Библиографическое описание:

Тилляшайхова М. А. Интернет-технологии в образовании [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 95-97.



В данной работе приведены основные факторы, обусловливающие необходимость использования технологии дистанционного обучения в системе образования.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу в профессиональном образовании инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, организацию совместной деятельности преподавателей и студентов.

Результаты проведенных исследований показывают, что в последние десятилетия появилась новая проблема развития системы образования. Знания стареют каждые 3–5 лет, а технологические знания — каждые 2–3 года. Пройдет еще немного времени и это будет 1,5–2 года, а требуемый объем знаний для выпускников образовательных учреждений удваивается каждые 3–4 года. Если не менять образовательных технологий, то качество подготовки специалистов будет объективно отставать от требований на рынке труда. Усвоение знаний студентами с помощью информационных и коммуникационных технологий по самым нижним оценкам на 40–60 % быстрее, или больше, в единицу времени, чем с обычными технологиями (за один и тот же период дается больше знаний).

Одним из видов инноваций в организации профессионального образования является введение дистанционного обучения.

В последние десятилетия дистанционные образовательные технологии в мире получили интенсивное развитие. Наступила эра информатизации образовательного процесса. Переживаемую фазу ее развития можно характеризовать как телекоммуникационную. Эта фаза общения, фаза трансфера информации и знаний. Обучение и работа сегодня — синонимы: профессиональные знания стареют очень быстро, поэтому необходимо их постоянное совершенствование — это и есть открытое образование!

Существуют два вида факторов использования дистанционного обучения в системе образования: внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы. В информационном обществе приоритетной становится высокая степень образованности его членов. Только высокообразованные люди способны эффективно использовать информацию как мощный производительный ресурс. Эффект «информационного взрыва» требует от каждого члена общества постоянного обновления своих знаний. Человеку недостаточно «образования на всю жизнь», ему необходимо «образование в течение всей жизни». Обучение объективно становится непрерывным. Существенно меняется и характер самого процесса обучения.

Также необходимо отметить значимость внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в глобальном аспекте:

во-первых, ИКТ создают новые возможности для образования и дают возможность охвата широкого круга населения и удовлетворение потребности личности в стремлении к знаниям, повышении квалификации в избранной области и профессиональной деятельности;

во-вторых, устраняют барьеры, связанные с доступом к необходимой информации и сокращают издержки при обмене информацией;

в-третьих, способствуют привлечению в страну инвестиции и продвижению прогрессивных технологий в производстве и управлении;

в-четвертых, ИКТ повышают эффективность экономики и существенно ускоряют темпы глобализации и т. д.

Все это делает дальнейшее внедрение ИКТ необходимым условием успешного внедрения в Узбекистане дистанционных технологий обучения.

Внутренние факторы. Современные требования, продиктованные реформированием экономики и общества, привели к значительному увеличению ресурсоемкости учебного процесса. Использование преимущественно экстенсивных методов оказания образовательных услуг и существующий подход по организации систем повышения квалификации и переподготовки кадров, приводит к существенному ограничению роста объема обучаемого контингента, снижает доступность и эффективность образовательных услуг и, как следствие, сужает круг их потенциальных возможностей.

В ряде образовательных учреждений и центров повышения квалификации появляются вопросы, связанные с нехваткой специалистов высшей квалификации и высоким педагогическим мастерством.

Для снижения ресурсоемкости учебного процесса, обеспечения большей доступности обучения в образовательных учреждениях, обучающие технологии должны стать максимально эффективными, то есть обеспечивающими высокую степень экономичности учебного процесса при более высоком качестве обучения. Необходимо широкое применение инновационных методов обучения, интенсифицирующих учебный процесс. Все это можно достичь широким внедрением в учебно-образовательный процесс современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий.

Руководствуясь выше приведенным, можно выделить несколько основных причин создания и внедрения технологии дистанционного обучения в системе образования Республики Узбекистан:

  1. Повышение квалификации и переподготовка кадров. В настоящее время контингент преподавателей высших образовательных учреждений Республики составляет около 23 тыс., а в академических лицеях и профессиональных колледжах более 90 тыс. преподавателей. По прогнозным расчетам, в 2016 году, по мере ввода новых и реконструированных средних специальных, профессиональных образовательных учреждений потребность в педагогических и инженерно-педагогических кадрах в Республике составит более 100 тыс. человек. Будет продолжено привлечение к педагогической деятельности, особенно в академические лицеи, преподавателей высших образовательных учреждений. В соответствии с Законом «Об образовании» и Указом Президента Республики Узбекистан от 12.06.2015 г. № УП-4732 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений», каждый преподаватель один раз в три года должен пройти обучение в системе повышения квалификации. Это означает, что ежегодно на различных курсах повышения квалификации и переподготовки должны обучаться около 40 тыс. человек.
  2. Повышение качества образования. Данный вопрос продиктован уровнем и темпами развития международных систем образования и Национальной программой по подготовке кадров.
  3. Широкое предоставление образовательных услуг лицам с ограниченными возможностями (инвалидам) по социальной адаптации. Во всех странах мира и в любой группе общества имеются инвалиды. Их число в мире значительно и продолжает расти. Мы не можем игнорировать тот факт, что в обществе существуют люди, для которых будущее является с рождения бесперспективным. Конечно, причины и следствия инвалидности в разных странах различны. Эти различия объясняются разными социально-экономическими условиями и разными мерами государств по обеспечению благосостояния своих граждан.
  4. Комфортность обучения и преподавания. Достигается за счет возможности как обучающегося, так и преподавателя проводить процесс обучения в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени на освоение курса предоставляет студентам возможность освоения курса, как за меньшее, так и за большее время по сравнению с жестко регламентированным по времени традиционным курсом. Для преподавателя уменьшается доля аудиторной учебной нагрузки.
  5. Создание конкурентной среды в образовании. Внедрение системы дистанционного обучения в образование создаст конкурентную среду между традиционным и дистанционным образованием, что непременно будет стимулировать повышение качества образования, так как оно будет стремиться повысить свою конкурентоспособность в системе образования.

Из этого можно сделать вывод, что новый, «информационный» этап развития мировой системы образования объективен и необратим. Использование информационных технологий в обучении, соответствующих мировому уровню — основной и эффективный путь развития отечественной системы образования.

Литература:

  1. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. − М.: Академия, 2007. − 327 с.
  2. Полат Е. С., Петров А. Е., Аксенов Ю. В. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций. http://www.ioso.iip.net/distant
  3. Концепция создания и развития системы дистанционного образования в Республике Узбекистан. 25 ноября 2008 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle