информационных технологий в формировании...

информационно-образовательное пространство, профессиональная деятельность, процесс решения, задача, будущий учитель, целесообразное использование, современное общество, общедоступная информация...

Проектирование современной информационной...

образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно-образовательная среда, ученик, информационная образовательная среда, образовательное

Профессиональная деятельность учителя в условиях работы...

Организация образовательного процесса обучающихся...

Единое информационно-образовательное пространство школы как фактор повышения качества образовательных процессов. - автоматизация управления деятельности школы, обеспечение электронного документооборота школы.

Цели и задачи деятельности учителя в новых условиях развития...

качество образования, обучающая деятельность педагога, Образовательный процесс, учебный материал, критерий образованности, образовательная практика, научное знание, личностная педагогика...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проектировочная деятельность будущих инженеров на занятиях...

информационно-образовательное пространство, профессиональная деятельность, процесс решения, задача, будущий учитель, целесообразное использование, современное общество, общедоступная информация...

Формирование и коррекция профессиональных иллюзий...

информационно-образовательное пространство, профессиональная деятельность, процесс решения, задача, будущий учитель, целесообразное использование, современное общество, общедоступная...

IT-технологии в формировании медиакомпетентности студентов на...

информационно-образовательное пространство, профессиональная деятельность, процесс решения, задача, будущий учитель, целесообразное использование, современное общество, общедоступная информация...

Профессиональная деятельность учителя в условиях работы...

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды. Информационно-образовательная среда образовательного...

Единое информационно-образовательное пространство школы...

образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно-образовательная среда, ученик, информационная образовательная среда, образовательное учреждение... Современные подходы к формированию...

Роль современных информационных технологий в формировании...

информационно-образовательное пространство, профессиональная деятельность, процесс решения, задача, будущий учитель, целесообразное использование, современное общество, общедоступная информация...

Проектирование современной информационной...

образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно-образовательная среда, ученик, информационная образовательная среда, образовательное

Профессиональная деятельность учителя в условиях работы...

Организация образовательного процесса обучающихся...

Единое информационно-образовательное пространство школы как фактор повышения качества образовательных процессов. - автоматизация управления деятельности школы, обеспечение электронного документооборота школы.

Цели и задачи деятельности учителя в новых условиях развития...

качество образования, обучающая деятельность педагога, Образовательный процесс, учебный материал, критерий образованности, образовательная практика, научное знание, личностная педагогика...

Задать вопрос