Автор: Абрайкулова Насиба Эркиновна

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 14.03.2017

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Абрайкулова Н. Э. Хореографическая интерпретация общечеловеческих ценностей // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 462-464.



В данной статье рассматривается вопрос хореографической интерпретации общечеловеческих ценностей в народных танцах. Автор статьи стремилась раскрыть особенности жанров и разновидностей нескольких народных танцев мира, их отличительные черты в области исполнительства и интерпретации.

Ключевые слова: танец, балетмейстер, хореография, балет, жанр, образ, оазис, сюжет, фольклор, символ, религия, поклонение, стили, мифы, легенды, народные ценности, традиции

Народное творчество является самым лучшим учителем для тех, кто хочет сцену превратить в образ жизни

И. А. Моисеев

При внимательном рассмотрении идейного содержания народных танцев различных национальностей можно обнаружить, что в них ярко отражаются бытовые традиции, религиозные воззрения, мировоззрение народов мира. Исторические танцы долгие тысячилетия переходя из поколения в поколение, стали искусством, имеющим многовековое историческое и духовное богатство. Известно, что национальное наследие с течением времени переходит из поколения в поколение, развивается, гормонирует с духом времени, завоевывает авторитет среди населения. Национальное танцевальное наследие состоит из двух взаимопроникающих, взаимодополняющих, вместе с тем имеющих своеобразные индивидуальные черты направлений. Первое направление — это народные танцы, второе — танцы, созданные балетмейстерами. Оба направления имеют свои внутренние закономерности, формы, исполнительские стили, территорию и эпоху.

Танцевальное искусство имеет свои отличительные черты в области исполнительства и интерпретации. Великий русский балетмейстер, народный артист, знаток танцевального искусства многих народов И. А. Моисеев о народных танцах писал следующее: «Народное творчество является самым лучшим учителем для тех, кто хочет сцену превратить в образ жизни. Фольклорные танцы необходимо всегда инсценировать на сцене. Человек танцует не для зрителей, а танцует для себя. Если эти танцы поставить на сцене, то они «прозвучат» точно как в жизни» [1, с. 32]. Хотя танец и является творчеством народа, на нём, однако, оставили свои отпечатки эпохи и исторические изменения. Впоследствии некоторые танцы естественным образом приобрели религиозное содержание, во многом потеряли былую специфику или же просто исчезли. В танцах народы мира изображают свою радость, любовь, мольбу высшим силам, просьбу защитить от разных отрицательных явлений, убеждения и другие внутренние переживания.

Такие элементы искусства танца различных национальностей, как поклон, мимика, движение тела, головы, рук и ног, одежда и украшения имеют кардинальные различия между собою. Однако могут быть схожи друг с другом события, мифы и легенды, народные ценности, которые встречаются в жизни различных народов, в их традициях. Например, индийские народные танцы, такие как «Прощение дождя», «Заискивание луне», «Поклонение» были видами выражения буддизма, такое же отображение, только уже своих религиозных убеждений можно видеть в уйгурских танцах «Вода», «Небо» и в других.

Танец «Танура» — египетский арабский танец, своеобразие которого заключается в том, что танцор, высоко подняв правую руку, изображает поклонение аллаху, а левая рука его опущена вниз, в таком положении полчаса кружится на одном месте, также имеет ритуальное начало(его исполняли суфийские дервиши) и символизирует единение с Богом. Танцор как будто правой рукой берёт силу у аллаха и левой рукой эту силу передаёт людям. Танец производит сильнейшее впечатление и исполняется только мужчинами. Впервые этот танец исполнил в IX веке Зуннун ал Мисри в Египте, 10-килограммовая «юбка-танура» считается основным элементом этого египетского танца. Танец переходит от отца к сыну и изучается с детства, а когда юноше исполняется 25–30 лет, у него появляется сила для ношения такой тяжелой «юбки-тануры» и возможность мастерски исполнять этот танец.

Корейский народный танец также отличается своим многообразием. Широко распрастраннённый корейский народный танец «Салпури» является сольным танцем, исполняемым с белым шарфом. Танцовщица белым шарфом «как будто колдует, и при этом она сама духовно очищается от грехов». Корейские танцы «Сам-бук», «Чак-поп» и другие считаются обрядовыми религиозными танцами. Впоследствие, в связи с социальным развитием они потеряли былое религиозное значение и превратились в народные танцы. Разнообразие, многокрасочность образов и сюжетов народного танцевального искусства придаёт народному танцу очарование. В народных танцах отражаются праздники времён года, славный труд народа, местные национальные обычаи и обряды. Эти танцы своим многогранным и интересным сюжетом изображают настоящие условия жизни народа. Корейский народный танец «Пуче-чум» исполняется с веерами, и волшебными очаровывающими движениями танца напоминает танец бабочек. Танец «Хваганму» исполняется танцовщицей с короной, сплетеной из цветов, он, в основном исполнялся на торжествах и церемониях, проходивших в роскошных императорских дворцах. Красивые одежды, сшитые из дорогих материалов, являются символом богатства королевства. Знаменитый народный танец «Тхал-чум» считается комическим танцем и танцуется в масках. А танец «Чанго-чум» исполняется в сопровождении барабана чан-га и изображает явление дождя от начальных единичных капель до сильнейшего ливня.

В различных регионах Узбекистана издавна существует обрядовые, трудовые, семейно-бытовые танцы. В них отражаются обычаи, традиции, национальные ценности нашего народа. Например, такие танцы как «Чанковуз», «Кошик» («Ложка»), «Кади» («Тыква»), принадлежащие танцевальной школе Сурхандарьинского оазиса, выражают радость женщин, а танцы «Сюзане», «Урчук» («Веретено») изображают тонкий трудовой процесс узбекских мастериц-рукодельниц. Танец «Чирок» («Лампа»), с одной стороны, имеет философско-воспитательное значение и отображает стремление человека из темноты в свет, от зла к добру, от жёсткости к благодеянию, с другой стороны, он считается обрядовым танцем и изображает ритуал, который проводится в самую длинную ночь года. Танцы «Подачилар» («Скотоводы»), «Товоқ» («Ляган»), «Пичоқ»(«Нож»), «Уфо-жақала», «Яққу-яқ», «Чавандозлар» («Всадники»), «Дучава» и другие изображают боевые, трудовые и обрядовые процессы мужчин. Самый красивый образец фольклорного танцевального искусства Хорезмского оазиса — «Лязги» — имеет девять вариантов, и каждый вариант имеет свою историю и содержание. Имеются и специальные танцовщики для каждого из девяти вариантов исполнения «Лязги»: «Олов» («Огонь»), «Қайроқ»(«Кастаньеты»), «Гармонь», «Дутар», «Сурнай», «Хива», «Углон-бола», «Масхарабоз»(«Клоун»), «Замонавий»(«Современный»). Танцы «Коса», «Пичок»(«Нож»), «Таёқ» («Палка»), входящие в цикл «Масхарабоз лязги», исполняются сидя, и требуют от танцора ловкости и выносливости в сложных элементах танца.

Танцы «Чугирма», «Списа уйин», «Нон ёпиш» («Испечение лепёшки») связаны с бытовой жизнью. Пантомимические танцы «Чағалоқ»(«Чайка»), «Хўроз»(«Петух»), «Қумпишак», «Ғоз»(«Гусь»), «От ўйин» и другие исполняются в подражание животным и птицам, своеобразные танцы-пародии, обличающие не лицеприятные стороны поведения человека. Танцы «Кичкинажон-кичкина», «Омон ёр», «Воҳай бола», принадлежащие танцевальной школе Ташкента и Ферганской долины, трудовые и шуточные танцы Бухарско-Самаркандского оазиса и многие другие считаются задушевно-любимыми танцами зрителей. Поэтому во время праздников, обрядов и церемоний народные танцы воспринимаются зрителями с огромным интересом.

Вплоть до конца XIX века искусство народного танца не привлекало должного внимания профессиональных исполнителей и публику. Аристократы были далеки от истинно народных танцев, для зрителей высшего общества эти танцы инсценировались в виде идиллических пасторалей и исполнялись как некие зарисовки народной жизни. Лишь с 1930-х годов ХХ века активизируется изучение народного танца. Российские народные артисты-балетмейстеры: И. Моисеев, Г. Устинова, П. Вирский, Н. Рамишвили, И. Сухишвили, В. Вронский, Н. Надеждина, заслуженный деятель искусства Литвы Й. Лингас и его соотечественник В. Гритскас, заслуженный деятель искусства Белорусской Республики А. Опанасенко, грузинские — Д. Л. Джавришвили и Е. Л. Гварамадзе, И. И. Арбатов в Армении, деятели искусства Латвии Евгений Чанга, Бруно Приенда, Милда Ласман, представители исполнительского искусства Таджикистана — Гаффар Валламатзаде, Азиза Азимова, Арсуяк Исламова, Узбекистана — Уста Алим Камилов, Юсуф Кизик Шакарджанов, Тамараханум, Мукаррам Тургунбаева, Исахар Акилов и другие были основателями и мастерами профессиональных школ народных танцев своей страны. Благодаря их исследовательской и исполнительской деятельности формировалось и развивалось самодеятельное и профессиональное танцевальное искусство. Кроме того, организовывались специальные творческие экспедиции, собирались музыкальные и танцевальные образцы народного творчества, которые, впоследствии, обогатили профессиональное искусство. Хореографы и балетмейстеры, опираясь на оригинальные народные материалы, создавали и создают значительные постановки, обогащающие мировой классический танец. На основе образцов русского народного танца были созданы балеты «Барышня-крестьянка», «Всадник без головы», «Конёк-горбунок», «Каменный цветок» и другие. Танец «Яблочко» в балете «Красный мак», созданный композитором и балетмейстером и поставленный на сцене Большого театра в 1927 году, считается народным танцем. В балете «Бахчисарайский фонтан» использовались татарские и польские народные танцы, в балетах «Дильбар», «Лейли и Меджнун» — таджикские, в балете «Кавказская пленница» — черкесский фольклор, в балете «Сердце гор» — грузинские народные танцы, в балете «Чулпан» — киргизские, в балете «Песня журавля» — башкирские, в балете «Симург» — узбекские народные танцы и другие. Узбекский народный танец «Танавар» является целым танцем-спектаклем. В танце-монологе отображаются внутренние переживания, секретные мечты и чаяния узбекских женщин. В 1937 году А.Козловский осуществил нотную запись мелодии «Қора сочим» («Мои чёрные волосы») в исполнение Народной артистки Халимы Носировой. Обработка композитором мелодии для солиста и оркестра в дальнейшем, в 1968 году, послужила основой создания балета. Варианты и мелодии «Танавар» были использованы С. Василенко и М. Ашрафи в балетах «Буран», «Амулет любви», Г. Мушелем в цикле «Газели» и многих других произведениях. И в настоящее время этот танец исполняется знаменитыми танцовщицами Узбекистана. Танцовщица Кизлархон Дустмухамедова передала секреты исполнения танца «Танавар» американской танцовщице Лорель Грей, таким образом, этот знаменитый танец стал широко известен американскому зрителю.

В основе балета «Пер Гюнт» лежат народные сказки и традиции древних норвежцев и танец «Халлинг». Количество балетных спектаклей, поставленных на основе народных танцев очень велико, эти спектакли неизменно тепло встречаются зрителями, и многие десятилетия живут на сцене. В этих спектаклях мастерски изображены красота родной земли, обряды и обычаи трудового народа. Зрители с огромным интересом встречают балетные спектакли, где отражается внутренняя природа человека, воспеваются лучшие стороны человечества.

Музыка и движения в народных танцах изображают национальный характер каждого народа-создателя этих танцев. В мужских танцах изображаются сила и мощь, трудолюбие, преданность мужчин, забота и уважение к женщине. В женских танцах отражаются их нежность и красота, уточнённое чувство, скромность и простата, заботливость и толерантность, преданность и трудолюбие.

Народные танцы, имеющие богатую историю, обладают глубоким содержанием. Эта аксиома доказана и практически, и теоретически. Теперь мы — специалисты-хореографы должны более глубоко исследовать грани традиционных народных танцев, ещё больше раскрывать их своеобразие и специфику, развивать и наполнять их новым современным содержанием.

Литература:

  1. Авдеева Л. Танцы Мукаррам Турғунбаевой. — Тошкент: Укитувчи. 1989.
  2. Ткаченко Т. Народный танец. — Москва: Искусство, 1954.
  3. Эльяш Н. Хореография в оперетте. — Москва: Искусство, 1960.
Основные термины (генерируются автоматически): народные танцы, народных танцев, народный танец, народных танцах, Корейский народный танец, народного танца, народные ценности, индийские народные танцы, церемоний народные танцы, грузинские народные танцы, танцевального искусства, польские народные танцы, узбекские народные танцы, танцы долгие тысячилетия, народный танец «Салпури», танцы Бухарско-Самаркандского оазиса, Знаменитый народный танец, народный танец «Танавар», танцы естественным образом, народных танцев мира.

Ключевые слова

традиции, образ, символ, балет, религия, фольклор, танец, жанр, сюжет, хореография, поклонение, легенды, мифы, балетмейстер, оазис, стили, народные ценности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос