Библиографическое описание:

Дзержинская Л. Б. Коррекция двигательной сферы трудных подростков средствами физической и военно-прикладной подготовки [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 141-144.

В настоящее время российская молодежь переживает кризис во всех отношениях. У нее, к огромному сожалению, нет идеалов. Отношение большинства молодежи сугубо потребительское. При этом молодые люди претендуют на особое место в жизни, но не желают прилагать для достижения конкретной цели никаких усилий [3, 8, 12]. Социальными проблемами молодежи не занимаются ни в семьях, ни в школах.

Анализ современной научно-методической литературы, посвященной проблемам подростковой дезадаптации, позволяет заключить, что в настоящее время отклоняющееся поведение становится социальной нормой [1, 5].

В целом ряде диссертационных работ [6, 7, 9, 10] доказана возможность перевоспитания трудных подростков в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (ДЮСШ, СДЮСШОР), однако анализ документации детско-юношеских спортивных школ г. Волгограда свидетельствует, что трудные дети и подростки составляют в среднем 3% от общего числа занимающихся.

Проведенное нами анкетирование среди детей и подростков с девиантным поведением общеобразовательных школ г. Волгограда (n=273) выявило, что наибольшая часть респондентов хотели бы заниматься в военно-патриотических клубах и объединениях (38,7%). Данный факт объясняется рядом причин, основными из которых можно считать следующие:

  1. Занятия в УДО, реализующие образовательные программы физкультурно-спортивной направленности требуют не только наличия спортивной экипировки, но и сформированности морально-волевых качеств (дисциплинированности, ответственности, целеустремленности и т.д.), а трудные подростки, как правило, воспитываются в мало обеспеченных семьях. Кроме того, у них не сформированы ценностные ориентации, что приводит к быстрому отсеву такого контингента занимающихся.

  2. Занятия в военно-патриотических клубах предполагают использование средств и методов, заимствованных из учебно-воспитательного процесса Вооруженных сил Российской Федерации [2], что дает возможность трудным подросткам реализовать свою склонностью к риску и острым ощущениям.

  3. Педагогами дополнительного образования и тренерами являются чаще всего офицеры Вооруженных сил в отставке, что реализует потребность юношей в общении с авторитетными старшими мужчинами, тогда как в детско-юношеских спортивных школах, равно как и в общеобразовательных школах, большинство педагогов – женщины.

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о значительном количестве диссертационных исследований, доказывающих положительное влияние занятий в учреждениях дополнительного образования военно-патриотической направленности, военно-патриотических клубах и объединениях на формирование морально-нравственных ценностей трудных подростков, на коррекцию их психо-эмоционального состояния [4, 8, 11, 13]. Однако, возможность коррекции двигательной сферы у данной категории детей остается слабо изученной, что и определяет актуальность нашего исследования.

Педагогический эксперимент проводился на базе военно-патриотического клуба «Юный спецназовец» г. Волгограда и военно-патриотического общественного объединения «Росич» г. Волжский Волгоградской области с сентября 2008 по май 2011 г.

На этапе констатирующего эксперимента нами изучались особенности физической подготовленности трудных подростков (юношей) в возрасте 13-14 лет. На этапе формирующего эксперимента нами была разработана и внедрена программа дополнительного образования «Патриот», которая реализовывалась в течение двух лет и предполагала занятия 3 раза в неделю по 2 академических часа. Таким образом, на занятия отводилось 216 часов в год.

Особенностью настоящей программы явились следующие положения:

  • разделы программы «Основы военной службы», «Гражданская оборона», «Основы первой медицинской помощи» были дополнены учебным материалом, не нашедшим отражения в учебниках по предмету «ОБЖ»;

  • количество практических занятий преобладало над теоретическими (на 1 году обучения на них отводилось 80% учебного времени, на 2 году обучения – 90%);

  • значительная часть учебного времени, отведенного на практические занятия, была посвящена разделам «Общая физическая подготовка» и «Прикладная физическая подготовка» (на 1 году обучения на них отводилось 50% общего времени, на 2-ом году - 60%);

  • раздел «Прикладная физическая подготовка» был дополнен средствами и методами, используемыми в Вооруженных Силах РФ.

Учебные занятия носили комплексный характер, т.е. включали средства физической и военно-прикладной подготовки (тактической, огневой, военно-медицинской подготовки и т.д.).

Для повышения интереса у трудных подростков к учебно-тренировочным занятиям в их содержание включались упражнения, требующие определенного риска (спрыгивания в глубину, с движущегося автотранспорта, снятие часового, плавание в одежде и в боевом снаряжении и т.д.), но с обязательным учетом принципа доступности и индивидуализации, предусматривающего определение стимулирующей меры трудности педагогического задания, норм физической нагрузки и способов ее регулирования на основе учета возраста, состояния здоровья и уровня подготовленности.

На этапе констатирующего эксперимента нами были получены результаты физической подготовленности трудных подростков, которые сравнивались с показателями их одноклассников (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей

№№

п/п

Показатели

Трудные подростки (n = 28) Благополучные подростки (n = 107) p

&#;m)

Уровень

&#;m)

Уровень

1.

Бег 30 м (с)

5,62&#;0,11

Низкий

5,22&#;0,07

Средний

< 0,01

2.

Прыжок в длину с места (см)

169,6&#;2,46

Ниже среднего

181,7&#;1,49

Средний

< 0,001

3.

Бег 1000 м (с)

272,3&#;21,1

Низкий

217,4&#;16,4

Средний

< 0,05

4.

Подъем туловища за 30 с (кол-во раз)

19,4&#;0,60

Ниже среднего

24,1&#;0,72

Средний

< 0,001

5.

Подтягивание (кол-во раз)

4,47&#;0,82

Ниже среднего

6,84&#;0,74

Средний

< 0,05

6.

Челночный бег

3 х 10 м (с)

8,6&#;0,10

Средний

8,1&#;0,10

Выше среднего

< 0,01

физической подготовленности юношей 13-14 лет (Х&#;m)


Статистический анализ полученных значений свидетельствует, что показатели двигательной сферы трудных подростков отличаются от результатов их благополучных сверстников. Наибольшие различия выявлены нами в двигательных тестах, характеризующих развитие скоростно-силовых способностей (p<0,001).

Качественная оценка полученных результатов свидетельствует о том, что у трудных подростков низкий уровень развития имеют скоростные способности и выносливость, ниже среднего – силовые и скоростно-силовые, средний уровень – координационные способности.

Вместе с тем, анализ уровней развития двигательных способностей благополучных подростков доказывает общеизвестный факт ухудшения физического состояния современной молодежи и отражает общую картину двигательных кондиций учащихся общеобразовательных школ.

Для доказательства выдвинутой рабочей гипотезы нами была создана экспериментальная группа, в которую на добровольной основе вошли подростки с девиантным поведением 13-14-летнего возраста. Данная группа занималась в течение 2-х лет по программе дополнительного образования «Патриот».

В конце формирующего эксперимента нами были повторно протестированы двигательные способности юношей (на тот период 15-16-летнего возраста) в количестве 17 человек. Полученные результаты сравнивались с показателями физической подготовленности их одноклассников, составивших контрольную группу (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей

№№

п/п

Показатели

Экспериментальная группа (n = 17) Контрольная группа (n = 95) p

&#;m)

Уровень

&#;m)

Уровень

1.

Бег 30 м (с)

4,97&#;0,09

Средний

5,06&#;0,12

Средний

> 0,05

2.

Прыжок в длину с места (см)

218,5&#;2,44

Выше среднего

197,4&#;2,26

Средний

< 0,001

3.

Бег 1000 м (с)

189,3&#;10,86

Выше среднего

212,1&#;13,43

Средний

> 0,05

4.

Подъем туловища за 30 с (кол-во раз)

38,9&#;0,93

Выше среднего

32,0&#;1,08

Средний

< 0,001

5.

Подтягивание (кол-во раз)

12,4&#;0,67

Высокий

8,1&#;0,94

Средний

< 0,001

6.

Челночный бег

3 х 10 м (с)

4,39&#;0,08

Высокий

4,67&#;0,12

Выше среднего

< 0,05

физической подготовленности юношей 15-16 лет (Х&#;m)


Полученные нами результаты говорят о том, что юноши экспериментальной группы не только догнали своих сверстников (бег 30 м; p > 0,05), но и превзошли их по большинству двигательных тестов.

Наибольшие приросты отмечены нами в контрольных испытаниях, характеризующих развитие силовых и скоростно-силовых способностей. Данный факт объясняется тем обстоятельством, что подростковый возраст является сенситивным периодом для их развития.

Качественный анализ полученных результатов свидетельствует, что большинство двигательных способностей у подростков экспериментальной группы находятся на высоком и выше среднего уровнях развития (исключение составляют скоростные способности), тогда как у юношей контрольной группы (при росте абсолютных значений) уровень развития двигательной сферы остался без изменений.

Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о положительном влиянии средств физической и военно-прикладной подготовки на двигательную сферу трудных подростков и доказывают возможность коррекции имеющихся отставаний в физической подготовленности подростков с девиантным поведением.


Литература:

  1. Антонова, Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен / Л.Н. Антонова // Педагогика. – 2010. - № 9. – С. 28-33.

  2. Бака М.М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи: Учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2004. – 280 с.

  3. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.

  4. Белов, В.Г. Психолого-акмеологическое сопровождение подростков в трудной жизненной ситуации: монография / В.Г. Белов, А.Г. Дашдемиров, Ю.А. Парфенов. – Грозный: Грозненский рабочий, 2010. – 99 с.

  5. Курбатов, А.В. Социализация подростков в обществе / А.В. Курбатов // Педагогика. – 2009. - № 3. – С. 62-65.

  6. Левкина, Н.Ю. Перевоспитание подростков в условиях специальной школы средствами физической культуры и спорта: автореф. дисс. …….. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Ю. Левкина. – М., 1992. – 50 с.

  7. Новичкова Н.Г. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры: автореф. дисс. …….. канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.Г. Новичкова / УрГУФК. – Челябинск, 2009. – 20 с.

  8. Палехина, М.С. Педагогическая поддержка трудных подростков в условиях интеграции общего и дополнительного образования: дисс. ….. канд. пед. наук / 13.00.01. – Кемерово, 2010. – 250 с.

  9. Рамзин, А.А. Оптимизация психофизического состояния и профилактика негативных форм поведения подростков в процессе занятий каратэ: автореф. ….. канд. пед. наук: 13.00.04 / ДГАФК. – Хабаровск, 2007. – 24 с.

  10. Ромашов А.А. Педагогические технологии коррекции деликвентного поведения воспитанников школы-интерната средствами физической культуры и спорта: автореф. дисс. …….. канд. пед. наук: 13.00.04 / А.А. Ромашов / ВНИИФК – М., 2007. – 24 с.

  11. Сторожук, С.И. Психолого-педагогическая коррекция агрессивности подростка в процессе социально-культурной деятельности: автореф. дисс. …. канд. пед. наук: 13.00.05 / С.И. Сторожук. – М., 2010. – 24 с.

  12. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. / Л.Б. Шнайдер. - Издательство: Академический проект, Гаудеамус. 2007. - 336 с.

  13. Ягудин З.Г. Социально-педагогические технологии перевоспитания подростков с девиантным поведением: дисс. ……. канд. пед. наук: 13.00.01 / З.Г. Ягудин. – Казань, 2001. – 175 с.


Основные термины: трудных подростков, перевоспитания трудных подростков, дополнительного образования, сферы трудных подростков, подготовленности трудных подростков, подростков средствами физической, физической подготовленности, физической подготовленности трудных, двигательной сферы трудных, средствами физической культуры, общеобразовательных школ, процессе перевоспитания трудных, трудных подростков средствами, девиантным поведением, ценностей трудных подростков, трудных подростков низкий, поведения подростков, сферу трудных подростков, поддержка трудных подростков, педагогического коллектива общеобразовательных

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle