Библиографическое описание:

Нагимова М. Х. Использование информационных ресурсов во взаимодействии учителя и родителей в начальной школе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 128-129.



Использование информационных ресурсов во взаимодействии учителя и родителей в начальной школе

В статье рассматриваются содержание и результаты опыта работы с родительским комитетом и родителями в первом классе с помощью активного использования электронной почты и мобильных приложений для быстрого обмена информацией.

Ключевые слова: адаптационный период, помощь родителям в современных условиях, школьные платформы и онлайн-конкурсы

Разработка и внедрение в школьную воспитательно-образовательную практику различных форм адаптации, направленных на интересы учащихся, — одна из отрадных примет обновления школы.

К классному руководителю первоклассников в начале учебного года обращается много родителей по поводу проблем адаптации ребенка в школе. В массовой школе под адаптационным периодом обычно подразумевают первые два месяца обучения в I классе, характеризующиеся относительно небольшой учебной нагрузкой. Но для некоторых детей этот период может растянутся на полугодие и больше. Основной проблемой перехода детей из детского сада в школу является новые условия и предъявления множества требований ребенку, наслаивающихся друг на друга. У детей нередко возникают стрессы, психические расстройства, обостряются хронические заболевания. Основной задачей классного руководителя и школьного психолога является создание комфортного климата в общении с первоклассниками. Необходима специально организованная индивидуализированная помощь детям в становлении важнейших ученических качеств, нахождении каждым из них своего места в коллективе, самореализации в интересных каждому видах деятельности, выявлении возможностей и сильных сторон каждого ученика.

Особенно актуальна разработка и внедрение в школьную жизнь различная дифференцированная, индивидуализированная педагогическая помощь детям, которые в силу различного рода причин генетического, биологического и социального свойства приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с повышенным риском школьной дезадаптации. Исследователи отмечают, что можно значительно снизить традиционные проявления дезадаптации у первоклассников за счет постоянной работы с родителями

Многим современным родителям нужна помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, — к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия классного руководителя и педагогического коллектива школы должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей, на формирование и развитие родительской компетентности.

В связи с этим в классе должна быть создана обстановка доброжелательности и обратной связи: педагог — родители.

В современный век различных гаджетов эта связь может быть мгновенной. Возникновение сложных ситуаций в школьной среде можно разрешить с помощью быстрых сообщений. Учитель может дать полезные рекомендации по вопросам обучения и воспитания, выхода из конфликтных ситуаций. Особенно это актуально в адаптационный период в первом классе, когда дети только знакомятся друг с другом и пытаются общаться. Конечно, не все родители включаются в активное сотрудничество с классом. Огромное значение имеет позиция родительского комитета класса.

Хочу привести пример работы с родителями моего класса. В сентябре 2015 года ко мне пришли первоклассники. С председателем родительского комитета мы договорились общаться через электронную почту (Школьный портал оказался неудобен для пересылки сообщений). Сначала мне было тяжело вовлечь коллектив родителей к активному сотрудничеству с учителем. Но актив родительского комитета мне в этом помог. В начале учебного года родительский комитет по своей инициативе создал закрытую группу «В контакте», в которой обсуждались насущные проблемы класса. Собрать родителей и вести беседы ежедневно невозможно, а общение родителей в группе было постоянным. Туда же родители загружали фотографии школьных мероприятий. Для быстрого обмена информацией родителями использовалось мобильное приложение WhatsApp. Во второй четверти, немного узнав детей, я решила заинтересовать родителей и привлечь учеников к участию в дистанционных конкурсах и олимпиадах. Многие родители откликнулись на мое предложение. Я зарегистрировала учащихся всего класса на школьной платформе учи.ру, раздала пароли входа и желающие могли принять участие в онлайн-олимпиадах. Родители, видя заинтересованность детей и неплохой результат, стали привлекать детей к участию в других конкурсах. У детей появился азарт соперничества. Огромная в этом заслуга родителей, которые заинтересовались с первого класса в рейтинге своих детей и класса в целом. За один учебный год дети поучаствовали в 3-х онлайн-олимпиадах, 8-ти конкурсах и одном фестивале. При этом все происходило на добровольной основе. Информацию о конкурсах и результатах я отправляла на электронную почту, а родители выкладывали дипломы и сертификаты в группу в соцсети. В портфолио класса собрали значительное количество дипломов, грамот, сертификатов. В таких конкурсах понравилось участвовать не только учащимся с повышенной мотивацией, но и детям с девиантным поведением.

В сентябре родители попросили высылать информацию о проделанной работе на уроках для отсутствующих по болезни детей. Сначала я записывала страницы учебника, темы уроков и задания, выполненные на уроке. Но учебники оказались разными и тяжело было ориентироваться в их страницах. Я ежедневно на каждом уроке фотографировала всю классную работу с электронной доски, отправляла по электронной почте родителям. Таким образом, весь процесс обучения был прозрачным. Все наглядно представлено и отпадают вопросы по оформлению работы в тетрадях. Также родители видели, как дети работают в классе на доске. Дети же, в свою очередь, зная, что мамы, папы и весь класс видят их работу, старались писать аккуратно, выводили буквы и цифры. Родители ежедневно были в курсе всех событий, могли отследить пробелы в знаниях.

Подводя итоги, хочется отметить что современное общество тесно связано с интернетом и использование мобильных технологий при активной работе с родителями является незаменимым помощником классного руководителя.

Литература:

  1. Анисимова А. В. Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения // Молодой ученый. — 2014. — № 17.1. — С. 7–8.
  2. Сергеева Б. В., Аракелян Р. К. Формирование родительской компетентности в условиях начальной школы.Историческая и социально-образовательная мысль. 2016;8(1):184–188. DOI:10.17748/2075–9908–2016–8-1–184–188
  3. Петрова Е. Ю. Система коррекционно-развивающей деятельности учителя географии. Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). — 2015.5.(158)
  4. Тимофеева Л. Л. Организация периода адаптации к школьному обучению. Начальная школа 2008.№ 6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle