Библиографическое описание:

Рождественская Т. А., Сабитова А. В. Система формирования ИКТ-компетентности в процессе подготовки конкурентноспособного рабочего [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012.

Информационное общество – общество, в котором главной ценностью и структурообразующей основой является информация, и в котором все процессы тесно связаны с информацией и информационными технологиями (прежде всего, электронными). По мере нарастания объема информации людям становится труднее ориентироваться в ее содержании, ограждать себя от ее избытка, выбирать именно то, что нужно.

В информационном обществе деятельность, как отдельных людей, так и коллективов будет все в большей степени зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу и, наконец, отысканию наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что может оказаться не под силу человеку без привлечения специальных технических средств.

От современного рабочего потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания. В настоящее время в объявлениях о приеме на работу, содержатся требования уметь работать на персональном компьютере. Данная ситуация привела к изменению требований к выпускникам: необходим широко образованный, компетентный рабочий, способный к поиску нестандартных решений профессиональных задач.

Целевой установкой преподавателей и обучающихся является создание условий и возможностей для формирования ИКТ-компетентности в процессе подготовки конкурентноспособного рабочего и успешное прохождение итоговой аттестации.

Проектная деятельность обучающихся как форма итогового контроля давно применяется в профессиональном образовании, но с внедрением Internet она приобретает новую информационную направленность и значение для формирования информационно–коммуникационно-технологической компетентности (ИКТ) обучающихся. Значимость данной компетентности для учебного процесса в начальном профессиональном образовании объясняется его практико-ориентированным подходом, позволяет сочетать академические и прикладные знания обучающихся, интегрировать знания из различных предметных областей [2, с. 6-8].

Одним из важных направлений современного профессионального образования является интеграция предметов информатики и физики или других предметов для достижения развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий, что заложено в стандарте среднего (полного) общего образования по физике. Особое внимание уделяется информатизации учебного процесса. Компьютерное обучение, использование на занятиях тематических презентаций, обучающих программ на CD, программ автоматизированного контроля и тестирования, электронных учебников являются формами внедрения информационных технологий в учебный процесс. Разумеется, что информационные технологии не могут полностью заменить ни демонстрационный эксперимент, ни лабораторные работы, ни самого учителя, но использование их дает более высокий уровень усвоения материала обучающимися.








В связи с дефицитом учебного времени на проработку и углубление изучения отдельных тем физики и информатики назрела необходимость формирования ключевой информационной компетентности, которая будет включать в себя:

  1. способность к самостоятельному поиску и обработке информации;

  2. способность к групповой деятельности и сотрудничеству, защите своей позиции при решении конкретных задач;

  3. готовность к саморазвитию.

Наиболее эффективным средством формирования ИКТ-компетентности является применение интегрированного проектного обучения в профессиональном образовании, т.е. интеграция деятельностной технологии проектного обучения и деятельностно-ценностной технологии ТОГИС (Технология Образования в Глобальной Информационной Сети) [1, с. 25-27].

Главным методологическим основанием применения интегрированной образовательной технологии считаем:

  1. Планирование результатов обучения, их дифференцированность при выполнении заданий ЕГЭ разного уровня;

  2. Психологизация образовательного процесса (мотивация, рефлексия и т.п.);

  3. Концепция укрупнения дидактических единиц вследствие интеграции знаний из предметных областей информатики и физики;

  4. Компьютеризация обучения;

  5. Межпредметность.

Определены основные направления и задачи достижения цели:

  1. Изучение сущности и опыта реализации данных технологий в обучении информатики и физики в отдельности;

  2. Выделение особенностей и условий применения элементов технологий в процессе обучения в комплексе по каждому предмету;

  3. Анализ содержания курса информатики и физики с целью выделения тем для теоретических и практических занятий с учетом выбранных профессий (блоки уроков, тематические задания);

  4. Разработка практических заданий с систематизацией источников информации (учебники, учебные презентации и курсы, Internet-сайты) с учетом реализации знаниевых компетенций для успешного прохождения ЕГЭ;

  5. Разработка тестов для определения уровня сформированности ИКТ-компетентности в процессе интегрированной проектной деятельности обучающихся.

В ходе реализации технологии была проведена коррекция блоков уроков, содержания заданий, текстов, а также проверки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся.

Для создания уровня ИКТ-компетентности определены три уровня: минимальный, общий, продвинутый.

Для того чтобы преподаватель мог руководить учебной работой с использованием компьютера, ему нужно:

1) иметь информацию о «рынке» программных средств для учебных целей;

2) понимать дидактические возможности этих средств;

3) разработать систему индивидуальных дидактических заданий;

4) уметь разработать тематические обучающие презентации и тестирующие программы по предмету.

Готовые компьютерные программы («1С: Репетитор. Физика» и др.) не всегда удобно применять, так как в процессе работы с ними, необходимо использовать несколько моделей, примеров, расположенных в разных вкладках электронного учебника. Переходы влекут за собой появление лишней информации на экране, что отвлекает, запутывает и требует времени. Кроме того, большое многообразие профессиональных программных средств, ставит сложные задачи, связанные в первую очередь с необходимостью обоснованного выбора конкретного программного средства.

Большой интерес вызывает у обучающихся поиск информации по заданной теме в интернете. Такие индивидуальные задания они выполняют с удовольствием. Преподаватель должен направлять деятельность обучающихся таким образом, чтобы они не просто скачивали рефераты из интернета, а выполняли конкретные поисковые задания.

К прогнозируемым результатам мы заносим:

На уровне обучающихся:

  • развитие у обучающихся профессиональной компетентности в области подготовки обучающихся к итоговой квалификационной аттестации с использованием традиционных средств и цифровых образовательных ресурсов [3 c. 141];

  • развитие у обучающихся информационной компетентности, связанной с использованием ИКТ (презентационные, коммуникативные, поисковые навыки и навыки компьютерного моделирования);

  • развитие умений анализировать цифровые образовательные ресурсы, определять возможности их использования для выявления пробелов в подготовке по предметам, для организации самостоятельной работы по систематизации знаний и выявлению обучающимися обобщенных приемов выполнения заданий ЕГЭ разной степени сложности.

На уровне преподавателя:

    • процесс обучения информатики и физики организованный на основе интегрированного проектного обучения с использованием различных форм учебного процесса;

    • разработка диагностических тестов для определения уровня сформированности ИКТ-компетентности, практических заданий разного уровня сложности;

    • создание базы тестовых заданий по физике и информатике в формате ЕГЭ.

После прохождения обучающимися производственной практики и итоговой аттестации по предметам анализ результатов показал положительную динамику формирования ИКТ-компетентности обучающихся, рост мотивации профессионального образования в целом. Динамика качества предметных знаний по информатике, физике в частности и профессии в целом – это следствие выработки навыков научного исследования, организации эффективного поиска информации с использованием компьютерных телекоммуникационных средств, поиска способов решения конкретной задачи, обсуждения и защиты своей позиции, участие в конкурсах и внеклассных мероприятиях создают ситуацию успеха в профессиональном обучении.


Литература:

  1. Гузеев В.В., Романовская М.Б. Современные технологии профессионального образования, Часть 1, М: Издательский центр НОУ «ИСОМ» 2006г.

  2. А.Ф. Щепотин, В.Д. Федоров, Современные технологии обучения в профессиональном образовании, М: НЦП «Профессионал-Ф» 2005г.

  3. Сыманюк Э.Э., Синякова М.Г., Шемятихина Л.Ю. Компетентностный подход в подготовке специалистов. – М.: ТК Велби 2008г.– №5.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle