Библиографическое описание:

Лисьих Л. В. Научно-исследовательская работа в процессе самообразования и саморазвития педагогов-практиков (преподавателей образовательного блока «Искусство») [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 312-313.

С переходом российского образования на ФГОС II требуется переосмысление традиционных представлений о целях, содержании, формах и методах научно-исследовательской работы в процессе самообразования и саморазвития педагога- практика – преподавателя дисциплин художественно-эстетического цикла, определение приоритетных задач на разных этапах образовательного процесса.

Важнейшая задача учителя – выявить и развить индивидуальное творческое начало каждого ребенка, определив качественное своеобразие его эстетических и художественных способностей. Очевидно, что решение данной задачи не под силу специалисту с низким уровнем собственного культурного развития и креативности.

В образовательном процессе чрезвычайно значимы как его технологическая сторона, так и личностный аспект. С точки зрения исследуемой нами проблемы, цель первого этапа самообразования состоит в том, чтобы развить собственные эстетические и художественно-творческие способности, овладеть педагогическими компетенциями в области художественно-эстетического образования для практической работы в школе.

Достижению данной цели способствует решение таких задач, как:

  1. приобщение к ценностям мировой, отечественной, религиозной художественной культуры, к мифологии и фольклору, к классике и современности, к светскому и религиозному искусству разных видов и жанров;

  2. изучение “живого” педагогического процесса школы, наблюдение и анализ опыта коллег – учителей;

  3. ознакомление с содержанием основных программ по художественному образованию, c «Концепцией духовно-нравственного воспитания» с принципами, формами, методами и приемами приобщения школьников к искусству.

На данном этапе исследовательской деятельности чрезвычайно важно накопление непосредственных впечатлений об изучаемом явлении, анализ собственной деятельности до обращения к соответствующей научной литературе. Феноменологический подход позволяет осуществлять поиск в соответствии с логикой объекта, выявлять в нем некоторые связи и отношения, отсеивать неперспективные пути исследования, продвигаясь от менее глубокого к более точному знанию.

Цель второго уровня – углубление научного поиска на основе систематизации знаний методологического, исторического, теоретического и методического характера.

Реализация данной цели предполагает решение таких приоритетных задач, как:

  1. изучение истории и теории эстетического и художественного воспитания детей, ознакомление с современными концепциями образования, разработанными отечественными теоретиками педагогической науки ;

  2. вычленение ведущих идей, выявление сходства и различия в подходах к содержанию, формам организации деятельности детей, методам и приемам стимулирования их творческой активности;

  3. апробирование концепций принадлежащих разным ученым в процессе своей педагогической деятельности в школе и в художественно-деловых играх;

  4. проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности той или иной технологии в эстетическом и художественном аспектах образовательного процесса организованного в школе.

На данном этапе творчество учителя проявляется в выборе близких ему художественно-педагогических концепций, в работе над образовательной программой, в поиске различных вариантов воплощения идей авторов, в умении трансформировать теоретические положения в конкретные исследовательские и педагогические действия.

Цель третьего этапа – становление педагога-исследователя, способного к научному творчеству, являясь одним из основных звеньев образовательного процесса.

Достижению данной цели способствует решение таких приоритетных задач, как:

  1. понимание проблем методологии и логики научного творчества;

  2. разработка собственной художественно-педагогической концепции, программы, технологии;

  3. создание экспериментальных площадок и углубленная научно-исследовательская работа на их базе.

На заключительном этапе для педагога-исследователя становится возможным и целесообразным переход к новому виду научного поиска, основанного не только на логике объекта, но и продуктивном использовании логики возможных связей между различными областями научного знания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle