Библиографическое описание:

Кнутарева Н. П. Место регионального компонента в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 111-113.



В статье представлен опыт работы по формированию экологической культуры через региональный компонент. Значение педагогического содействия в регионализации образования и воспитания детей дошкольного возраста. Рассматривается разность понятий «экологическое воспитание» и «экологическая культура», метод моделирования в решении задачпо формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое воспитание, региональный компонент, модель, педагогическое содействие

Педагогу необходимо всегда организовывать работу с воспитанниками содержательно, используя современные педагогические технологии, разнообразные формы и методы. Внедрение новых форм дошкольного образования, введение современных технологий в педагогический процесс обеспечивает поступательное развитие в соответствии с современными требованиями [5, с. 5].

Многие ученые подтверждают значимость педагогического содействия развитию детей дошкольного возраста. Малютина Е. В. учитывая специфику взаимодействия ребенка со Значимым взрослым, акцентирует внимание на помощи и поддержке воспитанников в преодолении препятствия, ориентируясь на имеющиеся у них реальные и потенциальные возможности и способности, на развитие у воспитанников потребностей в успешности самостоятельных действий [4, с. 27].

Важность педагогического содействия воспитанникам в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста отражается и в современных нормативных документах. ФГОС дошкольного образования определяющий требования к структуре образовательной программы и ее объему, одним из направлений образования и развития детей дошкольного возраста, выделяет социально-коммуникативное, в области которого отмечается формирование у дошкольников первичных представлений о себе, окружающем мире, отношении объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей и природы.

Значимость экологического воспитания в современном мире обусловлена не только необходимостью дать детям дошкольного возраста определенные знания, но и обстановкой, которая сложилась в окружающей среде. Актуальным становится получение знаний не только о живой — неживой природе, растительном и животном мире, но и формирование правильного отношения к тому, что нас окружает. Как известно все начинается с детства — и это самый подходящий момент для формирования того как надо воспринимать природу и что «с ней делать», а его никак нельзя упустить. На сегодняшний день многие не осознают важность экологических знаний, дети воспринимают эти знания как неинтересные и сложные.

Успешно решаются вопросы освоения и внедрения программ экологической направленности, в том числе, общей экологической: «Мы. Азбука экологии» Н. Кондратьевой; «Наш дом — природа» Н. Рыжовой; «Мы – земляне» Н. Вересова, «Юный эколог» С. Николаевой; «Цветовая экология» Т. Шпотовой, О. Трушкиной; эколого-социально-культурной: «Семицветик» В. Ашикова, С. Ашиковой, «Мир вокруг нас» Т. Поповой; «Планета — наш дом» И. Белавиной, Н. Найденской; «Паутинка» Ж. Васякиной; «Я — человек» С. Козловой и др.; эколого-правовой и экономической: «Надежда» Т. В. Потаповой и др.; Л. М. Клариной «Экология и экономика для малышей»; «Экономическое воспитание дошкольников» Е. А. Курак и др. Почти все авторы программ уделяют краеведению серьезное внимание [2, с. 68].

Чем же отличается «экологическое воспитание» от «экологической культуры». Экологическое воспитание понятие более узкое, по сравнению с понятием «экологическая культура». Под «экологическим воспитанием» зачастую подразумевают формирование у детей знаний о природе, которая нас окружает. А «экологическая культура», как и любая другая культура — это система отношений к окружающему миру, когда ребенок знает не только что такое экология, но и как к этому всему надо относиться. Наша цивилизация может развиваться дальше только в соответствии с законами природы. И особенно важно делать акцент на ту природу, которая находится рядом, поэтому акцент мы делаем на региональный компонент.

Более десяти лет в детских садах Челябинской области реализуется региональный программно-методический комплекс «Наш дом — Южный Урал», который раскрывает основные сведения о природе Южного Урала, об истории, жизни, быте народов Южного Урала, специфике игрового и речевого фольклора, своеобразии изобразительного искусства [1, с.3]. Реализация регионального компонента, сегодня является неотъемлемой частью образования и воспитания детей дошкольного возраста.

Многие исследователи отмечают возможность использования метода моделирования, который мы использовали в целях облегчить процесс усвоения знаний детьми в области экологического воспитания.

Моделирование в детском саду — это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей [6, с. 61].

Модели — это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами [3, с. 182]. Демонстрация моделей помогает лучше, чем другие средства наглядности, выявить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. Дети с удовольствием разглядывают модели, пытаясь угадать что это, и с удовольствием запоминают все, что учат по ним.

Модели бывают разных типов:

  1. Предметные — в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Например: глобус.
  2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений.
  3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

− развитие умения выделять главное, находить общее и отличия;

− развитие наблюдательности, сообразительности;

− формирование умения выделять связи окружающего мира [6, с. 61].

В условиях проделанной работы по формированию экологической культуры получены следующие результаты:

  1. Разработано перспективное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию экологической культуры с учетом регионального компонента;
  2. Разработано в соответствии с комплексно-тематическим планированием картотеки: «Экологические беседы», «Экологические сказки», «Экологические игры», «Экологические опыты»;
  3. Разработаны экологические альбомы: «Животный мир Урала», «Природа южного Урала», «Опыты с растениями» для уголка природы;
  4. Разработан проект на тему «Мы друзья природы»;
  5. Разработана дидактическая игра «Кто, где живет?» (дети определяют, какое животное, где живет, правильно называют жилище животного и прикрепляют к нему);
  6. Представлен опыт в рамках конкурса «Педагог года в ДОУ 2015»: мастер — класс для педагогов на тему «Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»; НОД «Осенние приключения на лесной опушке» с детьми 4–5 лет;
  7. Представлен опыт в рамках районной методической недели в ДОУ: открытое занятие на тему «Путешествие в весенний уральский лес»;
  8. На очередном заседании методического объединения воспитателей Курчатовского района выступила с темой «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через региональный компонент»;
  9. Приняла участие во Всероссийском фестивале педагогического творчества в номинации «Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование», публикация работы на тему Конспект мастер — класса для педагогов ДОУ «Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников» (Москва, 01 февраля 2016 г.).

Литература:

  1. Бабунова Е. «Наш дом — Южный Урал»: программно-методический комплекс для организаций, использующих образовательные программы дошкольного образования / Бабунова Е., Багаутдинова С., Галкина Л., Градусова Л., Едакова И., Левшина Н., Колосова И., Лопатина Е., Обухова С., Садырин В., Турченко В. — Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. — 255 с. Авторы-составители:
  2. Волобуева Н. Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем (Северо-восток России) [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 68–71.
  3. Каменева Л. А. Мир природы и ребенок / Н. Г. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. А. Каменева. — Москва: Просвещение, 2003. — 319 с.
  4. Малютина Е. В. Педагогическое содействие становлению образа Я ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02 [Текст] / Малютина Екатерина Владимировна; [Место защиты: Челябинский государственный педагогический университет].- Челябинск, 2014.- 159 с.
  5. Малютина Е. В. Реализуем ФГОС ДО: портфолио, как форма организации работы по социально-коммуникативному развитиюребенка дошкольного возраста: Методическое пособие [Текст] / Е. В. Малютина. — Челябинск: Цицеро, 2015. — 35 с.
  6. Романенко О. Г., Данилова Л. И., Дорошина Т. В. Метод моделирования в экологическом воспитании детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 60–62.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle