Автор: Донев Дмитрий Дмитриевич

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 03.04.2017

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Донев Д. Д. Анализ компонентной структуры информационной компетентности будущих менеджеров // Педагогика высшей школы. — 2017. — №2. — С. 30-33. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/55/2298/ (дата обращения: 25.02.2018).



В статье представлен сравнительный анализ структурных компонентов информационной компетентности будущих менеджеров. Раскрыта содержательная составляющая структурных компонентов информационной компетентности менеджеров.

Ключевые слова: информационная компетентность, менеджер, компоненты, профессиональное образование

Профессиональная деятельность менеджера в настоящее время имеет социально направленные ориентиры, раскрывающие его личностные характеристики. Образовательный процесс является составляющей частью социализации студентов, в ходе которой формируются профессиональные качества деловой личности, стремление к повышению эффективности в деятельности, качества личности будущего специалиста. На основании этого, при формировании компетентности будущего профессионала-менеджера в этих условиях необходимо учитывать особенности развития его личности.

Быков С. А., Гнездилова Н. А. информационную компетентность специалиста-менеджера характеризуют как открытую, динамическую, самоорганизующуюся информационную систему, обладающую относительной самостоятельностью и являющуюся подсистемой информационного общества, способную в определённых условиях к саморазвитию и самообновлению [3, с. 214].

Семёнов А. Л. под информационной компетентностью понимает новую грамотность, включающую способность к активной самостоятельной обработке информации, принятие новых решений в непредвиденных ситуациях с применением технологических средств [12, с. 3].

Зайцева О. Б. рассматривает «информационную компетентность» в качестве сложного индивидуально-психологического образования на базе интеграции теоретических знаний, практических умений в сфере новых технологий и определённых личностных качеств [7].

Кизик O. A. считает, что информационная компетентность содержит:

– способность личности к обработке и самостоятельному поиску информации, которая необходима для эффективного выполнения профессиональных задач;

– способность личности к сотрудничеству и групповой деятельности с помощью современных информационно-коммуникационных технологий для достижения целей, имеющих профессиональную значимость;

– готовность личности к саморазвитию в области информационных технологий с целью систематического повышения квалификации и собственной реализации в профессиональной сфере [10, с. 24].

Опираясь на анализ работ Савельевой С. В., Ложаковой Е. А., Евладовой Н. В. и др., Карпеченко А. С. обозначила следующие составляющие структуру модели процесса формирования у менеджера информационной компетентности компоненты:

  1. Мотивационно-целевой, обеспечивающий общность целей и задач обучения и учитывающий уровень образования, понимание будущими менеджерами сути процессов получения, оценивания и использования информации в управлении, а также осознание необходимости постоянного совершенствования своей компетентности в этой области. Характеристиками этого компонента являются: определённость цели обучения, которая предполагает формирование у студентов информационной компетентности как совокупности знаний, умений, навыков, информационного поведения и мировоззрения, являющихся необходимыми для самообразования, а также успешной реализации управленческой деятельности; нацеленность на самообучение и саморазвитие информационной компетентности; стойкая мотивация к совершенствованию информационной компетентности; присутствие информационных потребностей и суждения об информационной деятельности как важнейшей части жизни в информационном обществе. Автор подчёркивает, что мотивационно-целевой компонент обуславливает наполнение таких компонентов, как процессуальный и рефлексивно-оценочный.
  2. Процессуальный компонент, который определяет условия, формы и методы успешного формирования и развития у менеджера информационной компетентности. По мнению автора с целью формирования и развития информационной компетентности необходимы типы обучения, способные моделировать и воспроизводить в сфере профессионального образования профессиональную деятельность. Основными методами выступают активные методы, играющие ключевую роль в методике деятельностного обучения: лекции интерактивного характера, лабораторные занятия, ситуационные и деловые игры, направленные на моделирование профессиональной деятельности будущих менеджеров в условиях профессионального образования [9].

Даньшина Е. В. в качестве оптимальной технологии формирования информационной компетентности обозначает технологии обучения в сотрудничестве, в частности Learning Together (учимся вместе), Jigsaw (пила), Student Team Learning (обучение в команде), исследовательская работа учащихся в микрогруппах. Вместе с тем, автор в структуре понятия «информационная компетентность» обозначает следующие компоненты:

1) когнитивный, рассматривающий процессы обработки информации на основании анализа входной информации, её формализации, обобщения, сравнения и синтеза с существующими базами знаний, формирования вариантов применения информации и прогнозирования возможных последствий решения проблемы, создания и использования новой информации во взаимодействии с уже имеющимися базами знаний, организация хранения информации в долгосрочной памяти;

2) ценностно-мотивационный, содержащий создание условий, обеспечивающих вхождение личности в мир ценностей, способствующих выбору значимых ценностных ориентаций; определяющий степень мотивационных побуждений, которые существенно влияют на отношение к жизни в целом и к работе в частности;

3) технико-технологический, отражающий знания о свойствах технических средств информационных технологий, применяемых для поиска, обработки и хранения информации, а также прогнозирование и разработку допустимых технологических этапов обработки разнородных информационных потоков; технологические умения и навыки работы с информацией;

4) коммуникативный, содержащий знание, понимание и использование языков и других разновидностей знаковых систем, коммуникационных технических средств с целью передачи информации с применением различных способов и форм общения;

5) рефлексивный, отражающий понимание своего уровня саморегуляции личности, при котором функция самосознания заключена в самоуправлении поведением, а также в расширении самосознания, самореализации [4, с. 348].

Аниськин В. Н. и Замара Е. В. в составе информационной компетентности выделяют следующие компоненты:

1) когнитивный, включающий совокупность приобретенных знаний для творческого решения профессиональных задач;

2) деятельностно-творческий, направленный на формирование и развитие у студентов различных способов деятельности для самореализации в профессиональной деятельности;

3) личностный, отражающий личностные качества субъекта, реализующий социальный заказ «быть личностью», а также мотивы и потребности;

4) аксиологический, обеспечивающий условия, способствующие вхождению студентов в мир ценностей, помогающий в выборе ценностных ориентаций, имеющих наибольшее значение [1, с. 1029].

Доброва Л. В. в описанной ею модели формирования информационной компетентности обучающихся в техническом вузе выделяет такие компоненты, как:

– целевой, содержащий социальный заказ общества, цель и задачи;

– содержательный, включающий основные аспекты содержания обучения;

– функциональный, ориентированный на проектирование, мотивацию, организацию, коммуникацию и контроль;

– оценочный, определяющий уровневую характеристику информационной компетентности обучающихся в техническом вузе (первоначальный, алгоритмический, эвристический, креативный) и критерии её сформированности;

– организационный, наполненный методами, средствами и формами активного обучения [6, с. 59]

Паршукова Г. Б. считает, что информационная компетентность включает содержание и уровень удовлетворения личностных информационных потребностей; знание методов и закономерностей поиска, обработки, хранения и передачи информации; умение использовать их в разнообразных сферах деятельности [13, с. 45].

Тришина C. B. предлагает к рассмотрению структуру информационной компетентности, обозначая компоненты:

– когнитивный компонент, отражающий обработку информации на базе микрокогнитивных актов, таких как анализ входящей информации, формализация, сравнение с существующими базами знаний, разработку вариантов использования информации, а также прогнозирование результатов решения проблемы, организацию сохранения информации, создание и использование новой информации;

– ценностно-мотивационный компонент, который содержит условия, способствующие вхождению личности в сферу ценностей, характеризующих степень мотивационных побуждений, влияющих на отношение человека к работе, к жизни; выделяются четыре доминирующих разновидности побуждений — к достижениям, к обладанию властью, к принадлежности группе, к компетентности;

– технико-технологический компонент, включающий процесс понимания принципов функционирования, потенциалов и ограничений различных технических устройств, которые предназначены для автоматизированного поиска и обработки информации; осознание различий между автоматическим и автоматизированным выполнением сбора, обработки, хранения и передачи информации; умение ранжировать задачи по видам с последующим решением и выбором конкретного технического устройства, обусловленным его основными характеристиками; понимание сути технологического подхода к выполнению деятельности; знание информационно-коммуникационных технологий для поиска, обработки и хранения информации, а также прогнозирования, выявления, создания и использования всевозможных технологических приёмов по обработке информационных потоков;

– коммуникативный компонент, отображающий применение языков и других разновидностей знаковых систем, коммуникационных технических средств в процессе передачи информации от индивида к другому индивиду с помощью различных форм невербальных и вербальных методов общения;

– рефлексивный компонент, включающий осознание собственного личностного уровня саморегуляции, при котором жизненная функция самосознания проявляется в самоуправлении поведением человека, а также в расширении его самосознания и самореализации [14].

Лау Х., опираясь на зарубежные стандарты в сфере информационной компетентности, выделяет три ключевых компонента:

– процесс получения информации, при котором пользователь отбирает информацию рационально и эффективно;

– оценка информации, при которой пользователь оценивает информацию критически и компетентно;

– применение информации, при котором пользователь использует информацию точно и творчески [11, 15].

Карпеченко А. С. подчеркивает, что именно такие компоненты информационной компетентности, как «оценивание информации» и «использование информации» способствуют формированию у будущего менеджера собственного информационного стиля мышления, который вырабатывает оптимальную реакцию на поступающую информацию, формирует умение действовать в ситуациях избыточной информации, овладевает методами аналитико-синтетической переработки информации. Сформированный таким образом информационный стиль мышления студента может позволить ему оценивать качественную сторону информации, вести отбор достоверных данных, соотносить их с уже имеющимися знаниями, критически переосмысливать, свёртывать и развёртывать, достраивать недостающие звенья, грамотно строить интерпретации и применять полученную информацию для принятия решений, вести учёт при оценивании альтернатив рациональных, эстетических и морально-этических критериев [8].

Проведённый анализ литературных источников [2, 3, 5, 6 и др.], посвящённой информационной компетентности менеджера, позволил сделать вывод о том, что информационная компетентность — это сложное, многоуровневое и многокомпонентное понятие. Вместе с тем в обозначении компонентов информационной компетентности будущего специалиста исследователи не приходят к единому мнению, выделяя несколько составляющих в разном количестве. Следовательно, системное, целостное представление об информационной компетентности будущего специалиста-менеджера, выделение её сущностных свойств, обоснование критериев и уровней её сформированности является теоретической предпосылкой для исследования направлений и педагогических условий развития.

Литература:

  1. Аниськин В. Н., Замара Е. В. Проблема формирования информационной компетентности менеджеров туристских услуг в системе среднего профессионального образования // Известия Самарского научного центра РАН. — 2011. — № 2–5 — С. 1025–1030.
  2. Бондарева Е. В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов прикладной информатики в экономике: дис.... канд. пед. наук. — Волгоград, 2005. — 208 с.
  3. Быков С. А., Гнездилова Н. А. Модель управления развитием информационной компетентности специалиста-менеджера // Вестник ТГУ. 2007. № 8 С. 214–218.
  4. Даньшина Е. В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Молодой ученый. — 2009. — № 10. — С. 348–349.
  5. Дзугоева М. Г. Постановка и решение задач — основа информационной компетентности студентов. // Проблемы качества образования: Материалы XIII Всерос. совещания: — М.: Изд-во Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — Кн. 2. — С.31–36.
  6. Доброва Л. В. Формирование информационной компетентности студентов в процессе активного обучения в техническом университете // Гуманизация образования. — 2009. — № 2. — С. 58–64.
  7. Зайцева О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий. Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Брянск, 2002. — 19 с.
  8. Карпеченко А. С. Анализ уровня информационной компетентности будущих менеджеров // СИСП. 2012. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-urovnya-informatsionnoy-kompetentnosti-buduschih-menedzherov (дата обращения: 19.01.2017).
  9. Карпеченко А. С. Формирование информационной компетентности современного менеджера. Дис.... канд. пед. наук. — Калуга, 2012.
  10. Кизик О. А. К вопросу о становлении информационной компетентности как составляющей профессиональной компетентности выпускника профессионального лицея // Материалы научно-методической конференции «Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации». — Петрозаводск, 2003. — Часть 1. — С. 23–25.
  11. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. — М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. — 45 с.
  12. Семёнов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. — М.: Изд-во МИПКРО, 2000. — 12 с.
  13. Паршукова Г. Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование: монография. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. — 253 с.
  14. Тришина C. B. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–11.htm (дата обращения 12.12.2016).
  15. Association of College and Research libraries (ACRL) // Information Literacy Competency Standards for Higher Education / Chicago, 2000. — URL: http://www.ala.org/acrl/standards/informationliteracycompetency (дата обращения 25.01.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): информационной компетентности, формирования информационной компетентности, Формирование информационной компетентности, менеджера информационной компетентности, информационной компетентности будущих, компетентности будущего, информационной компетентности будущего, информационной компетентности студентов, информационной компетентности компоненты, информационной компетентности необходимы, студентов информационной компетентности, профессиональной компетентности, саморазвитие информационной компетентности, информационной компетентности менеджера, совершенствованию информационной компетентности, составе информационной компетентности, структуру информационной компетентности, информационной компетентности специалиста-менеджера, информационной компетентности менеджеров, характеристику информационной компетентности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос