Библиографическое описание:

Загидуллина О. М., Байшукурова Л. В. Электронные обучающие ресурсы для самостоятельной работы учащихся при изучении английского языка [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 260-263.

В статье излагаются вопросы специфики изучения английского языка в условиях ФГКОУ ОПКУ. В качестве средства, позволяющего вывести обучаемых на уровень углубленного владения английским языком, предлагаются электронные обучающие ресурсы. Результатом применения данной методики является повышение эффективности и мотивации воспитанников к изучению английского языка.

Современное общество доказывает, что изучение иностранного языка дает неоспоримые преимущества, раскрывает новые перспективы и возможности, которые, прежде всего, проявляются в рамках расширения границ человеческого общения. Как известно, общение помогает решать многие проблемы, стирать межнациональные границы, искать новых знакомых и повышать интеллектуальные способности, иностранный язык является «визитной карточкой» современного человека. Наблюдения показывают, что владение иностранным языком на уровне пользователя является одним из обязательных требований при устройстве на перспективную работу, предоставляет реальные возможности карьерного роста.

Основой речевых умений являются навыки. Их формирование на уроке является той малопривлекательной, но обязательной частью работы, без которой невозможно развивать умения речевой деятельности. Оно требует от учащихся выполнения языковых упражнений, в основе которых лежат повторение, трансформация и подстановка. Каждый учащийся должен выполнить значительный объем упражнений для того, чтобы закрепить эти навыки и придать им необходимые свойства: автоматизированность, устойчивость, гибкость и определенную сложность. Выполняя эту важную «черновую» работу, учитель рискует потерять интерес, внимание учеников на уроке и в конечном итоге увлеченность учащихся предметом. Иначе говоря, преподаватель стоит перед выбором: закладывать прочный фундамент устной речи: навыки или пытаться развивать речевые умения, организовывать увлекательные дискуссии, деловые игры, без необходимой для этого базы. На одной чаше весов – качество знаний, на другой чаше весов – заинтересованность, увлеченность обучающихся предметом иностранный язык. И то и другое имеет наиважнейшее значение в процессе обучения.Это противоречие и заставляет каждого современного учителя средней школы, включённого в информатизацию учебного процесса, задуматься о создании авторских электронных материалов – учебных пособий, которые помогли бы методически грамотно организовать самостоятельную работу учащихся над навыками, стали бы их незаменимыми помощниками при подготовке к урокам.

Условия образовательного пространства ФГОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»отличаются своей спецификой: это и интеграция базового образования и дополнительного образования, и модель жизнеустройства воспитанников, при которой они проживают и обучаются вне дома, это и наличие современнейших средств обучения, и взаимодействие с методистами и психологами. Воспитанники ПКУ приходят в общеобразовательное учреждение Министерства обороны РФ из разных школ, вследствие чего их уровень владения иностранным языком различается в значительной степени. Так как режим преподавания иностранного языка (6 часов в неделю) предполагает углубленное изучение иностранного языка, задачей преподавателей является не тольковыравнивание уровня обученности воспитанников, формирование базовых навыков по всем аспектам речевой деятельности, но и углубленное изучениелексических и грамматических тем курса,что позволило бы вывести обучаемых на уровень углубленного владения английским языком на следующих ступенях обучения. Мы согласны с мнением Александрова К.В., чторешение этой проблемы лежит в области внедрения информационно-коммуникационных технологий (1). Имея в руках такой электронный обучающий ресурс для самостоятельной работы, ребята быстрее и легче справляются с трудностями адаптационного периода.

Нами, как преподавателями иностранного языка, был разработан и апробирован ряд электронных образовательных ресурсов по грамматике, так как этот аспект является для большинства учащихся одним из наиболее сложных. Как показывает практика, именно незнание грамматики вызывает значительные трудности в овладении иностранным языком, является источником многочисленных ошибок как в устной, так и в письменной речи. При разработке электронных образовательных ресурсов нами преследовалась

цель - представить раздел грамматики в таком виде, чтобы он представлял собой специально разработанные и оформленные этапы работы над темой, включая теоретический материал, блок тренировочных заданий, формирующий грамматические навыки, и блок контрольных заданий для самопроверки.

Особенно важным мы считаемразработку и включение в разделы модулязаданий разного уровня.Многоуровневость подразумевает «расщепление» материала по уровню сложности, наличие заданий, рассчитанных на разный уровень сформированности грамматических навыков. Обязательным мы считаем наличие трех уровней: базового, среднего и продвинутого. Такой подход придает самостоятельной работе учащихся большую гибкость за счет наличия выбора количества заданий и уровня их сложности. Многоуровневостьпозволяет более полно удовлетворить потребности иноязычной подготовки воспитанников в зависимости от их стартового уровня, обеспечивает дифференцированный индивидуальный подход в обучении, позволяет одним воспитанникам разобраться в материале на базовом уровне, а другим углубить знания по теме.

Опираясь на методические рекоммендации (2) по разработке электронного пособия по ИЯ, мы включили в информационный блок как иллюстративный, так и достаточно объёмный текстовый материал.При работе с текстомвозможно делать пометки и пользоваться услугами «всплывающих подсказок», содержащих перевод или толкование слов и словосочетаний, прослушивать отдельные фрагменты, представляющие сложность в произношении и требующие фонетической отработки. Кроме этого, разработанные ресурсы поИЯ включают справочные материалы – словарь, энциклопедию, вызываемые по гиперссылке, а также аудио, расположенные непосредственно на страницах с заданиями.

В блоке тренировочных заданий и упражненийнами предусмотрена возможность отработки грамматического аспектаязыка и навыков речевой деятельности – чтения, аудированияи устной речи с возможностью анализа ошибок учащихся и демонстрации правильных ответов. Специфика языковых и речевых упражнений требует от их электронной реализации соблюдения определённых условий, заключающихся в наличии ряда интерактивных функций. К ним относятся: перетаскивание объектов по полю электронной страницы (задания на соответствие и «упорядочить последовательность»), ввод текста с клавиатуры (задание на заполнение множественных пропусков в тексте на одной странице), прослушивание аудио эпизодов и др.


Например, в блоке тренировочных упражнений на формирование навыков письменной речи предусмотрено специальное поле для выполнения письменного задания с последующим его сохранением и возможностью пересылки по электронной почте.(выполнение кроссворда).

Что касается блока контрольно-измерительных материалов, то для этих целей нами использована автономная программа для подготовки, проведения и анализа компьютерного тестирования учащихся “MyTest”.Программа легка и удобна в использовании. Все учащиеся быстро и легко осваивают ее. Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель-предметник, владеющий компьютером, может легко составить свои тесты для программы MyTest и использовать их на уроках.

С помощью компьютерной сети мы организуемцентрализированный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журнала MyTest. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализироватьих в любое удобное для него время.

Программа MyTestотвечает требованиям к тестовым программным средам для языковых дисциплин и дает возможность производить контроль и оценку базовых языковых и речевых компетенций в форматах традиционного языкового тестирования, то есть предусматривает возможность электронного представления всех необходимых для этой цели типов заданий (их можно назвать более 10).Она работает с семью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор,установление порядка следования, установление соответствия, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении.

Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Поэтому, в настройках теста, предусмотрено ограничение времени выполнения как всего теста, так и любого ответа на задание (для разных заданий можно выставить разное время). Использование таких электронных образовательных ресурсовнаходит широкое применение в нашей работе, т.к. позволяет

  • разрабатывать траекторию самостоятельной работы воспитанников;

  • реализовывать дифференцированный подход в обучении;

  • разрешать актуальную для преподавателей проблему формирования навыков, как основы речевых умений.

Преподаватель назначает тему для самостоятельной работы, воспитанники знакомятся с материалом теоретического блока и выполняют упражнения на его закрепление и применение. Во время самоподготовки преподаватель проверяет факт выполнения упражнений учениками. Таким образом, появляется возможность работать над совершенствованием и развитием речевых умений на базе навыков, сформированных у учащихся с помощью информационной среды.В результате внедрения данного опыта работы улучшилась эффективность обучения, повысиласьмотивация воспитанников к изучениюанглийского языка.


Литература:
  1. Александров К.Е. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: от новой формы к новому содержанию Иностранные языки в школе №5, 2011г.

  2. Корчажкина О.М. Создание электронного учебного пособия по английскому языку на базе программной среды «Система организации и поддержки образовательного процесса» компании «1С» / Новые информационные технологии в образовании: Доклады и выступления участников восьмой Международной научно-практической конференции Новые информационные технологии в образовании «Комплексная модернизация процесса обучения и управления образовательными учреждениями с использованием технологий «1С» 3-4 февраля 2009 г. Часть 2. – М.: Фирма «1С», 2009. – 349 с. – С. 157-162

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle