Библиографическое описание:

Калыбекова А. А., Искакова Д. М. Теоретические и методические аспекты патриотического воспитания школьников на уроках иностранного языка [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 182-185.

В ежегодном послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев особо подчеркнул: «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности»[5]. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Патриотизм (от греческого слова «рatris» - Родина) - это осознание конкретным человеком своего особого, любовно-возвышенного, преданного отношения к Отечеству, проявляющегося в целенаправленной деятельности по его прогрессивному развитию и процветанию.

Современные подходы к вопросам сущности патриотического воспитания подрастающего поколения свидетельствует об остроте и актуальности данной проблемы. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе - объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Анализ педагогических трудов М.Е. Демеуовой [1], Н.А. Хайруллиной [6, 7], М.С. Джилкишиевой [2] и др., позволил определить, что понятие «казахстанский патриотизм» рассматривается учеными нашей страны как отношение граждан к своей Родине, выражающееся в готовности беречь и защищать ее. Это отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому и историческому прошлому, обычаям, традициям казахского народа. Казахстанский патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.

Современные условия развития общества предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. При этом особое внимание в государственных и нормативных документах Республики Казахстан, определяющих основные направления реформирования образовательной системы отводится использованию богатейшего культурного наследия казахского народа, его многовековых воспитательных традиций. Поэтому, на сегодняшний день, возрождение и сохранение богатейших по своему образовательному потенциалу истоков народной мудрости, а также поиск эффективных путей использования их образовательных возможностей в воспитании современного подрастающего поколения представляется объективной потребностью и необходимым условием дальнейшего развития всего казахстанского общества.

Народная педагогика представляет собой совокупность приемов и навыков, которые используются на протяжении многих веков в целях формирования личности. Использование воспитательно-образовательных возможностей средств народной педагогики, содержащихся в сказках, легендах, преданиях, пословицах, поговорках, песнях, загадках, считалках, поверьях, приметах, на уроках в общеобразовательной школе помогает школьникам найти свое место в современном поликультурном пространстве. «Средства народной педагогики отличаются широтой диапазона и разнообразием тематики. Они учат молодежь честности, порядочности и трудолюбию, учат ценить знания, стремиться к совершенству, любить Родину и народ, воспитывают в духе патриотизма и интернационализма» [4].

Ценный пласт идей о воспитании подрастающего поколения в духе любви и преданности к своему Отечеству представлен в народной педагогике казахов. «Родина - мать народу, народ - мать джигиту», «Родная земля – золотая колыбель», «Человек без родины, что соловей без леса», «На родине и воздух - лекарство», «История земли - это история народа», «Лучше блуждать вместе с народом, чем находить дорогу одному», «Необъятны народа объятия», «Любовь к родине героизм рождает» - гласит народная мудрость [3]. Большой потенциал заключен в вековых традициях и обрядах народной педагогики, таких как «Кара шанырак», «Наурыз» и др. Огромная роль в патриотическом воспитании принадлежит казахским батырам: Каракыпшак Кобланды, Алпамыс батыр, Ер Таргын, Ер Косай, Ер Кокше, Баян батыр, Кабанбай, Богенбай, Раймбек батыр и другие, которые всегда готовы были встать на защиту своего Отечества.

Применение средств народной педагогики на уроках иностранного языка предоставляет учителю большие образовательные возможности в воспитании патриотических чувств учащихся. Учителя и ученика объединяет то, что наша Родина - Казахстан. На уроках иностранного языка, равно как и на других, происходит воспитание человека, гражданина своего Отечества, воспитание казахстанского патриотизма, пробуждаются «души прекрасные порывы». Человек должен знать свою историю, свои корни.

В процессе изучения иностранных языков с первого урока особое значение нужно придавать изучению государственных символов Республики Казахстан - Флага, Герба, Гимна, национальных и государственных праздников. Ученикам задаются вопросы о символах нашей родины. В воспитании казахстанского патриотизма школьников определенное место должно быть отведено таким событиям как 4 июня - День символов Республики Казахстан; 1 мая - День Единства Казахстана; 7 мая - День рождения Казахстанской Армии; 9 мая - День Победы; 30 августа - День Конституции Республики Казахстан; 16 декабря - День Независимости Республики Казахстан. Воспитательная работа в школе №45 г.Шымкента Южно-Казахстанской области начинается уже при входе учеников в кабинет английского языка. Центральный стенд «Казахстан-2030» помогает учащимся при прохождении тем «Государственные символы Республики Казахстан», «Мой Казахстан», «Астана - город будущего», «Моя Родина».

Для достижения целей воспитания у учащихся патриотических чувств к своей стране, народу, культуре и языку на уроках иностранного языка в школе могут использоваться самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной работы.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения и постоянной оценки имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками “In your culture” и “All about me”. В результате происходит диалог культур. Хорошо известно, что одним из видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для школьников, является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в прямом смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, изучая с детьми особенности любимых в народе праздников, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Так, изучая тему “Holidays” («Праздники»), учитель рассказывает о казахском национальном празднике пробуждения и воскресения природы, знаменовавшим начало сельскохозяйственных работ Наурызе, о ритуале его празднования. Ученики также делятся своими знаниями о других известных праздниках казахского народа.

Перед началом каждой темы учитель может заранее дать учащимся задание на дом - приготовить одну пословицу по теме и найти ее эквивалент на родном языке, а затем на уроке ученик должен будет пояснить эту пословицу и дать свою точку зрения, определить в чем заключается мораль. К теме «My flat» или «My house» («Мой дом»), в которой ученики знакомятся с такими грамматическими темами как обороты «There is/There are», можно привести к примеру пословицу «East or West Home is best» («В гостях хорошо, а дома лучше»). В конце изучения темы «Не хотели ли бы отправиться в Великобританию» учащимся предлагается составить приглашение иностранных гостей в Казахстан и организовать для них путешествие, организовать для них экскурсию по древнейшим городам и местам Казахстана, вкратце рассказать об истории казахского ханства, представить национальные символы Казахстана и рассказать об их значении. Этот проект можно назвать «Добро пожаловать в Казахстан!». Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объема знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Астаны, Алматы. Воспитательный аспект такого урока – осознание понятия «Родина», «малая Родина», более глубокое осознание своей культуры.

В 6 классе при изучений темы «Моя семья» («My family») учитель предлагает ребятам обратиться к изучению прошлого своей семьи, своего рода, и тогда ученикам яснее представляется прошлое своей страны. По теме «Моя семья» учащимся можно предложить изучить родословную своей семьи, а затем предоставить проекты генеалогических деревьев вплоть до седьмого поколения. Таким образом, изучение прошлого своей семьи имеет большое значение в формировании личности. Проникая в прошлое, ребята учатся понимать процессы, происходящие в городе, области, стране. Большое значение имеет тот факт, что при изучении своей родословной, учащиеся воспринимают события истории страны на эмоциональном уровне. Проведение уроков по теме «Моя семья» поможет учащимся выработать гражданскую позицию, по-настоящему утвердиться в жизни. Эпиграфом к такому уроку могут послужить слова Бауржана Момышулы: «Мы - семья, мы - народ. И у вас, дети, будут корни». Родина подобна огромному дереву. И все, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни - это то, чем жили вчера, год назад, десятки, сотни лет назад. Английская пословица гласит: «Не зная, откуда ты пришел, не узнаешь, куда идти». Мы похожи, близки и дороги друг другу, потому что любим своих родителей и детей, свою семью, свой дом и свою землю. Нас всех роднит то, что мы одна семья - казахстанцы. Мы живем под одним шаныраком, имя которому - Казахстан. И мы любим свою большую Родину по имени Земля.

В учебной программе английского языка 5 класса при обсуждении темы «Знакомство с Лондоном» («A glimpse of London»), учитель создает ситуацию, в которой гости из Лондона приезжают в столицу нашей Республики. Ученики должны перечислить достопримечательности Астаны, которые они рекомендовали бы посетить своим зарубежным друзьям («A places of interest of Astana you recommend to your foreign friends»). Истинный гражданин должен быть патриотом, то есть сыном своей земли. Он должен любить свой народ, традиции, свою родину, и гордится ими. С этой целью в 8 классе мы провели урок под названием «Обычаи и традиции казахского народа» («Kazakh tradition and customs»). Ученики класса предварительно были поделены на две группы. Одна из групп приготовила и выступила с проектом об обычаях и традициях казахского народа. Вторая группа собрала материалы об обычаях и традициях английского народа. В процессе урока ученики выполняли следующие задания:

«Сравните пословицы». Подберите к каждой из них пословицу с
похожим смыслом. Подобное сопоставление позволяет, изучающим иностранный язык, постичь диалектику народной мудрости, осознать, как много общих ценностей у культур разных народов: любовь к Родине, уважение к труду, забота о сохранении традиций, патриотизм, гордость за свой народ.

Задания «заполни пробелы» в пословицах, тексте стихов, народной песенке не только знакомят учеников с фольклорными источниками, но и способствуют развитию языковой догадки.

«Ответьте на вопросы о казахских обычаях и традициях». Изобразите представленный обряд (ученики берут карточки, где написаны обряды казахского народа и традиции англичан).

Использование на уроках народных сказок и легенд дают возможность не только активизировать, закреплять и обогащать словарный запас учащихся, но и способствует формированию полноценных знаний о народной культуре, традициях. В результате систематической работы учащиеся понимают глубокий смысл традиций своего народа, с уважением относятся к культурному наследию других народов, с чувством национальной гордости говорят о своей Родине.

Таким образом, приобщая детей к народным традициям, учителя иностранных языков, не только расширяют и углубляют знания о национальной культуре Казахстана, но и решают задачу формирования толерантности, патриотических качеств, необходимых для всестороннего образования культурного ядра личности ребенка.


Литература:

  1. Демеуова М.Е.. Проблемы патриотического, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи // Образование. - 2006. - №6. - С.131-133.

  2. Джилкишиева М.С. Патриотическое воспитание как актуальная педагогическая проблема // Научный мир Казахстана. - 2008. - №1. - С.172-180.

  3. Казахские пословицы и поговорки. - Алматы: Алматы: Кiтап, 2010. - 270с.

  4. Калыбекова А.А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. –Алматы: Баур, 2005. -200с.

  5. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г. http://www.akorda.kz/ru

  6. Хайруллина Н.А. Воспитание казахстанского патриотизма // Профессионал Казахстана.-2004.-№4.- C.30-32.

  7. Хайруллина Н.А. Патриотическое, нравственно - правовое воспитание как составная часть комплексного воспитания учащихся // Профессионал Казахстана. - 2007. - №12(55). - С. 19-21.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle