Библиографическое описание:

Козырева О. А., Зубанов В. П., Невзоров П. П., Шайдулина Т. Н., Кириенко С. А. Особенности и проблема социализации и самореализации подростков, занимающихся хоккеем [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 87-90.

Мир подростка отражается в его поступках, отношениях, чувствах, эмоциях, продуктах обучения и творчества, спорта и культуры. Подростковый кризис характеризуется той особенностью деятельности и общения, в которой подросток, преодолевая противоречие желаемого и возможного, мыслимого и воплощаемого, включается в среду в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Нет ничего универсального в социализации субъектов социальной среды, в таком процессе всегда есть только возможные модели, которые даже при соблюдении совокупности методов, средств, форм, методик и технологий, при построении социально-педагогического взаимодействия согласно системе принципов социализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, не всегда удается получить тот результат, который был запрограммирован, т.к. в полисубъектном поле субъективность отношений подразумевает некоторое искажение реального в системе пространственно-времен­ных преобразований, согласованно раскрывающих и реализующих условия и модели социализации, особенности самореализации и самосовершенствования.
Культура взаимоотношений, культура речи, культура профессиональ­ной деятельности, нормы государственного устройства (мораль, этика, законы и пр.) надлежащим образом (синергетически, диалектически, аксиологически и пр.) регулируют связи в антропосистеме. Вандализм, шовинизм, фашизм как крайние грани асоциальных отношений прививаются и приживаются в тех микро-, мезо-, макро- и мегасредах, где разумное, рациональное, гуманное не имеет своей ценности, а больное и уродливое становится достоянием общественности и подавляет смысл человеческого сосуществования. Такие периоды хорошо известны человечеству и хорошая страховка от повторения их – это достойное воспитание человека в полном смысле этого слова, хорошее знание всех социальных дисциплин (истории, социологии, политологии и пр.), получение качественного образования в соответствии с объективным, личностно ориентированным, гуманно значимым решением противоречий «хочу&#;могу&#;на­до&#;есть». Наследие русской и российской педагогики всесторонне (в соответствии с развитием общества, общественных отношений и уровнем образования в государстве) отражают постановку и решение проблем антропологического генеза в системе моделирования, апробации и претворения эффек­тивных моделей в структуре педагогического взаимодействия.
В различных аспектах межличностных, межполовых взаимоотношений субъектами общества решаются дилеммы дихотомического генеза (проблема приня­тия-непринятия, нравственности-безнравственности, традиционного-инно­ва­ци­он­ного, эстетичного-безоб­раз­но­го (безвкусного), приемлемого-недо­пус­ти­мого, мораль­ного-амо­раль­ного, доступного-недоступного и пр.), где моделирование поведения, отношений и результата социального взаимодействия отражают становление субъекта среды, в определенный момент развития называющегося личностью (здесь феномен личности определяется через деятельность и значимость ее для государства, народа, всего мегапространства).
Бессмысленность как проблема моделирования деятельности и общения не легка в своем понимании и решении. Таким примером может быть решение следующей занимательной задачи по педагогике: «Сизиф был наказан богами за побег из подземного царства тем, что он с утра до вечера вкатывал и спускал каменную глыбу с горы (бесполезный, бессмысленный труд). Отразите смысл его работы». Знание феномена "интегрирование", понятия "работа" способствуют нахождению решения данной задачи, для этого надо определить два процесса, сводимых к следующим действиям – первое: пока камень находится под горой или по пути к вершине – «вкатить на гору» (на языке математики и физики – интегральная сумма, описывающая скалярные произведения перемещения на результирующую силу (векторное сложение сил тяжести, тяги, трения), Сизифа будет не нулевой), второе: когда камень находится на горе – «скатить с горы», итог этих действий – бесполезен и бессмыслен, но, по отдельности взятые, они имеют и смысл, и ценность, и результат.
Остановимся на дефинициях категории «социализация» в структуре знаний социальной педагогики.

Социализация – это механизм и функция социальной среды, обеспечивающие адекватное восприятие и отражение многоплановых, социальных ролей, способствующих позитивному изменению внутренних и внешних ресурсов социокультурных отношений и отражающих специфику культуры и науки в обществе, коллективе, группе.

Социализация – это категория педагогики, являющаяся итогом, результатом, процессом, механизмом накопления, обработки, передачи, трансформации социального опыта, имеющего две составляющие: знаниевую и ценностную; субъекты социального пространства обеспечивают обогащение знаниевой составляющей социального опыта и сохранение ценностной.

Социализация – это процесс восприятия, отражения и реконструкции социальных связей у субъектов общества, включенных в микро-, мезо- и макроструктуры (социальные сообщества), где происходит обмен знаниевым и единство или противоборство в ценностном ракурсе социального взаимодействия, обеспечивающих сохранение и преумножение государственных, национально-региональ­ных, общественных, личных ценностей и богатств, что прямо и косвенно оказывает влияние на состояние общества в целом, его безопасность, воспроизводимость, мобильность, устойчивость, а также весомость и сохранение приоритетов гуманизма, толерантности, независимости.

Социализация – это функциональная характеристика социальной, социокультурной, антропологической системы, предопределяющая и устанавливающая границы, правила, законы совместного и индивидуального развития и взаимодействия с объектами и субъектами социума в целом в двух направления: 1) гражданско-пра­во­вом, 2) морально-этическом; что обеспечивает равновесие и устойчивость в системе, где человек является творцом, субъектом, личностью, деятелем, объектом, предметом, элементом и т.д.

В таком ракурсе движущими силами социализации являются противоречия, определяемые между:
  • материальным обеспечением социальной среды и возможностью решения социальных и социально-педагогических проблем и задач;
  • разрывом теории и практики социальной педагогики, в совокупности реализуемых идей и постановки и решения проблем современной социальной педагогики;
  • качеством жизни населения и системой социально-педагогической и социально-психоло­гичес­кой помощи населению страны;
  • индивидуальными особенностями (возраст, пол, образование, социальный статус, уровень здоровья и пр.) и потребностями, склонностями, предпочтениями в системе ограничений и возможностей реального пространства и времени, социальной среды и развития каждого субъекта;
  • потребностью общества и особенностями субъектов микро-, мезо-, макро-, и мега­групп;
  • уровнем культуры, образованности, воспитанности субъектов среды и процессами, протекающими в обществе;
  • дихотомическим сочетанием инновационного и традиционного в различных областях педагогической науки, фасилитирующей становление, формирование, развитие, адаптацию и социализацию субъектов среды, деятельности и культуры в различных средах (микро-, мезо- и макро-) и пр.

Социальные институты и их роль в формировании и развитии субъектов
социального пространства

  • Дошкольные образовательные учреждения – воспитание, развитие и обучение детей в соответствии с поставленными целями, возможностями и ограничениями социокультурного пространства и ребенка.
  • Школа – обучение, воспитание, развитие, социализация, адаптация, просвещение обучающихся в соответствии с особенностями государственной политики в системе образования, их интересами, возможностями и материальным обеспечением семей, в которых проживают школьники.
  • Кружки, секции, внешкольные образовательные и культурно-просветительские, социальные, коррекционно-педагогические, оздоровительные и пр. центры – обучение, воспитание и развитие детей в соответствии с выбранным направлением социально-педагогического взаимодействия, это может быть спорт, искусство, наука и т.д.
В таких условиях восприятия и отражения теоретико-эмпирических основ социализации можно отметить, что четыре направления социализации – спорт, наука, искусство, религия реализуются на протяжении всей жизни субъекта культуры, науки, искусства и пр.
Через спорт социализировать подростков легче всех других направлений, т.к. особенность развития предполагает высокую двигательную активность и способность к проявлению ее в спорте, например, в хоккее.
Самореализация в хоккее носит характер непринужденных ситуативно и личностно реконструируемых отношений, где победа на соревнованиях любого уровня является показателем успешности и состоятельности как процесса социализации, так и процесса самореализации подростков в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Таким примером является члены команд воспитанников Новокузнецкой СДЮШОР «Металлург», сотрудничающих с МБОУ СОШ №52 уже на протяжении 30 лет. Доказательна взаимосвязь направлений социализации – спорт, наука, искусство в том, что почти все тренеры хоккейных классов когда-то учились в МБОУ СОШ № 52, это и А. И. Кицын (тренер команды «Металлург-95»), и А. Р. Лучанский (тренер команды «Металлург-97») – выпускники первого хоккейного класса, и А. А. Малахов, и О.С. Суздаленко, и С.А. Парфенёнок и другие. Обучающиеся МБОУ СОШ № 52 г. Новокузнецка регулярно привлекаются в сборные команды России, так в 2008 г. – 8 человек, 2009 г. – 5 человек, 2010 г. – 3 человека. В 2011 г. молодежная сборная России завоевала звание чемпионов мира. В состав сборной вошли Максим Кицын и Дмитрий Орлов, воспитанники Новокузнецкой школы хоккея с шайбой, выпускники 2008 года, а 28 января 2011 г. им присвоены звания «Мастер спорта России».
В сезоне 2008/2009 учебного года обучающиеся 11б, 10б, 8в, 6б, 5г, 4б, 3б стали чемпионами открытого первенства России регион «Сибирь – Дальний Восток» в составе команд «Металлург - 91-92, 93, 94, 96, 98, 99». Телегин Иван, нападающий, завоевал золотую медаль на IX зимнем Европейском юношеском Олимпийском фестивале в городе Сласк-Бескиди, Польша (2009 г.); вместе с защитником Захаром Арзамасцевым победил на Международных турнирах в городе Монте (Швейцария) в ноябре 2008 г. Ученики 11б класса (2008г.) бронзовые призёры чемпионата России по хоккею с шайбой. В сезоне 2009/2010 учебного года обучающиеся 11б, 7б, 6г, 5б, 4б стали чемпионами открытого первенства России регион «Сибирь – Дальний Восток» в составе команд «Металлург – 93, 96, 97, 98, 99». В ноябре 2009 г. 19 выпускникам специализированных хоккейных классов МБОУ СОШ № 52 присвоили разряд «Кандидат в мастера спорта» по хоккею с шайбой. Сергей Бобровский 6 мая 2010 года подписал трёхлетний контракт с «Филадельфией Флайерз», он стал самым молодых вратарём «Флайерз» и на старте сезона стал открытием чемпионата и выиграл 7 из первых девяти матчей. После 11-й победы в 14 матчах Бобровский возглавил список вратарей НХЛ по количеству побед, а в ноябре он был признан лучшим новичком месяца. Выпускник МБОУ СОШ № 52 Сергей Зиновьев награжден медалью «За заслуги перед Кузбассом III степени» за завоевание бронзовых медалей в составе Новокузнецкого «Металлурга», он является серебряным чемпионом мира среди молодежных команд 2005 года, бронзовым призером чемпионата мира 2008 года, дважды чемпионом мира по хоккею, обладателем Кубка Шпенглера в 2009 году.


Литература:

1. Козырева, О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
2. Козырева, О. А. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. – 97 с. – [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–552–7.

5

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle