Изучение характерных особенностей народного танца для развития эмоциональной выразительности учащихся хореографической школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 10.02.2015

Статья просмотрена: 6770 раз

Библиографическое описание:

Халилова, Л. Р. Изучение характерных особенностей народного танца для развития эмоциональной выразительности учащихся хореографической школы / Л. Р. Халилова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 180-181. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/6270/ (дата обращения: 19.04.2024).

Народный танец — основа хореографического искусства. Он тесно связан с историей каждого отдельно взятого народа. Это яркое, красочное творение, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением, многовековой многообразной жизни народа, воплотившее в себе творческую фантазию. Как велико значение танца, в котором отражаются традиции, связанные с жизнью, мыслями и чувствами народа. Танец какого-либо народа отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения, выразительным положением и переплетением рук в сочетании с четким ритмом. И чтобы сохранить сегодня культурное наследие и передать традиции молодому поколению необходимо делать акцент на изучение народной хореографии.

Методика описания основ характерного танца имеет своё отражение в работах таких педагогов как: А.Стуколкина, Т.Ткаченко, А.Лопухов, А.Ширяев и др. Но на сегодняшний день не достаточно представлено материала, в которых комплексно отражено развитие эмоциональной выразительности.

Из практических пособий известных педагогов-хореографов, а также из источников по истории культуры народов Мира и России собран и структурирован отдельный материал помогающий развитию у учащихся манеры исполнения и характера народного танца.

Курс «народно — сценический танец» по дополнительной общеобразовательной программе художественно эстетической направленности «Хореографическое искусство» (нормативный срок обучения 7 лет) изучается в школе 4 года и является одним из основных элементов содержания обучения хореографическому искусству. Как наиболее эффективный способ подготовки участников к исполнению различных народных танцев, предмет обеспечивает высокий уровень исполнительской культуры, является действенным средством ознакомления учащихся с хореографической культурой народов России и народов мира.

Основной целью курса обучения является освоение основных принципов исполнения народного танца через четко выработанную систему движений, наполненных характерными особенностями различных народов. Занятия народно — сценическим танцем имеют большое значение для развития артистичности исполнителей. Опыт работы показал, что именно исполнение упражнений на материале народной хореографии в учебном процессе является основой, помогающей воспитанию мышц, координации, культуры и манеры исполнения, так же это помогает эмоционально украсить, оживить ту или иную комбинацию. И здесь, важно научить ребёнка понимать язык танца, пользоваться им для самовыражения.

Особое место в кругу выразительных средств танца занимают руки. Работая над пластикой рук, мы оказываем положительное влияние на совершенствование тела, координацию движений и, несомненно, на чувство ритма и музыкальность. Конечно же, не будет в танце жизни без работы головы, корпуса и плеч, которые являются основой для свободного владения жестом. В форме и движениях рук, как ни в одном другом движении ярко проявляется сущность народного характера. Своеобразные движения корпуса, головы, рук придают танцу и его исполнителям определенную манеру. Манера же, в свою очередь, помогает наиболее полно раскрыть внутренний мир народного танца, придает неповторимость его выразительным средствам и характерным национальным чертам. Сочетание движений рук и ног помогает овладению координацией, где ноги создают ритм танцу, а руки ведут его мелодию. Движения рук рождают жест. Жесты, мимика, позы, движения ног, рук, головы, корпуса и все это подчеркнутое взглядом составляет танцевальную лексику, которая является наиболее важным выразительным средством в хореографическом искусстве. С помощью танцевальной лексики исполнитель может выразить большое многообразие человеческих чувств и эмоций: грусть, печаль, радость, восторг, удивление и т. д. В народном танце лексика предстает с ярко выраженным национальным колоритом. Лексика создает образ народа, именно он является основным средством самовыражения на уроке народно — сценического танца. С помощью образов танец в специфической художественной форме, всеми средствами народной хореографии выражает и раскрывает духовную жизнь народа. Существует огромное множество народных танцев с разнообразной богатейшей лексикой, с помощью которой можно выразить любые человеческие эмоции. Поэтому уроки народно — сценического танца помогают учащимся как можно лучше понять характер исполняемого движения.     

Обучение народно-сценическому танцу выполняет ряд общеобразовательных задач; приобщает к достижениям культуры разных народов, развивает виртуозность исполнения и способствует эмоциональному раскрепощению танцевальной практики. Уроки строятся по принципу: подбор упражнений, чередование нагрузки и отдыха, составление комбинаций и этюдов, помогающих раскрыть эмоциональное содержание образа. На занятиях используется метод практического показа, метод объяснения. Через метод контактного (индивидуального) обучения достигается желаемый результат. Через применение игрового метода в младшем школьном возрасте и использование эмоционально содержательного образа в старших классах происходит погружение в характер и особенности изучаемой народности. Метод самоконтроля выполняется с помощью зеркал. В основе уроков заложены здоровьесберегающие, личностно-ориентированные технологии, с дифференцированным подходом.

Результатом обучения по программе «Народно-сценический танец» является ансамблевая работа. Коллектив участвует в концертной деятельности и побеждает в конкурсах и фестивалях различного уровня, оставляя свои имена в истории города (I выпуск энциклопедии ДКМПиС Администрации г. Сургута «Одаренные дети Сургута» детский ансамбль танца «Радуга»). Выпускники продолжают свое дальнейшее образование в средних и высших учебных заведениях в области культуры и искусства страны, и уже как профессионалы смогут неустанно пропагандировать и популяризировать традиционный народный танец.

 

Литература:

 

1.                  Базарова, Н. П. Азбука классического танца [Текст] / Н. П. Базарова, В. П. Мей. — Санкт-Петербург: Лань, 2006. — 240 с.

2.                  Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст] / А. Я. Ваганова. — Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007. — 192 с.

3.                  Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст] / В. А. Звездочкин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 416 с.

4.                  Нарская, Т. Б. Классический танец [Текст]: учеб.метод.пособие / Т. Б. Нарская. –Челябинск: ЧГАКИ, 2005. — 154 с.

5.                  Климов А. Основы русского народного танца. — М.,1994

Основные термины (генерируются автоматически): народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, движение рук, танец, танцевальная лексика.

Похожие статьи

Хореографический текст – как основная составная часть...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец.

Театр танца как феномен хореографического искусства... Ключевые слова: хореография, театр танца, хореографический спектакль, шоу...

Русская школа народно-сценического танца: возвращение...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец. Творческий процесс постановщика танца | Статья в журнале... Танцевальная картина, танец в спектакле должны не останавливать действие, а...

народный танец, сценический танец, народная хореография...

характерный танец, народно-сценический танец, Россия, хореографическое искусство, русская балетная сцена, танец, народный танец, танцевальный фольклор, век, балетная сцена.

народный танец, сценический танец, народная хореография...

Изучение характерных особенностей народного танца для... народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец.

Творческий процесс постановщика танца | Статья в журнале...

Русская школа народно-сценического танца: возвращение... Народно-сценический танец как исторически выработанная, устойчивая система. Хореографическое содержание первых характерных танцев Фокина, как и у Петипа...

Художественный образ в хореографическом искусстве

Понятия: танцевальный язык, драматургическое развитие образа, индивидуальные качества исполнителя. Образ музыкальный и хореографический — как синтез художественности в исполнительском искусстве театрального танца.

Импровизация как одна из форм развития хореографического...

Танец и хореография. Опубликовано в.

Ключевые слова: хореографическое искусство, пластический язык, импровизация, танец.

Танец строился на импровизационных движениях, используя музыкальный материал, либо определенные возгласы.

Перспективы развития культуры посредством детского...

При постановке танца, танцевальных номеров возникает вопрос о соотношении хореографии и музыки.

Курс «народносценический танец» по дополнительной общеобразовательной программе художественно эстетической направленности «Хореографическое искусство»...

Народный танец — основа хореографического искусства.

Изучение характерных особенностей народного танца для... Народный танец — основа хореографического искусства. Занятия народносценическим танцем имеют большое значение для развития артистичности исполнителей.

Похожие статьи

Хореографический текст – как основная составная часть...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец.

Театр танца как феномен хореографического искусства... Ключевые слова: хореография, театр танца, хореографический спектакль, шоу...

Русская школа народно-сценического танца: возвращение...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец. Творческий процесс постановщика танца | Статья в журнале... Танцевальная картина, танец в спектакле должны не останавливать действие, а...

народный танец, сценический танец, народная хореография...

характерный танец, народно-сценический танец, Россия, хореографическое искусство, русская балетная сцена, танец, народный танец, танцевальный фольклор, век, балетная сцена.

народный танец, сценический танец, народная хореография...

Изучение характерных особенностей народного танца для... народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец.

Творческий процесс постановщика танца | Статья в журнале...

Русская школа народно-сценического танца: возвращение... Народно-сценический танец как исторически выработанная, устойчивая система. Хореографическое содержание первых характерных танцев Фокина, как и у Петипа...

Художественный образ в хореографическом искусстве

Понятия: танцевальный язык, драматургическое развитие образа, индивидуальные качества исполнителя. Образ музыкальный и хореографический — как синтез художественности в исполнительском искусстве театрального танца.

Импровизация как одна из форм развития хореографического...

Танец и хореография. Опубликовано в.

Ключевые слова: хореографическое искусство, пластический язык, импровизация, танец.

Танец строился на импровизационных движениях, используя музыкальный материал, либо определенные возгласы.

Перспективы развития культуры посредством детского...

При постановке танца, танцевальных номеров возникает вопрос о соотношении хореографии и музыки.

Курс «народносценический танец» по дополнительной общеобразовательной программе художественно эстетической направленности «Хореографическое искусство»...

Народный танец — основа хореографического искусства.

Изучение характерных особенностей народного танца для... Народный танец — основа хореографического искусства. Занятия народносценическим танцем имеют большое значение для развития артистичности исполнителей.