Информационная компетентность: теория и технология развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (97) сентябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.09.2015

Статья просмотрена: 2093 раза

Библиографическое описание:

Царева, М. И. Информационная компетентность: теория и технология развития / М. И. Царева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 580-583. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21838/ (дата обращения: 25.04.2024).

В педагогике представления об информационной компетентности педагога сегодня особенно активно развиваются на основе более общего понятия «информационная компетентность». Анализ педагогической теории свидетельствует о том, что ученые понимают информационную компетентность специалиста как одну из ключевых компетентностей человека, представляющую собой совокупность знаний, умений, навыков и способностей эффективной работы с информацией в любых ее формах, осознание своего места в информационной среде, совокупность норм, ценностей, связанных с потреблением и созданием информационных ресурсов и выполнением профессиональной деятельности на репродуктивном и творческом уровнях. Основное внимание в рассмотрении учеными данного явления уделяется техническому и технологическому аспекту, который включает компьютерную грамотность, знание информационных технологий, умения их применять для решения различных задач.

В науке предлагаются различные подходы к пониманию информационной компетентности и соответственно различные структуры: на основе структур педагогической деятельности, на основе квалификационных требований к выпускнику профессионального учебного заведения и др. Опора на имеющиеся научные взгляды позволила сложить собственное видение структуры информационной компетентности педагога: она включает социальный, специальный, личностный и индивидуальный компоненты, содержащие совокупность взаимосвязанных свойств и качеств человека, определяющих его информационное поведение в образовательной среде.

Обращается внимание на психологические особенности человека, отвечающие за его информационную компетентность, на важность изучения данного аспекта, открывающего дополнительное направление в формировании и развитии информационной компетентности педагога. Видение сущности психологического (личностного) компонента информационной компетентности педагога сложилось с опорой на концепцию индивидуальности человека (О. С. Гребенюк), которая отражает интегрированную характеристику психических возможностей человека [1,с.79]. Рассмотрение информационной компетентности с точки зрения индивидуальности человека позволяет представить более дифференцированную характеристику этого вида компетентности и указать внутренние факторы ее развития. В качестве внешних факторов и условий, способствующих развитию информационной компетентности педагога, в педагогической теории и практике называют: информационно-образовательную среду, систему специальной подготовки будущего учителя в высшей школе.

Для более полного понимания понятия «информационная компетентность» имеет смысл дать определение таким общим понятиям, как «компетентность», «компетенция», «образовательная компетенция» и «образовательная компетентность», а также саму возможность и границы применения данных терминов в педагогической науке, тем более, что данные вопросы вызывают постоянные неутихающие споры в педагогической среде. В настоящее время в педагогической литературе достаточно часто можно встретить термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации (обновления) содержания образования.

Большинство исследователей сходится во мнении о том, что информационная компетентность — это многоуровневая категория. В разных работах можно встретить разное количество уровней информационной компетентности, которые составляют иерархию уровней. При этом, как правило, каждый последующий уровень включает особенности предыдущего и имеет собственные черты, отличающие его. По мере продвижения по этой «иерархической» лестнице формируется новое мышление и как результат — информационная компетентность. Следовательно, информационная компетентность развивается, при переходе с одного уровня на другой, при этом ее состояние каждый раз может быть диагностировано, исходя из соответствия структуры и содержания знаний и умений определенному уровню развития.

Рассматривая структуру информационной компетентности будущего учителя как единство ее компонентов, мы оцениваем степень ее сформированности по следующим критериям:

-          применение педагогических знаний в решении профессиональных ситуаций, выбор адекватного способа представления информации и методов обучения (когнитивный компонент);

-          проявление интереса в овладении информационными технологиями, направленность на поиск и освоение социокультурной и педагогически значимой информации, выбор оптимального стиля общения, необходимого для формирования ценностных мотиваций (мотивационно-ценностный компонент);

-          умение эффективно сочетать информационные и педагогические технологии в практике преподавания (технико-технологический компонент);

-          продуктивное построение процесса общения, толерантное восприятие позиции субъекта обучения (коммуникативный компонент);

-          адекватная самооценка значимости своего участия в совместной работе; коррекция собственного поведения; возможность влияния на мнение других (рефлексивный компонент) [2, с.286].

В настоящее время проблема компетенций раскрыта с позиций различных подходов: деятельностного, культурологического, системного, личностно ориентированного и др. Применительно к системе профессионального образования она адаптирована в концепции контекстно-компетентностного подхода (А. А. Вербицкий). Продуктивным, на наш взгляд, для дальнейшей разработки идеи контекстно-компетентностного подхода к профессиональному образованию, в свете вышесказанного, может быть его рассмотрение в единстве с синергетическим подходом. С точки зрения представителей синергетического подхода, модель образования, направленного на формирование компетентности, должна быть открытой, т. е. для нее должна быть характерна постоянная изменчивость, стохастичность и наличие подсистем. Между подсистемами постоянно должен проходить обмен информацией. Современная система образования предполагает открытость будущему, а ее дальнейшее развитие связано с преодолением закрытости и приданием процессу обучения творческого характера. Анализ современной системы образования позволяет сделать вывод, что с точки зрения синергетики, компетентностный подход удовлетворяет всем требованиям построения открытой системы образования.

Принятая позиция в понимании информационной компетентности нашла отражение в модели информационной компетентности бакалавров педагогического образования (рис.1).

Рис. 1. Модель информационной компетентности бакалавра

 

Модель дает возможность проследить основные стороны объекта исследования в их структурной и функциональной взаимосвязи, позволяет составить целостное представление об изучаемом явлении. Обратимся к анализу ее структурных компонентов.

Целевой компонент обусловлен тем, что цель определяет выбор способов, действий и выступает как средство управления, сверки результатов действий с прогнозируемым итогом. Целевой компонент информационной компетентности выражается в способности определять информационные потребности исходя из условий и проблематики профессиональной деятельности, а также личностно-значимых приоритетов. Анализ результатов информационной деятельности бакалавра позволяет определить, насколько информационные потребности удовлетворяются, и какая в результате решена проблема.

Значимость любой деятельности, любого явления определяется результатом. Результат информационной компетентности находит сове воплощение как в создании, получении, трансформации реальных материальных или идеальных информационных объектов, та и в характеристике развития личности бакалавра.

Личностно-деятельностный подход выступает теоретико-методологической основой исследования информационной компетентности бакалавра педагогического образования. Реализация данного подхода позволяет:

-        рассмотреть информационную компетентность как целостную систему;

-        выделить системообразующие факторы информационной компетентности, то есть цель и результат;

-        выявить составляющие компоненты модели, раскрыть диалектику их взаимосвязи;

-        позволяет не только учесть индивидуальные особенности личности, но способствовать самореализации и личностному росту [3, с.172].

Кроме того, опираясь на структуру личности можно выделить признаки информационной компетентности: когнитивный компонент личности (знания принципов функционирования поисковых систем, топологии информации и способов ее преобразования, типов информационных угроз и способов защиты, социально-правовых аспектов использования информации); операционно-деятельностный компонент (определение индикаторов поиска информации, преобразование информации и ее эффективное представление, использование информации с учетом правовых и морально-этических норм с применением способов ее защиты); ценностно-смысловой компонент (оценивание информации, в том числе с точки зрения толерантности и соблюдения социально-правовых норм); мотивационный (осознание цели и задач поиска информации с учетом личной и социальной значимости проделанной работы, следуя социально-правовым нормам).

В содержании указаны показатели информационной компетентности — интегративный комплекс информационных компетенций (оценочно-поисковая, аналитико-преобразующая, компетенция информационной безопасности).

Особое место в модели занимает функциональный компонент. Его содержание (функции) представляют собой устойчивые базовые связи компонентов, обуславливая тем самым движение, развитие и совершенствование информационной компетентности.

Уровень сформированности информационной компетентности определялся по следующим показателям: оценочно-поисковый, аналитико-преобразующий, информационной безопасности. В соответствии с названными показателями были определены уровни сформированности:

-        базовый саморегуляция и самоорганизация ситуативны, информационная компетентность регулируется в основном внешними стимулами и побудителями, положительный опыт не устойчив, слабо проявляется;

-        продвинутый характеризуется наличием саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не проявляется;

-        творческий отличается наличием устойчивого и положительного опыта информационной компетентности, саморегуляцией и самоорганизацией наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявлением активной общественной позиции.

Замеряемые уровни определяются степенью соотношения регуляции и саморегуляции — от внешней к внутренней саморегуляции и регуляции других.

Приведенные уровни сформированности информационной компетентности будущего учителя, по существу, составляют иерархию уровней: каждый последующий уровень включает черты предыдущего и имеет особенные черты, отличающие его от предыдущего. По мере продвижения будущего учителя по этой «иерархической» лестнице формируется новое мышление и как результат — информационная компетентность будущего учителя.

 

Литература:

 

1.                  Направления использования информационных технологий на гуманитарных специальностях вуза // Сб. материалов Краевой научн. конф. «Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии». Красноярск, 2002.

2.                  Царёва М. И., Стеценко И. А. Формирование информационной компетентности в системе непрерывного образования // Мир науки, культуры и образования. 2012. № 6.

3.                  Царёва М. И. Информационная компетентность: стратегия развития в современной образовательной системы // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. — Таганрог: Изд. отдел Таганрог. гос. пед. ин-та, 2014. № 1.

Основные термины (генерируются автоматически): информационная компетентность, будущий учитель, информационная компетентность педагога, активная общественная позиция, информационная безопасность, педагогическая теория, педагогическое образование, положительный опыт, последующий уровень, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Формирование информационной компетентности будущего...

Формирование информационной компетентности будущего педагога гуманитарного профиля.

Для формирования информационной компетентности будущих учителей должны соблюдаться следующие условия

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная...

Сетевые педагогические сообщества как форма повышения...

сообщество, учитель, Сообщество учителей, сетевое педагогическое сообщество, сеть, сетевое сообщество, сетевое профессиональное сообщество, общее образование, профессиональная компетентность...

Характеристики профессионально-педагогической...

Характеристики профессионально-педагогической компетентности преподавателя вуза.

Эта статья посвящена проблеме профессиональнопедагогической компетентности в образовании.

Формирование профессиональной компетенции будущих...

В статье раскрывается процесс формирования профессиональной компетентности будущего педагога; исследуется влияние информационных технологий на развитие творческой деятельности студентов...

О готовности будущего учителя к профессиональной...

[2], педагогическая деятельность может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения множества профессиональных педагогических задач разного уровня сложности. Тогда профессиональная деятельность учителя в...

Психолого-педагогические факторы формирования...

Педагогические условия являются значимыми обстоятельствами, определяющими достижение высокого уровня сформированности профессиональной компетентности учителя, одним из которых является внеурочная деятельность.

Анализ компонентной структуры информационной...

Ключевые слова: информационная компетентность, менеджер, компоненты, профессиональное образование. Профессиональная деятельность менеджера в настоящее время имеет социально направленные ориентиры...

Похожие статьи

Формирование информационной компетентности будущего...

Формирование информационной компетентности будущего педагога гуманитарного профиля.

Для формирования информационной компетентности будущих учителей должны соблюдаться следующие условия

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная...

Сетевые педагогические сообщества как форма повышения...

сообщество, учитель, Сообщество учителей, сетевое педагогическое сообщество, сеть, сетевое сообщество, сетевое профессиональное сообщество, общее образование, профессиональная компетентность...

Характеристики профессионально-педагогической...

Характеристики профессионально-педагогической компетентности преподавателя вуза.

Эта статья посвящена проблеме профессиональнопедагогической компетентности в образовании.

Формирование профессиональной компетенции будущих...

В статье раскрывается процесс формирования профессиональной компетентности будущего педагога; исследуется влияние информационных технологий на развитие творческой деятельности студентов...

О готовности будущего учителя к профессиональной...

[2], педагогическая деятельность может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения множества профессиональных педагогических задач разного уровня сложности. Тогда профессиональная деятельность учителя в...

Психолого-педагогические факторы формирования...

Педагогические условия являются значимыми обстоятельствами, определяющими достижение высокого уровня сформированности профессиональной компетентности учителя, одним из которых является внеурочная деятельность.

Анализ компонентной структуры информационной...

Ключевые слова: информационная компетентность, менеджер, компоненты, профессиональное образование. Профессиональная деятельность менеджера в настоящее время имеет социально направленные ориентиры...

Задать вопрос