Автор: Вавилова Анна Вячеславовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, август 2015)

Библиографическое описание:

Вавилова А. В. Значение дисциплины «историко-бытовой танец» в формировании профессионально-значимых качеств в процессе подготовки педагога дополнительного образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 138-140.

В статье рассматривается историко- бытовой танец, как один из основных предметов в подготовке педагога дополнительного образования в области хореографии; особенности ее преподавания для формирования профессионально- значимых качества педагога дополнительного образования в области хореографии.

Ключевые слова: педагогика, хореография

 

Сегодня специальность педагог дополнительного образования очень востребована, т. к. все больше родителей хотят, чтобы их дети были всесторонне развитыми, общительными, раскрепощенными. Особое место среди всех специализаций дополнительного образования занимает хореография. Это вид деятельности, который дает возможность научиться выражать эмоции языком движений, раскрыть творческий потенциал, выразить свою индивидуальность, почувствовать свое тело, скоординировать движения, приобрести гибкость и красивую осанку, укрепить здоровье и просто получить массу положительных эмоций.

Чтобы воплотить все это в жизнь и не получить обратного эффекта необходим грамотный специалист- педагог дополнительного образования в области хореографии.

Он должен обладать множеством профессиональных и личностных качеств, так как он работает с детьми разного возраста и уровня подготовки. Ему приходится быть и постановщиком, и руководителем коллектива, и организатором, и воспитателем. Он должен самостоятельно разрабатывать документацию хореографического коллектива: планы, конспекты занятий; заниматься поиском материала для постановки и самостоятельно разрабатывать ее план, быть ее режиссером и репетитором, должен уметь находить с детьми общий язык, уметь заинтересовать их, понимать их потребности и интересы, вести работу с родителями детей.

Исходя из этого можно выделить следующие профессионально- значимые качества, которыми должен обладать педагог дополнительного образования в области хореографии:

-        Хорошо знать специфику своей деятельности, владеть ей;

-        Хорошо ориентироваться в вопросах педагогики и психологии, чтобы суметь разработать программы и технологии своей работы с детьми;

-        Должен быть исследователем по сути, т. к. он ведет постоянный поиск вместе с воспитанниками в творческой деятельности;

-        Должен любить детей, верить в их возможности, которая помогает найти способности даже в тех детях, в которых это трудно заметить;

-        Способность видеть в коллеге пример для своего роста, т. е. способность учиться у других.

Особую роль в подготовке педагога дополнительного образования в области хореографии занимает историко- бытовой танец.

К сожалению, ему не всегда уделяется должное внимание как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. Не все преподаватели хорошо знают методику преподавания данной дисциплины и относятся к этому безответственно, «…они считают, что достаточно прочесть в книге описание того или иного танца, чтобы преподавать этот предмет. Неумение критически осмыслить специальные пособия и материалы приводят к серьёзным теоретическим ошибкам» [1, с. 18]

Однако, изучение историко- бытового танца необходимо, т. к. он является ценным источником различных танцевальных форм, существовавших ранее, которые могут послужить основой для постановок будущих педагогов хореографии, способствует всестороннему развитию студентов, формированию нравственных качеств и др.

Историко- бытовой танец прошел длительный путь развития, прежде, чем стать дисциплиной, изучаемой в хореографических школах, школах искусств, колледжах и вузах культуры и искусств.

Бытовые танцы заимствовались у народа и видоизменялись в соответствии с придворным этикетом. Танцевальная мода требовала все новых танцевальных форм, поэтому большинство танцев усложнялись в духе эпохи. Менялась техника исполнения, изменялся темп и характер музыки. Все это привело к появлению танцевальных школ. Обучение музыке и танцам было обязательной составляющей образования дворянина.

«Значительная роль в развитии исторического танца принадлежит учителям танца. Они чутко улавливали требования эпохи, вкусы общества своевременно обновляли композиции. Они оставили потомкам записи танцев в изданных самоучителях, выработали свои методы обучения. Благодаря учителям танца по оставленным ими трудам появилась возможность изучать многие исторические танцы, хотя эти сочинения являются плодом их собственного метода и описания вкусов того времени.

Изучение наследия, знание старинных форм танца можно положить в основу творческого их преобразования с новой стилистической окраской, отражением иных эстетических и этических норм, требований этикета, соответствующих запросам разных слоев современного общества». [2, c. 9]

«Историко- бытовой танец позволяет изучить традиции развития танца. Он не только трансформировался, но и отразил изменения в истории развития танца, зафиксировал накопление ценностей, остающихся «живыми» и действенными для последующего развития хореографии». [2, c. 6]

Историко- бытовой танец является обязательной дисциплиной в дши, хореографических школах, а главное, с них начинается работа с детьми в хореографических коллективах, т. к. движения большинства историко- бытовых танцев не сложные, их легко осваивают дети первого года обучения. Это способствует развитию танцевальности, музыкальности, артистичности, закладывает основы формирования культуры общения и поведения, эстетического вкуса.

Каким же образом историко- бытовой танец способствует формированию профессионально- значимых качеств будущего педагога дополнительного образования в области хореографии?

Попробуем разобраться.

Историко- бытовой танец- танец парный. Это означает, что партнер и партнерша должны «сотрудничать» в процессе исполнения танцевальных композиций, поддерживать друг друга, т. е. взаимодействовать. Это способствует разрушению барьера между девушками и юношами, формирует коммуникативные качества, которые необходимы в работе будущего педагога дополнительного образования в области хореографии. Этому же способствует и совместное выполнение заданий преподавателя по самостоятельному изучению заданной эпохи и сочинению выбранной композиции.

Изучение старинного танца начинается с показа отдельных па, которые сначала показываются целиком, а затем раскладываются на составные части и разучиваются. В дальнейшем составляются танцевальные композиции.

От студентов необходимо требовать правильности исполнения движений, предельной образности, стиля движений и манеры исполнения, музыкальности.

После изучения и отработки танца студенты самостоятельно составляют композицию и осуществляют постановку на своих однокурсниках.

Это способствует развитию дидактических качеств — способности показывать, обучать, объяснять.

Преподаватель должен стремиться максимально расширить объем знаний студентов по данной дисциплине, чтобы в дальнейшем они без особого труда могли применять свои знания на практике.

Главная задача преподавателя данной дисциплины- научить правильной манере исполнения танцев различных эпох. Поэтому, он сам должен владеть манерой и техникой исполнения.

Организаторские способности. Преподаватель историко- бытового танца должен уметь заинтересовать своим предметом.

При подготовке к изучению исторического танца преподаватель должен изучить выбранную эпоху: костюмы, головные уборы, обувь, аксессуары, изучить этикет. Чтобы заинтересовать студентов на уроке и вызвать желание изучать данную дисциплину, необходимо сначала рассказать об изучаемой эпохе с использованием наглядных пособий, например, гравюр с изображением танца, костюмов и др. Хорошее воздействие оказывает прослушивание музыки и видеодемонстрация изучаемого танца.

Гностические способности.

«Методика обучения невозможна также без знания истории танца. Преподавателю необходима широкая эрудиция, умение пользоваться литературой, иконографией, музыкальной литературой как дополнительными источниками к изучению истории танца. История костюма определяет активное его влияние на развитие историко- бытового танца». [2, c. 87]

Поэтому педагог дополнительного образования в области хореографии должен быть высокообразованным специалистом, разбираться во многих сферах деятельности: литературе, истории, живописи, музыке, быть активным и обладать чувством юмора, обладать большим творческим потенциалом. Для этого он должен постоянно пополнять и совершенствовать свои знания. Историко- бытовой танец дает для этого большие возможности, т. к. «Предмет изучает развитие танцев в композициях. Задача предмета- осмысление хореографического текста разных эпох, изучение быта, костюмов, общественной характеристики эпохи, а также координации, музыкальности, выразительности. Обучение историко –бытовому танцу носит значимую воспитательную функцию». [2, c.5]

Развитию креативных способностей способствует творческая атмосфера на уроке: задания для самостоятельного составления композиций из выученных па, самостоятельного разбора несложных танцевальных композиций. В качестве самостоятельной работы студентов по изучению выбранной эпохи можно предложить зарисовать эскиз или сшить костюм данной эпохи и др.

Мы рассмотрели лишь некоторые способности, которые способен сформировать историко- бытовой танец.

«Несмотря на важность этой дисциплины, историко-бытовой танец на сегодняшний день мало изучен с научной точки зрения педагогики, психологии, истории, культурологии, искусствоведения, социологии и т. д. Истоки создания, пути дальнейшего развития историко-бытового танца и как учебной дисциплины, и как важного вида хореографического искусства — всё это требует более пристального и детального изучения». [3] А это дает возможность для творческого и профессионального развития будущих педагогов дополнительного образования в области хореографии.

 

Литература:

 

1.      М. Васильева- Рождественская. Историко- бытовой танец.- М.: «Искусство», 1987

2.      Нарская Т. Б. Историко- бытовой танец: учеб.- метод. пособие/ Т. Б. Нарская; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2009.- 179 с.

3.      М. Северцева. «Педагогические проблемы развития традиций преподавания историко- бытового танца в системе хореографического образования».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle