Обучение письменной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Слезкова Т. И., Копп О. К., Лосева Т. В. Обучение письменной речи // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 406-407. — URL https://moluch.ru/archive/183/47036/ (дата обращения: 21.03.2019).



Ведущими умениями в обучении любому иностранному языку в средней школе является устная речь и чтение, письмо же занимает более скромное место. Его назначение заключается главным образом в том, чтобы способствовать усвоению языкового материала и помочь овладеть чтением и устной речью.

Наряду со служебным значением рассматриваемое умение имеет и свою важную, самостоятельную функцию, так как действующая программа выдвигает требования уметь составить письмо, текст о себе и т. д. Вряд ли найдется грамотный человек, который не писал бы писем. Второй аргумент в пользу письма — его воспитательная ценность, уважение к себе, к другу, к его интересам и т. д. Этот вид работы не только интереснее, но и к тому же позволяет произвольно, в соответствии с возможностями учащегося в области иностранного языка рассказать о себе, семье, погоде, увлечениях, а характер изложения мысли в письме допускает некоторую спонтанность, позволяя свободно переходить от темы к теме (личное письмо). Написание такого письма не выходит за пределы возможностей учащегося, но оно ставит их перед необходимостью:

1) владеть достаточным количеством языкового мастерства для выражения своих мыслей;

2) относительно свободно оперировать этим мастерством в письменной форме, что предусматривает некоторый уровень орфографического навыка;

3) владеть в определенной степени основными жанрами: повествованием, описанием, рассуждением;

4) уметь оформить письмо в соответствии с принятой в данном языке традицией.

В обучении иностранному языку выделяет три главных вида письменной речи:

1) контролируемое письмо (написание букв, слов и предложений)

2) направляемое письмо (с конкретным заданием, деловое письмо)

3) свободное письмо (описание картины, сочинения по теме и т. п.)

Данные умения письменной речи на иностранном языке нашли свое отражение в ФГОС, который определяет то, чему должны научиться выпускники средней школы. Эти требования таковы:

1) уметь делать выписки из текста;

2) уметь писать короткие поздравления, пожелания;

3) уметь заполнять анкету о себе;

4) уметь писать письмо без опоры на образец.

Не следует забывать о том, что работа над развитием письменной речи может проводиться лишь на том материале, который хорошо усвоен устно и который без труда используется учащимися в устной речи. Однако при наличии умения говорить учащиеся далеко не всегда овладевают умением написать свой монолог-высказывание, так как для этого необходимо преодоление трудностей, связанных с орфографией изучаемого языка. Недопустимыми следует считать ошибки графического порядка, связанных с незнанием звукобуквенных отношений (scool вместо school, pak вместо park и т. п.) Что касается грамматики слов, то к их написанию предъявляются более жесткие требования, так как усвоение определенного количества орфографических орфограмм дает возможность писать неограниченное количество слов.

Приобретение орфографических умений и навыков возможно лишь в результате систематического выполнения соответствующих упражнений: чем разнообразнее и интереснее, тем выше и эффективность. Для повышения интереса к орфографии наряду с упражнением (спишите, заполните) необходимо давать учащимся загадки, занимательные игры в слова, включающие элементы соревнований, кроссворд. Эти задания могут быть различными по степени сложности от заполнения пропусков до диктантов (зрительных, зрительно-слуховых, слуховых)

Для письменной речи необходимы элементарные умения в оперировании жанром. С этой целью нужно систематически предлагать учащимся небольшие упражнения творческого характера (сочинение о своем городе, о проведенных каникулах) Кроме того, очень важно не только описать события, но и дать субъективную оценку тому, о чем пишешь, выразить свое мнение.

Главной трудностью такого вида работы является, несомненно, противоречие между достаточным запасом слов для школьников на своем родном языке и ограниченными возможностями для описания какого-либо события и изложения фактов на иностранном языке, с другой. Как нам представляется выход из этого положения, состоит в оптимальном применении принципа повторяемости и вариативности. В распоряжении учащихся должен находиться достаточно обширный набор выражений и фраз, которые можно привлечь для описания увиденного или услышанного.

Начиная с первого года обучения, с азов фотографии и до старших классов, школьник накапливает определенный словарный запас слов, закрепляет изученные грамматические структуры предложений, изучает временные формы глаголов, изучает артикли, переходя от простого описания предмета, животного на начальном этапе обучения и до написания сочинения на заданную тему с определенным количеством слов. В помощь младшим школьникам можно предложить не только работу со словарем, но и систематическое ведение дневниковых заданий по темам, систематического характера, способствующих усвоению письменной речи, как уже неотъемлемой части обучения иностранного языку. Прививать интерес к языку и новым словам нужно планомерно, поэтапно. С этой целью можно использовать не только наглядный материал, но и видео-уроки, песни, стихи. Усложняя работу учащихся, совершенствовать их умения к овладению письменной коммуникативной компетенции, вместе с другими умениями речевой деятельности. Не следует забывать о сочетании письменной речи с аудированием, чтением и говорением.

Обучение письменной речи — процесс длительный, планомерный, но весьма важный для овладения иностранным языком

Литература:

  1. Сысоев П. В. Евстигнеев М. Н. «Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий», М., 2010 г.
  2. Пассов Е. И. «основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению», М., 1987 г.
  3. Зимняя И. А. «Психология обучения иностранным языкам в школе», М., 1991 г.
  4. Лурия А. Р. «Письмо и речь», М., 2002 г.
Основные термины (генерируются автоматически): письменная речь, иностранный язык, устная речь, вид работы, письмо, слово, том, умение.


Похожие статьи

Совершенствование умений и навыков письменной речи...

письменная речь, английский язык, студент, иностранный язык, логическая связь, письмо, обучение, задание, письменная форма, письменное речевое общение.

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Если мы, учителя, будем сопровождать почти каждую сказанную нами на иностранном языке фразу переводом, то мы не сформируем у учащихся умение понимать иноязычную речь и, следовательно, осуществлять общение на этом языке.

Педагогические условия развития устной речи на уроках...

иностранный язык, устная речь, умение, английский язык, навык, родной язык, повышение уровня умений, насыщенная языковая среда, развитие навыков, процесс обучения.

Овладение письмом на начальном этапе обучения английскому...

английский язык, письменная речь, слово, буква, письмо, учащийся, родной язык, письменное произведение, вид упражнений, упражнение второго вида.

Интеграционные подходы в обучении письму на уроках...

В методике обучения совеременному английскому языку понятия «письменная речь», «письмо» различаются. Как нам известно, коммуникация состоит из устной и письменной речи. При устной речи коммуникация осуществляются через такие компоненты...

Особенности выражения смыслового центра высказывания...

Ключевые слова: чтение, письменная речь, восприятие, процесс обучения, иностранный язык.

Письмо способствует закреплению знаний по лексике и грамматике, развитию умений и навыков чтения, перевода и устной речи.

К вопросу развития умений иноязычной письменной речи...

письменная речь, иностранный язык, развитие умений, иноязычная письменная речь, письменная форма, речевая деятельность, умение.

Иноязычный письменный текст как основа обучения устной...

иностранный язык, письменный текст, информационная культура, профессиональная деятельность, устная речь, процесс чтения, развитие умений, профессионально-ориентированное обучение, обучение, текст.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Речь — это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.

Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Совершенствование умений и навыков письменной речи...

письменная речь, английский язык, студент, иностранный язык, логическая связь, письмо, обучение, задание, письменная форма, письменное речевое общение.

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Если мы, учителя, будем сопровождать почти каждую сказанную нами на иностранном языке фразу переводом, то мы не сформируем у учащихся умение понимать иноязычную речь и, следовательно, осуществлять общение на этом языке.

Педагогические условия развития устной речи на уроках...

иностранный язык, устная речь, умение, английский язык, навык, родной язык, повышение уровня умений, насыщенная языковая среда, развитие навыков, процесс обучения.

Овладение письмом на начальном этапе обучения английскому...

английский язык, письменная речь, слово, буква, письмо, учащийся, родной язык, письменное произведение, вид упражнений, упражнение второго вида.

Интеграционные подходы в обучении письму на уроках...

В методике обучения совеременному английскому языку понятия «письменная речь», «письмо» различаются. Как нам известно, коммуникация состоит из устной и письменной речи. При устной речи коммуникация осуществляются через такие компоненты...

Особенности выражения смыслового центра высказывания...

Ключевые слова: чтение, письменная речь, восприятие, процесс обучения, иностранный язык.

Письмо способствует закреплению знаний по лексике и грамматике, развитию умений и навыков чтения, перевода и устной речи.

К вопросу развития умений иноязычной письменной речи...

письменная речь, иностранный язык, развитие умений, иноязычная письменная речь, письменная форма, речевая деятельность, умение.

Иноязычный письменный текст как основа обучения устной...

иностранный язык, письменный текст, информационная культура, профессиональная деятельность, устная речь, процесс чтения, развитие умений, профессионально-ориентированное обучение, обучение, текст.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Речь — это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.

Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития.

Задать вопрос