Библиографическое описание:

Корецкая И. А., Шукшина Л. В., Бажданова Ю. В., Ермаков В. А. Формирование и коррекция профессиональных иллюзий у студентов в современном образовании // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 222-224.



На рубеже60–70 годовXX века в развитых странах становится очевидным, что именно информационные технологии и процессы начинают оказывать существенное влияние на развитие общества. Начавшиеся попытки осмыслить данное влияние привели к созданию концепции информационного общества. В таком обществе главной ценностью становится информация; все процессы, происходящие в обществе, так или иначе связаны с информацией и информационными технологиями (прежде всего, электронными). Такое общество обычно рассматривается как новая ступень эволюции человеческой цивилизации, как новая фаза общественного развития, в которой информационный сектор экономики начинает играть решающую роль в развитии, как отдельных стран, так и всего мирового сообщества.

Мы можем говорить о том, что стремительное развитие и распространение новых информационно-коммуникационных технологий несет с собой кардинальные изменения в экономической и социальной сферах, науке и образовании, в культуре и образе жизни людей.

С технической точки зрения основой формирования информационного общества является развитие информационной техники. Можно выделить и ряд других важных признаков:

‒ информация во всем мире приобретает глобальный характер;

‒ на движение информационных потоков уже не оказывают существенного влияния государственные границы и различные барьеры. Значительно выросли возможности сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;

‒ увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер человеческой деятельности; усиливается процесс децентрализации общества; происходит переход к новым формам занятости; идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии.

В современном информационном обществе, все больше возрастает требования к личности и её профессионализму, и все чаще поднимаются вопросы о повышение качества образования. Способы решения данной проблемы связаны с рядом аспектов: модернизацией содержания образования, технологий организации образовательного процесса, переосмыслением целей и результата образования [1, с. 30]. Все эти способы, приводят к изменениям образовательной среды, а также увеличивают требования к участникам образовательного процесса и специфики их межличностного взаимодействия.

Один из главных вопросов, стоящих перед образовательным учреждением — это формирование личности профессионала, человека, способного к выполнению трудовой деятельности сразу после окончания вуза [2, с. 81]. Профессиональная реальность сегодня — несет в себе свои особенности, которые позволяют отдельно выделять такие феномены как «настоящий профессионал», «настоящий лидер» и т. п., которые в свою очередь оказывают первостепенное влияние на возникновение профессиональных иллюзий.

Информационные технологии активно вторгаются в жизнь человека, создают и активно распространяют социальные мифы — культурную форму описания и объяснения действительности, на основе которых формируются разные виды социальных иллюзий [6, с. 152]. Совокупность социальных иллюзий, в том числе и профессиональных иллюзий, трансформирует систему представлений и мотивов личности. У человека происходит модификация представлений о жизни, в том числе и о профессиональной. Он погружается в мифологизированное пространство. Таким образом, создается способ управления жизнью через сознание, которое наполняется смысловыми матрицами, оживающими в нужных идеях и образах. Наполнение, структурирование, специальная организация сознания становятся специальным видом технологий: меняя одну матрицу на другую можно менять содержание жизни. Создаваемые информационными технологиями профессиональные мифы — тиражируются и создают массу профессиональных иллюзий, которые замещают собой существующую реальность в сознании человека [3, с. 99]. Иллюзии по-разному влияют на личность человека и содержание его жизни: так, с одной стороны, оказывая влияние на личность, иллюзии способны управлять человеком, тормозить его развитие, а, с другой стороны, находясь в иллюзии, человек рефлексирует, пытается осмыслить, понять тот или иной процесс, явление, наделить его теми или иными свойствами и качествами.

Многие дисциплины в вузе читаемые только в теоритическом ключе способствуют формированию профессиональных иллюзий. Студентов знакомят не с реальной жизнью, а с представлениями о неких идеальных конструктах. Свою будущую профессиональную деятельность субъект видит через призму навязанных представлений. Ему навязывают образ «настоящего профессионала», образ «настоящего профессионального поведения», который в реальности абсолютно не только не достижим, но и может быть также и вреден. Например, образ человека, который всегда отстаивает свое мнение, или, наоборот, всегда слушает мнение старших коллег. В том или ином случае, у субъекта не формируется критическое восприятие информации, не формируется его собственный профессиональный стиль. Он верит в профессиональные иллюзии и воспринимает их как незыблемую данность [5, с. 102].

Средства массовой информации также способствуют формированию некритичного восприятия действительности, в том числе и профессиональной. Субъект получает массу разноплановой, противоречивой, иногда сумбурной информации. И это лишает человека возможности нормально, самостоятельно размышлять и принимать решения, анализировать и сопоставлять разные мнения, разную информацию [4, с. 104]. Эта информация не успевает осмысливаться, осознаваться.

Современное информативное общество требует от людей новых умений и навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества. Информатизация оказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества, как на индивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем месте и в быту. Человек в информационном обществе должен обладать определенными навыками, знаниями, а также определенным уровнем культуры для обращения, как с информационными технологиями, так и информацией. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельнонакапливать и осваивать информацию.В информационном обществе готовятся и принимаются решения на основе коллективного знания и коллективного участия.

По мере нарастания объема информации людям становится труднее ориентироваться в ее содержании, ограждать себя от ее избытка, выбирать именно то, что нужно и что соответствует действительности.Воздействие информации открывает большие возможности манипулирования сознанием и общественным мнением. Таким образом, можно говорить о таком аспекте, как утрата информационным обществом устойчивости.

Все большее распространение массовой культуры, неизбежность столкновения с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создают психологические и даже психические проблемы, особенно для молодого поколения. Создавая свой образ в виртуальном пространстве, человек может потерять адекватное восприятие как реального мира, так и реального себя, начиная жить только в Сети.

Мы полагаем, что основным содержанием информационного общества на современном этапе является создание иллюзорной, псевдореалистической картины мира. Попав в мир иллюзий, человек чувствует себя комфортно и безопасно, но только тем самым избегает подлинной реальности. В этой связи практико-ориентированные курсы позволяют пересмотреть идеальный конструкт профессиональной деятельности. Мы видим, как в современном информационном обществе источник информации начинает играть важнейшую роль. Именно с выбора ошибочного источника получения и интерпретации информации связаны основные трудности и ошибки в восприятии профессии. Знакомство с практическими реалиями профессиональной деятельности позволяют более глубоко понять ее суть, увидеть множество нюансов, которые невозможно оценить, разбирая только теоритические аспекты. Современный информационный поток настолько велик, что только преподаватель-практик может скорректировать и указать, что действительно является важным в трудовой деятельности. Профессионал, приобщая к отдельным элементам своей профессии, вовлекая в создание материальных и нематериальных продуктов с последующим рефлексивным осмыслением полученного опыта способен лучше представить будущий профессиональный путь для слушателей образовательного учреждения, чем просто теоретик.

Мы видим, что путь современного образования ведет к существенному расширению круга персонифицированных источников, влияющих на профессионально-личностное развитие специалиста. В качестве таковых выступают не только преподаватели и сотрудники вузов, но и руководители практик. Огромную роль в формировании адекватного представления о профессии играют выступающие с мастер-классами работающие профессионалы различных специализаций. У каждого из них есть свое неповторимое видение профессии, профессиональная позиция, индивидуальный стиль деятельности. И с чем большим количеством личностей столкнется студент, тем основательнее будет его профессиональный и личностный потенциал. Именно благодаря этой интеграции разных точек зрения, временами очень противоречивых, у специалиста и складывается образ профессии.

Нам представляется необходимым внедрять новые интерактивные формы обучения, такие как ролевые игры, тренинги, составление и решение профессиональных кейсов. Именно эта интерактивность позволит корректировать теоритические представления, профессиональные иллюзии в отношении будущей трудовой деятельности.

В учебной деятельности необходимо моделировать профессиональную деятельность. Необходимо разрабатывать задания, являющиеся наиболее типовыми и распространенными для данного вида профессиональной деятельности. Эти задания должны быть различного уровня сложности, позволяющим как можно более полно охватить данную трудовую деятельность. Ситуации также должны достаточно полно характеризовать и профессионально важные качества специалиста. Важно, чтобы эти качества были не просто «знаниевыми» или интеллектуальными, а несли и эмоциональную окраску.

Кейсы и ролевые игры должны разрабатываться с выделением этапов работы, уровней сложности выполнения задания. Должны быть подобрана технологическая документация, соответствующая данной деятельности. Должны быть разработаны критерии оценки выполнения профессиональной деятельности. Такая четкая структура позволит в процессе обсуждения более четко отрефлексировать свой опыт, свои возможные ошибки и свои достижения. Отдельным пунктом в рефлексии должны быть осознание того, что нового о своей будущей профессиональной деятельности в ходе выполнения здания узнал субъект. Соответственно, так будут преодолеваться иллюзии, связанные с восприятием выбранной профессии.

Участие в круглых столах позволит напрямую контактировать с представителями профессионального сообщества, обмениваться информацией и примерять свои теоритические знания с практической составляющей. Для представителей профессионального сообщества участие в круглых столах тоже является полезным мероприятием. У них появляется возможность познакомиться с потенциальными сотрудниками, а также круглый стол предоставляет возможность обменяться различными точками зрения на ту или иную проблему. Тем самым развивая и социальные и личностные иллюзии о правильности своей точки зрения.

Таким образом, высшее образование должно помогать преодолевать профессиональные иллюзии, сформированные современным информационным обществом, корректировать представления о трудовой деятельности. Внедрение интерактивных компонентов позволит более подробно ознакомить студентов с реалиями будущей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Васякин Б. С. Система управления инновациями в высшем учебном заведении диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Всероссийская государственная академия Министерства финансов Российской Федерации. Москва, 2007.
  2. Ермаков В. А., Бажданова Ю. В. Религиозно-философский анализ мировоззренческих проблем развития современной психологии // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 79–89.
  3. Корецкая И. А. Формирование социально-профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования // Под ред. Манухиной С. Ю., Чистяковой С. Н. Москва, Литера, 2012
  4. Пожарская Е. Л., Дебердеева Н. А. Проблема готовности к профессиональному самоопределению учащихся // Вестник Екатерининского института. 2015. № 2 (30). С. 52–59.
  5. Сысоев В. В., Овсяник О. А. К вопросу о психологической подготовке специалиста к профессиональной деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. № 3. С. 99–111.
  6. Шукшина Л. В. Иллюзорное сознание и его функция // Интеграция образования. 2006. № 4. С. 149–153.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональной деятельности, профессиональных иллюзий, трудовой деятельности, информационном обществе, профессиональные иллюзии, будущей профессиональной деятельности, современном информационном обществе, информационными технологиями, информационного общества, социальных иллюзий, коррекция профессиональных иллюзий, реалиями профессиональной деятельности, формированию профессиональных иллюзий, массу профессиональных иллюзий, возникновение профессиональных иллюзий, конструкт профессиональной деятельности, выполнению трудовой деятельности, выполнения профессиональной деятельности, будущей трудовой деятельности, вида профессиональной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос