Возможности социализации и самореализации обучающихся спортшколы как социально-педагогическая проблема | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гвоздев, Л. И. Возможности социализации и самореализации обучающихся спортшколы как социально-педагогическая проблема / Л. И. Гвоздев, Ю. А. Романов, О. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4965/ (дата обращения: 24.04.2024).

Теория и практика социализации и самореализации обучающихся [1] раскрывает особенности и возможности включения личности в структуру социальных отношений через определенный вид деятельности и общения. Конкретно для спортшколы — это организация тренировок, подготовка и участие в соревнованиях, обеспечивающих выявление сильнейшего в определенном виде спорта или его направлении. Не редко можно встретить, что степень симпатии к тому или иному предмету обучающегося спортшколы или спортивной секции [2] низка, а уровень социализации и самореализации в спорте выше, нежели у других одноклассников СОШ, определивших симпатию к большему количеству учебных предметов и изучаемых дисциплин.

Попытаемся уточнить понятия «социализация», «самореализация» и привести на эмпирическом уровне доказательство возможности самореализации и социализации обучающихся спортшколы через одно или несколько видов или направлений спорта.

Под социализаций будем понимать процесс включения развивающейся личности в систему социальных ролей и отношений через различные направления и модели в структуре ведущей деятельности и общения, предопределяющие качество усвоения социальных норм и ценностей, формирование высших антропологически обусловленных потребностей, способов познания и объективного отражения результатов личной практики и полигрупповых отношений как форм сотрудничества, сотворчества и взаимодействия в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, определяющих приоритеты накопления и трансформации, ретрансляции и детализации социального опыта как критерия устойчивости и уникальности социальной системы и ее единиц.

Под социализацией обучающихся спортшколы будем понимать процесс включения развивающейся личности молодого спортсмена (обучающегося спортшколы) в систему социальных ролей и отношений через различные направления и модели занятий спортом в тренировочно-соревновательной работе, являющейся на момент рассмотрения ведущей деятельностью, предопределяющей качество усвоения социальных норм и ценностей, формирование высших антропологически обусловленных потребностей, способов познания и объективного отражения результатов личной практики и полигрупповых отношений как форм сотрудничества, сотворчества и взаимодействия в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, определяющих приоритеты накопления и трансформации, ретрансляции и детализации социального опыта как критерия устойчивости и уникальности социальной системы и ее единиц, способов оценки результатов деятельности, непосредственно связанных с выбранным видом спорта как базового направления рассматриваемого процесса, а также возможности включения личности спортсмена в условия непрерывного профессионального образования как будущей социально-профессиональной страховки.

Под самореализацией будем понимать личностно и социально ориентированный процесс поиска и достижения тех выбранных приоритетов и целей ведущей деятельности и общения, в структуре которых личность самостоятельно верифицирует истинность выбранного направления деятельности, качество получаемых ею продуктов в структуре ведущей деятельности и общения, а также возможность самоутверждения в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах через продукты и ресурсы личной практики, деятельности и общения как системно-деятельностных эталонов преобразования объективного в полисмысловых ресурсах продуцирования благ и ценностей.

Под самореализацией обучающихся спортшколы будем понимать ситуативный процесс включения личности обучающегося спортшколы в многомерную практику оптимизации условий и ресурсов самостоятельного определения цели и методов достижения высот, непосредственно связанных с выбранным направлением или видом спорта как способом и продуктом антропологически обусловленной работы по самоутверждению через деятельностно-практические механизмы продуцирования благ и нематериальных ресурсов современной культуры, науки, искусства, определившими спорт одним из направлений социализации и нами описываемого процесса.

Попытаемся выделить систему принципов социализации и самореализации личности обучающегося спортшколы:

1.                  Принцип научно-обоснованного продуцирования благ и ценностей, продуктов и ресурсов в структуре выбора и реализации одного или нескольких направлений социализации и самореализации через спорт:

-          принцип последовательности, системности, систематичности, культуросообразности, природосообразности, прочности, объективности и состоятельности личной практики в освоении социального опыта, принятия социальных ролей и отношений как атрибутов и механизмов становления личности и ее роста и зрелости;

-          принцип единства теории и практики в освоении основ того или иного направления спортивной подготовки обучающегося спортшколы;

-          принцип единства сознания и деятельности в структуре обогащения личности и верификации ее социального опыта, связанного с различными направлениями спорта, искусства, культуры, науки и пр.

2.                  Принцип формирования самостоятельности личности в структуре распределения социальных ролей и обязанностей, непосредственно связанных с занятиями физической культурой и спортом:

-          принцип формирования культуры самостоятельной работы обучающегося спортшколы как ресурс его самодетерминации, самореализации, самосовершенствования, самоутверждения и социализации;

-          принцип единства самовоспитания, самообучения, саморазвития, самореализации, самосовершенствования и самореализации личности обучающегося спортшколы;

-          принцип перехода от воспитания к самовоспитанию, от обучения к самообучению, от развития к саморазвитию, от образования к самообразованию, от контроля к самоконтролю;

-          принцип формирования объективной, позитивной самооценки обучающегося спортшколы в структуре формирования внутренней мотивации деятельности и необходимого уровня притязаний личности в спорте, науке, искусстве, культуре и пр.;

-          принцип формирования потребности у обучающегося спортшколы в занятиях спортом и общении, в получении высоких достижений и сохранении здоровья как уникальной ценности, позволяющей личности самостоятельно осуществлять все виды ведущей деятельности на протяжении всего периода жизнедеятельности.

3.                  Принцип формирования ценностно-смысловых основ социально-педагогического взаимодействия, социализации и самореализации личности в структуре занятий физической культурой и спортом:

-          принцип единства ценностей, ценностей и смыслов в структуре становления и развития личности в деятельности и общении, непосредственно связанных с выбранным видом спорта;

-          принцип гуманизации социализации и самореализации личности, построенных в соответствии с учетом индивидуальных особенностей и специфики их нормального распределения, требований общества и приоритетов государственной политики в области образования и культуры, спорта и искусства;

-          принцип синергетической самоорганизации в структуре выбора того или иного вида спорта обучающимся спортшколы.

4.         Принцип оптимизации условий и качества общей физической подготовки обручающегося спортшколы.

5.         Принцип верификации возможностей специальной физической подготовки в акмепроектирования и самореализации личности обучающегося спортшколы.

6.         Принцип пропаганды здорового образа жизни через систему занятий физической культуры и спортом.

7.         Принцип включения личности обучающегося в условия современного непрерывного профессионального образования:

-          принцип акмепроектирования в различных направлениях социализации и самореализации личности — спорт, наука, искусство, культура и пр.;

-          принцип создания социально-педагогической среды, обеспечивающей сохранение идей гуманизма и продуктивности в структуре занятий спортом;

-          принцип объективизма и субъектного контроля в постановке и решении, оценке и практике определения субъектно-средовых противоречий как ресурсах развития и общества, и личности.

Проиллюстрируем на примере ДЮСШ № 2 (г. Новокузнецк) особенности самореализации и социализации обучающегося спортшколы, так спортшколы была основана в 1976 г., численность воспитанников на 2012/2013 уч. год составляет 776 чел., сейчас работают 19 тренеров-преподавателей, из них 1 тренер является отличником ФК и С, 1 тренер — почетный работник общего образования РФ. В ДЮСШ № 1 (г. Новокузнецк) реализуются образовательные программы по 9 видам спорта: футбол, волейбол, баскетбол, бокс, хоккей, пауэрлифтинг, художественная гимнастика, фитнес-аэробика, рукопашный бой. Приведем некоторые данные в достижении вершин овладения того или иного вида спорта обучающимися спортшколы:

Волейбол: «Турнир по волейболу памяти В. Г. Мальцева», 17–20.10.2013 г., г. Томск, — первое место (1998–2000 г.р.); «Открытое первенство по волейболу», 26–27 октября 2013 г., г. Новокузнецк, — первое место среди девушек 2001–2002 г.р.; 13–15 декабря 2013, г. Междуреченск, Открытое первенство «КДЮСШ спорт игры» по волейболу среди девушек 2002–2003 г.р. — первое место (тренер Селиванов В. Л.).

Бокс: «Первенство Кузбасса», — первое место Владимир Хафизов; турнир имени В. Х. Тороша, г. Осинники, — в разных весовых категориях победили Владимир Хафизов, Никита Юдаков, Дмитрий Леухин, — тренер Н. Е. Бондарев.

Рукопашный бой: «Первенство Российской Федерации по рукопашному бою среди юношей и девушек 14–17 лет» Куренкова Галина — 1 место, Сидорчук Александр — 2 место, Кузнецова Анастасия — 3 место, (тренеры-преподаватели Аминов Дмитрий Геннадьевич и Муратов Ян Александрович); «Первенство мира по рукопашному бою», — 04.05.2013–06.05.2013, г. Волгодонск, — Александр Сидорчук — первое место весовая категория 46 кг. (тренер-преподаватель — Аминов Д. Г. [6]); «Открытый чемпионат Кемеровской области», — 5–6 октября 2013 г., г. Новокузнецк, — Асадов Афсан, Исаев Мурад и Галоев Денис заняли 3 место в личном зачете (тренеры-преподаватели Калистратов Игорь Павлович и Муратов Ян Александрович).

Практика социализации и самореализации личности в структуре ведущей деятельности и общения — многомерная педагогическая задача, являющаяся попыткой современной педагогики создать оптимальные условия для включения личности в продуцирование благ и ценностей на основе гуманизма и конкурентоспособности, креативности и гибкости, устойчивого интереса и сформированности внутренних мотивов деятельности, здоровьесбережения и акмепроектирования, этичности и культуросообразности, природосообразности и полисистемности личности, включенной в процесс познания и преобразования объективного на основе целостного, научного представления о процессах и явлениях, феноменах и событиях, условиях и ресурсах, продуктах и механизмах, возможностях и ограничениях, противоречиях и дилеммах и т. д.

Литература:

1.         Козырева, О. А. Социальная педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов /О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. [+прил. на CD]. — ISBN 978–5–85117–495–7.

2.         Логачева, Н. В. Исследование особенностей социализации и самореализации обучающихся, занимающихся легкой атлетикой /Н. В. Логачева, О. А. Козырева // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА: ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. — 2012. — № 22 (257). — Ч.VІ. — С.236–238.

3.         Кириенко, С. А. Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по хоккею / С. А. Кириенко, О. А. Козырева, П. П. Невзоров, Т. Н. Шайдулина // Вестник КузГПА. — 2012. — 9 (23). — 10 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/104/

4.         Гвоздев, Л. И. Специфика и возможности самореализации и самосовершенствования в боксе / Л. И. Гвоздев, Ю. А. Романов, О. А. Козырева // Актуальные задачи педагогики (IV): матер. Междун. науч. конф.- Чита: Молодой ученый, 2013. — С. 75–77.

5.         http://sportschool-2.narod.ru/

6.         http://volgodonskgorod.ru/node/3109

Основные термины (генерируются автоматически): вид спорта, новокузнецк, рукопашный бой, ведущая деятельность, место, самореализация личности, самореализация личности обучающегося спортшколы, спорт, физическая культура, личная практика.

Похожие статьи

Возможности социализации и самореализации обучающихся...

Спорт и физическая культура помогают человеку на разных уровнях и разных этапах жизни найти направление социализации и самореализации. Под социализацией будем понимать – процесс объективного восприятия социальных ролей и функций субъектом деятельности и...

Особенности социализации, самореализации и саморазвития...

Особенности социализации, самореализации и саморазвития обучающихся, занимающихся регби (на примере СДЮСШОР

видами спорта — это настольный теннис, плавание, футбол, хоккей, волейбол, вольная борьба, дзюдо, каратэ, бокс, рукопашный бой, самбо.

Особенности самореализации и социализации спортсменов...

А процесс самореализации в стрелковом спорте имеет ряд преимуществ, которые доступны только данному виду спорта.

Ведущая роль в городе принадлежала стрелковому тиру КМК. Стрелковый спорт на КМК начал развиваться в начале 50-х годов со строительством 50-ти...

Специфика и возможности социализации и самореализации...

рукопашный бой, тренировочный процесс, самореализация подростков, принцип формирования, физическая культура, педагогическое взаимодействие, детско-юношеский центр, Российская Федерация...

Роль детского спорта в процессе социализации личности

Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности подростков и молодежи не только больших городов, но и ЗАТО.

Спорт как вид активной деятельности, ставит и разрешает и вопрос о течении процессов самореализации, самоопределения и...

Возможности и специфика социализации подростков в СДЮСШОР...

Под продуктивной самореализацией будем понимать вид самореализации личности, определяемый через количество и качество

(спорт, наука, искусство, культура и пр.), являющихся единым конгломератом и результатом включения личности в условия...

Некоторые особенности самореализации обучающихся...

6. Ориентация личности обучающегося (спортсмена) на кропотливый труд и освоение психолого-педагогических основ и практики становления, самореализации и взаимодействия в микро-, мезо-, макро- и мегагруппах.

Некоторые особенности самореализации и саморазвития...

Под самореализацией будем понимать процесс личностной верификации постановки и достижения цели своей ведущей и сопутствующих видов деятельности, располагающих личность к выбору «акме» в различных плоскостях современного человекознания (спорт...

Изучение мотивов занятий спортом воспитанников спортивных...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

Современные виды спорта постепенно трансформировались из постоянного стремления

Во второй группе — “индивидуалистов” — ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыражения личности.

Похожие статьи

Возможности социализации и самореализации обучающихся...

Спорт и физическая культура помогают человеку на разных уровнях и разных этапах жизни найти направление социализации и самореализации. Под социализацией будем понимать – процесс объективного восприятия социальных ролей и функций субъектом деятельности и...

Особенности социализации, самореализации и саморазвития...

Особенности социализации, самореализации и саморазвития обучающихся, занимающихся регби (на примере СДЮСШОР

видами спорта — это настольный теннис, плавание, футбол, хоккей, волейбол, вольная борьба, дзюдо, каратэ, бокс, рукопашный бой, самбо.

Особенности самореализации и социализации спортсменов...

А процесс самореализации в стрелковом спорте имеет ряд преимуществ, которые доступны только данному виду спорта.

Ведущая роль в городе принадлежала стрелковому тиру КМК. Стрелковый спорт на КМК начал развиваться в начале 50-х годов со строительством 50-ти...

Специфика и возможности социализации и самореализации...

рукопашный бой, тренировочный процесс, самореализация подростков, принцип формирования, физическая культура, педагогическое взаимодействие, детско-юношеский центр, Российская Федерация...

Роль детского спорта в процессе социализации личности

Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности подростков и молодежи не только больших городов, но и ЗАТО.

Спорт как вид активной деятельности, ставит и разрешает и вопрос о течении процессов самореализации, самоопределения и...

Возможности и специфика социализации подростков в СДЮСШОР...

Под продуктивной самореализацией будем понимать вид самореализации личности, определяемый через количество и качество

(спорт, наука, искусство, культура и пр.), являющихся единым конгломератом и результатом включения личности в условия...

Некоторые особенности самореализации обучающихся...

6. Ориентация личности обучающегося (спортсмена) на кропотливый труд и освоение психолого-педагогических основ и практики становления, самореализации и взаимодействия в микро-, мезо-, макро- и мегагруппах.

Некоторые особенности самореализации и саморазвития...

Под самореализацией будем понимать процесс личностной верификации постановки и достижения цели своей ведущей и сопутствующих видов деятельности, располагающих личность к выбору «акме» в различных плоскостях современного человекознания (спорт...

Изучение мотивов занятий спортом воспитанников спортивных...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

Современные виды спорта постепенно трансформировались из постоянного стремления

Во второй группе — “индивидуалистов” — ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыражения личности.