Активные формы работы с родителями в начальной школе (из педагогического опыта) | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2015)

Дата публикации: 16.06.2015

Статья просмотрена: 1890 раз

Библиографическое описание:

Тагаева В. Н. Активные формы работы с родителями в начальной школе (из педагогического опыта) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 230-232. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8362/ (дата обращения: 17.12.2018).

В статье автор делится педагогическим опытом работы с родителями обучающихся начальной школы, используя различные современные технологии педагогической науки.

Ключевые слова: эффективность образования, формы сотрудничества, партнеры, развивающий характер взаимодействия.

 

Школьная жизнь начинается со Дня Знаний и заканчивается выпускным балом. В этот отрезок времени дети учатся постигать не только премудрости школьных наук, но и через организацию воспитательной работы формируются как личности. Жизнь ребенка в этот период состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые постоянно претерпевают значительные изменения в связи с требованиями современной реальности. Школа является той государственной ячейкой, с которой семья взаимодействует чаще всего. Поэтому эффективность образования и воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно они взаимодействуют. Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играют классные руководители. Требования современной реальности заставляют педагогов овладевать новейшими технологиями педагогической науки и образования для использования их в своей работе, искать новые формы сотрудничества с родителями.

Моя педагогическая практика показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой, если между классным руководителем и родителями возникает взаимопонимание. Необходимо использовать такую практику взаимоотношений, при которой все участники выступают как партнеры, друзья, единомышленники. И это взаимодействие должно носить развивающий характер.

Данная работа содержит малую долю существующих форм работы с родителями. В поисках творческого и рационального, интересного и важного, автор скапливала материалы своего педагогического труда.

Трудно переоценить актуальность работы учителя с родителями. Работа эта очень многогранна и сложна особенно в настоящее время. Хочется поделиться своим опытом работы в этом направлении. Я считаю принципиально важным для себя, обеспечить свободный доступ родителей на уроки в любое для них время. Ведь предоставляя такое право, учитель дает понять, что доверяет родителям и готов видеть их в школе. За годы работы с детьми на уроках побывало немало родителей, которые замечали, как изменяется программа, технология урока, требования, как напряженно работают дети. Родителям приходилось пересматривать свое отношение к ребенку, учителю, школе. Дни открытых дверей для родителей стали традиционными в моей практике. Родители могут увидеть, насколько успешны дети в их основной деятельности — учебе, а также задуматься над тем, нужно ли помогать ребенку учиться? Среди родителей немало очень образованных людей. Они являются специалистами в различных областях, их знания и опыт я стараюсь использовать в учебной и внеклассной работе. Родители принимали активное участие в проведении уроков по окружающему миру, технологии, музыки, экологии. Дети с большим интересом участвовали в работе и с гордостью смотрели на своих близких.

Специфика жизни нашего поселка дает возможность вести очень необходимую работу по военно-патриотическому воспитанию школьников. Воспитание патриотов — одна из главных задач современной школы. Ресурс воинских частей нашего гарнизона в своей работе я стараюсь максимально использовать. Была организована и проведена экскурсия в одну из воинских частей. Ребята узнали о службе солдат, увидели военную технику, смогли поучаствовать в «военных учениях».

Игра «Зарница» стала для них настоящим испытанием и проверкой силы, взаимопомощи, дружбы. С чувством гордости и зависти ребята наблюдали за выступлениями военнослужащих, владеющих приемами рукопашного боя. А какая вкусная была солдатская каша! Такие моменты запоминаются надолго, и воспитательная ценность их очень высока. В последнее время учащиеся начальной школы принимают участие во многих предметных конкурсах от школьного до международного уровня. К таким конкурсам нужна постоянная практическая подготовка. К такой работе я привлекаю родителей, имеющих педагогическое образование и желание помочь своим детям. В классе работает кружок по подготовке к олимпиадам и конкурсам «Умка», в работе которого принимают активное участие родители. В школе работает научное общество учащихся «Поиск юных». В работе общества ежегодно принимают участие обучающиеся моего класса. За свои научно-исследовательские работы учащиеся получают призовые места на школьных конференциях «Шаг в будущее», призовые места в российских и международных конкурсах и олимпиадах в различных областях знаний. Высокие результаты участия детей в различных конкурсах показывают на необходимость такой формы взаимодействия учителя, учащихся и родителей.

От родителей иногда приходилось слышать: «Снова собрание — опять одно и то же». Знакомо? В связи с этим пришлось искать новые формы проведения родительских собраний. Сегодня стало возможным использование информационно- компьютерных технологий при проведении внеклассных мероприятий для детей и родителей. Презентации, видеозаписи, музыка реально вошли в жизнь класса. Этого требует время. Дети и взрослые легче идут на контакт, если видят в классном руководителе грамотного современного человека. Так в работу по подготовке и проведению родительских собраний вошли новые активные формы. При проведении родительского собрания на тему: «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению» в форме интеллектуального марафона, была подготовлена презентация, произведена видеолизация заданий для детей, проведено анкетирование родителей. К проведению собраний готовлюсь не только я, но и родители. Они участвовали в проведении собрания в форме творческой лаборатории на тему «Проблемы детского внимания», на котором ознакомили родителей с приемами развития внимания ребенка дома и продемонстрировали задания, используемые в семейном воспитании. В конце собрания родители каждого ребенка получили индивидуальные рекомендации и памятки по развитию внимания учащихся. С участием родителей обучающихся были проведены собрания в форме дискуссии («Компьютер и дети», «Поощрение и наказание детей в семье»), круглого стола («Как развивать читательский интерес ребенка»), пресс-конференции с участием школьного психолога и родителей — медицинских специалистов. Родительское собрание — праздник «Алло, мы нашли таланты!» дало возможность продемонстрировать не только достигнутые успехи детей в разных областях жизни, но и увидеть творческие таланты своих родителей. Проявленные выдумка и фантазия взрослых и детей, общение со своими мамами и папами в кругу одноклассников, чувство гордости, радости за своих близких, убеждает в том, что сотрудничая, мы можем сделать много как для детей, так и для себя самих. Эти формы работы сплачивают не только детский, но и родительский коллективы.

В работе с родителями я использую и такую форму работы, как посещение своих воспитанников на дому. К сожалению, такая работа сейчас считается непопулярной и даже некорректной, а ведь именно в домашней обстановке представляется прекрасная возможность ближе познакомиться с ребятами и их родителями, понять и почувствовать, чем живет семья, установить личностные контакты, в привычной для взрослых обстановке обсудить проблемы, которые носят конфиденциальный характер. Посещение семьи возможно только после получения разрешения родителей и предупреждения о визите с указанием дня и цели посещения. За долгие годы работы в школе посещения семей учащихся оставляли у меня хорошие впечатления и давали положительные результаты в обучении и воспитании детей.

Считаю, хорошей традицией в работе классного руководителя с детским коллективом является проведение встреч поколений в честь праздника Победы, Международного Женского Дня, Нового года, Дня Семьи, Дня Матери. Такие встречи позволяют многое изменить в общении детей, в отношении к родителям, бабушкам и дедушкам. Такие встречи требуют серьезной подготовки, огромного вклада душевных сил самого педагога. Запомнилось детям и родителям общешкольное мероприятие «Время вспять, мы живем отгремевшей войной», посвященное 70-летию победы в Великой отечественной войне с участием ветеранов. Праздник мам и бабушек объединил всех весенним настроением, приятными переживаниями за участников конкурсов, помог увидеть, что взрослые и дети — это дружный коллектив, в котором проявляется уважение друг к другу, чувствуется поддержка и взаимопонимание. Вместе проведенное время позволяет создать здоровую нравственную атмосферу, развивает убеждение в том, что тесно сотрудничая, мы можем сделать очень много как для детей, так и для себя.

В нашем поселке очень красиво и чисто. Привить бережное отношение к окружающему, уметь ценить труд людей и самому участвовать в сохранности созданного — неотъемлемая часть воспитания патриота Родины. Только практическая работа и личный пример окружающих помогут детям стать настоящими гражданами страны. Экологические субботники стали традицией в моей педагогической работе.

Во время совместных с родителями уроков, путешествий, экскурсий, бесед формируется нравственная культура ученика. Расширение поля позитивного общения с семьей, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей — одна из главных задач педагогов.

Используя различные формы работы с родителями, решаются главные задачи школы и семьи — воспитание активного, самостоятельного, уверенного в себе, успешного в любой деятельности, благополучного в дальнейшей жизни гражданина страны.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, работа, школа, классный руководитель, педагогическая наука, начальная школа, родительское собрание, современная реальность, активное участие.

Ключевые слова

эффективность образования, партнеры, формы сотрудничества, развивающий характер взаимодействия.

Похожие статьи

Взаимодействие классного руководителя с родителями как...

Работа с родителями требует от классного руководителя умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного

родительские собрания. изучение семьи каждого ученик.

Роль воспитательной системы классного руководителя...

классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система. Сотрудничество классного руководителя...

Работа учителя начальных классов с родителями учащихся

родитель, педагог, школа, классный руководитель, ребенок, работа, семья, учитель, воспитательный процесс, младший школьный возраст.

Содержание работы классного руководителя с родителями...

родитель, педагог, школа, классный руководитель, ребенок, работа, семья, учитель, воспитательный процесс, младший школьный возраст.

Осознание родителями своей ответственности за подготовку...

Педагогический всеобуч в школах, народных университетах, родительские собрания, конференции по обмену опытом воспитания

Основная цель родительского комитета — содействовать школе в осуществлении современного и достойного воспитания обучения детей.

Работа с родителями в условиях современной школы

Работа школы с родителями в настоящее время актуальна тем, что школа может

Одним из условий стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок.

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса.

классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

Нимаева Елена Геннадьевна, учитель начальных классов.

И здесь школа может оказать неоценимую услугу родителям.

Основные задачи этой работы: 1) привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе

Проблемы взаимодействия школы и семьи | Статья в сборнике...

В нашей школе система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление.

Поэтому в школе создан Управляющий совет, общешкольный родительский комитет и классные родительские комитеты, куда входят опытные и...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Взаимодействие классного руководителя с родителями как...

Работа с родителями требует от классного руководителя умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного

родительские собрания. изучение семьи каждого ученик.

Роль воспитательной системы классного руководителя...

классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система. Сотрудничество классного руководителя...

Работа учителя начальных классов с родителями учащихся

родитель, педагог, школа, классный руководитель, ребенок, работа, семья, учитель, воспитательный процесс, младший школьный возраст.

Содержание работы классного руководителя с родителями...

родитель, педагог, школа, классный руководитель, ребенок, работа, семья, учитель, воспитательный процесс, младший школьный возраст.

Осознание родителями своей ответственности за подготовку...

Педагогический всеобуч в школах, народных университетах, родительские собрания, конференции по обмену опытом воспитания

Основная цель родительского комитета — содействовать школе в осуществлении современного и достойного воспитания обучения детей.

Работа с родителями в условиях современной школы

Работа школы с родителями в настоящее время актуальна тем, что школа может

Одним из условий стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок.

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса.

классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

Нимаева Елена Геннадьевна, учитель начальных классов.

И здесь школа может оказать неоценимую услугу родителям.

Основные задачи этой работы: 1) привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе

Проблемы взаимодействия школы и семьи | Статья в сборнике...

В нашей школе система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление.

Поэтому в школе создан Управляющий совет, общешкольный родительский комитет и классные родительские комитеты, куда входят опытные и...

Задать вопрос