Библиографическое описание:

Губанихина Е. В., Губанихина Е. В. Диагностика одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 63-66.



В статье рассматриваются особенности детской одаренности как психолого-педагогического явления, обращается внимание на значимость выявления одаренных детей в условиях общеобразовательной школы как важнейшую проблему совершенствования современной системы образования, описываются методы психодиагностики детской одаренности, приводятся статистические данные и их анализ.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, начальная школа, одаренные дети, диагностика одаренности

Среди самых загадочных и интересных психологических явлений в педагогике детская одаренность занимает высокие позиции. Проблемы ее развития и диагностики волновали представителей разных педагогических эпох. Интерес к ней и в настоящее время достаточно высок, что объясняется современными общественными потребностями.

Реформы системы образования последних десятилетий, ее гуманистическая, личностно-ориентированная направленность и развивающие технологии изменили систему отношений педагога и ученика, проявляющего неординарные способности. В общественном сознании формируется понимание того, что в наш век науки и постоянно развивающихся технологий невозможно существовать без сохранения и преумножения интеллектуального общественного потенциала.

В основе развитого детского интеллекта лежит, в первую очередь, творческое начало. Его формирование и развитие является одной из главных задач педагогического процесса. Конечно, в школьном образовательном процессе приоритетным направлением учебной деятельности является предоставление фундаментальных знаний о мире в целом и об отдельных его особенностях, но элемент творчества должен присутствовать тоже. Стоит отметить тот факт, что творческие и интеллектуальные способности каждого ребенка уникальны, поэтому необходим индивидуально-личностный подход к каждому из них.

В ходе учебного процесса в начальной школе наибольшее внимание со стороны учителя уделяется неуспевающим ученикам. Педагог более подробно изучает с ними пройденный материал, стараясь максимально понятно донести до ребенка новую тему, в то время, как одаренные дети остаются без должного внимания. Такая позиция в современных условиях требует трансформации. Помощь со стороны педагога в развитии творческого и интеллектуального потенциала необходима каждому ребенку — и отстающему, и одаренному.

Также следует помнить, что как бы ни был одарен ученик, его необходимо учить. Важно приучить его трудиться, самостоятельно принимать решения, сосредотачиваться на круге поставленных задач. Одаренный ребенок не терпит притеснений, давления, окриков, что может привести к конфликтным ситуациям. У такого ребенка труднее воспитать усидчивость, терпение и ненавязчивость. Необходима значительная загрузка ребенка, еще начальной школы его следует приобщать к творчеству, представлять все необходимые условия для этого.

Поэтому раннее выявление, воспитание и обучение одаренных детей представляет собой одну из важнейших проблем совершенствования современной системы образования.

Среди определений понятия «одаренные дети» наиболее точным с педагогической точки зрения, которой придерживаемся и мы, является определение А. И. Савенкова: одаренные дети — это дети, которые существенно опережают своих сверстников в умственном развитии или определенными выдающимися способностями в определенном виде деятельности. Их ещё нередко называют вундеркиндами (от нем. Vunder — чудо и Kind — ребенок) [1].

Одна из актуальных проблем периода изучения феномена одарённости — психодиагностика этого явления. В большей степени это объясняется тем, что одарённость — это сложное, комплексное, многогранное качество человека. Но тогда встаёт вопрос: а какие составляющие его определяют, и что следует выбрать в качестве критериев одарённости? И далее — возникает необходимость разработать надёжные и валидные методы для исследования этих критериев [2].

В диагностике способностей и одарённости используются 2 группы методов:

1) малоформализованные методы: беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, контент-анализ и др. Эти методы не являются экспериментальными и подразумевают наличие высокого уровня субъективизма и профессионализма (знаний, опыта) исследователя.

2) строгоформализованные методы: тесты, опросники, психофизиологические методы.

Все эти методы являются экспериментальными. К ним предъявляются жесткие требования: стандартизация, проверка методик на надежность и валидность (пригодность). Они позволяют получить относительно точные данные, выявить уровень развития, закономерности и динамику некоторых качеств человека, являющихся критерием одарённости и т. п.

Следует отметить, что, несмотря на некоторую ограниченность, свойственную тестовым методикам и другим строгоформализованным методам, это как раз тот инструмент, который позволяет изучать феномен одарённости на научной основе и придаёт выводам и результатам исследований строгий и объективный характер.

Определенных успехов в данном направлении достигли отечественные исследователи проблемы одаренности Богоявленская Д. Б., Щебланова Е. И., Шумакова Н. Б., Дорфман Л. Я. и др.

На современном этапе исследования проблемы одарённости большинство отечественных учёных сходятся во мнении, что в связи с признанием многоаспектности, многозначности понятия «одаренность», диагностика одаренного ребенка должна проводиться комплексно, включая в каждый конкретный случай различные методики как на выявление творческого и интеллектуального развития, так и на выявление личностных и мотивационных особенностей личности.

Задачи диагностики детской одаренности ориентируются на следующие положения:

  1. Одаренность не идентична высокому интеллекту, хотя высокий интеллект является одним из условий одаренности.
  2. Важнейшим компонентом одаренности является креативность (творчество), развитие которого обеспечивает выявление возможностей личности, её самовыражение, самореализация.
  3. Одаренность тесно связана с личностными особенностями человека: его интересами, мотивами, чувствами, волевыми проявлениями и др. сторонами личности.
  4. Для изучения одаренных детей наиболее эффективным является лонгитюдный метод исследования, который способствует изучению динамики развития основных компонентов умственной одаренности.

Мы провели диагностику детской одаренности учащихся 4 а класса МБОУ Лицей г. Арзамаса. В исследовании приняли участие 20 человек.

В качестве диагностического инструментария нами были выбраны методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики в рамках программы «Развитие детской одаренности», авторами составителями которых являются И. Ю. Троицкая, Э. А. Кочкина.

Диагностический инструментарий предлагается авторами-составителями для проведения диагностики с 1 по 4 класс. В каждом классе психолого-педагогическая диагностика представлена в 4 блоках: педагогическая диагностика, диагностический блок для работы с родителями, с ребенком, психологическая диагностика. В пособии предлагаются подробные рекомендации по интерпретации и обработке анкет и тестов, главные правила оформления итогов проведенной диагностики. Достоинством предложенных для диагностики методов в том, что ими могут воспользоваться как психологи, так и педагоги, и подбор этих методик опирается на концепцию одаренности А. И. Савенкова, которую мы определили для себя в качестве основополагающей.

Проанализируем содержание методик для 4 класса.

Диагностический инструментарий по психологической диагностике включает:

А: Интеллектуальный компонент — Методика «Исключение лишнего» (из книги Прощицкой Е. Н.), цель которой изучение логического мышления учащихся; Методика «Бурёнки» (Овчаровой Р. В.) на изучение внимания учащихся.

Б: Креативность — Методика «Составление изображений объектов» (Л. Ю. Субботина) на изучение творческих способностей учащихся.

В: Мотивационный компонент — Анкетирование (модификация методики Лускановой Н. Г.) на изучение учебной мотивации учащихся.

Г: Самооценка учащихся своих талантов и способностей — Анкета «Мои таланты» (Кочкина Э. А.).

Результаты диагностики представлены в диаграммах 1–5.

Рис. 1. Результаты диагностики уровня развития логического мышления у детей

Рис. 2. Результаты диагностики уровня развития внимания у детей экспериментального класса по методике «Буренки»

Рис. 3. Результаты диагностики уровня креативности детей экспериментального класса по методике «Составление изображений объектов» (Модификация методики Л. Ю. Субботиной)

Рис. 4. Результаты диагностики мотивационного компонента у детей экспериментального класса по методике определения мотивации учебной деятельности (модификация методики Лускановой Н. Г.)

Рис. 5. Результаты анкетирования детей экспериментального класса по методике самооценка учащихся своих талантов и способностей «Мои таланты»

Анализируя данные, представленные в диаграммах, можно увидеть, что в экспериментальном классе уровень развития основных признаков одаренности находится на достаточно высоком уровне. Особенно это касается уровня развития логического мышления и мотивационного компонента. Небольшие проблемы наблюдаются с уровнем развития внимания.

Если говорить о персональных результатах, из 20 детей у 5 человек наблюдается высокий уровень развития всех критериев, а, следовательно, они потенциально могут быть отнесены к категории одаренных.

В заключение необходимо отметить, что работа педагога с одаренным ребенком — это никогда не прекращающийся и сложный процесс. Он требует от учителя постоянного личностного роста, хороших, регулярно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного контакта и сотрудничества с администрацией, психологами, другими учителями, и обязательно с родителями одаренных детей. Он предполагает постоянный рост мастерства, педагогическую гибкость, умение отказаться от того, что еще вчера казалось творческой находкой, опорой и сильной стороной. Ключевой же составляющей этого процесса должна стать своевременная диагностика и выявление детской одаренности.

Литература:

  1. Савенков А. И. Концепция детской одаренности Развитие детской одаренности в современной образовательной среде: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Арзамас 22–24 мая 2008 г. / АГПИ им. А. П. Гайдара. — Арзамас, 2008.
  2. Терасье Ж. К. Сверходаренные дети, М., 1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle