Библиографическое описание:

Королькова Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 87-90.



Изменения, которые происходят сейчас в нашей стране, оказывают активное влияние на организацию обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Увеличение общей заболеваемости, рост детской инвалидности, неблагоприятная экологическая ситуация, тяжелое положение семей, спад общего уровня культуры побуждают педагогов применять в работе наиболее эффективные формы и методы педагогического воздействия. На данный период эта проблема становится еще более актуальной, так как дети этой категории тоже хотят жить и радоваться жизни, принимая в ней посильное участие. Развитие духовного мира ребенка, его творческих способностей, созидательного отношения к себе и окружающим служит источником укрепления его физического, духовного и социального здоровья. Это дает ему чувство принадлежности к обществу, ощущению нужности, возможность самовыражения, формирования и развития личности.

Актуальность музыкальных занятий заключается в том, что они позволяют каждому ребенку с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. В связи с этим, можно выделить положительную роль музыкальных занятий в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения впечатлений, формирование душевного равновесия. Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи:

 оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, предоставить возможность каждому ребенку ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично;

 нормализация и регуляция психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения;

 тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; формирование правильной осанки и походки;

 развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности;

 обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств.

Для этого на занятиях осуществляется дифференцированный подход к детям, обеспечивается преемственность в усвоении материала и формирования умений и навыков, активизируются самостоятельные и творческие проявления детей в музыкальной деятельности, используется вариативность в построении занятия. Помимо этого, используются педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка, включается различный наглядно-дидактический материал.

Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах деятельности: это слушание, песенки-распевки, потешки, прибаутки, пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен, музыкально-подвижные игры. Очень важным направлением в коррекционной работе является пение, которое издавна используется как одно из средств реабилитации детей с ОВЗ.

Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения, но в результате формируется вокальная и исполнительская культура, умение прислушиваться к инструментальному сопровождению, одновременно осуществляется коррекция имеющихся отклонений в развитии. Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое чувство, умение определять правильное и неправильное исполнение, слушать себя во время пения и слышать других, приобщает к исполнительской деятельности, развивает художественно-эстетический вкус.

В процессе ознакомления и исполнения песен, дети учатся различать добро и зло, уважать труд людей, бережно относиться к окружающей природе и животным, с любовью и уважением общаться с близкими людьми, умению сопереживать и поддерживать других людей. Процесс хорового пения объединяет детей, создает условия для эмоционального позитивного общения, воспитывает культуру поведения, развивает коммуникативные и креативные способности, закрепляет интерес к музыке, развивает музыкальные способности.

Учитывая особенности развития и восприятия детей с ОВЗ, нужно подбирать соответственный этому песенный материал, который должен выполнять не только этическую, нравственную и эстетическую функцию, но и способствовать умственному, физическому и творческому развитию, используя при этом игровые моменты для развития и поддержания интереса к музыкальной деятельности. Для этого исполняются песенки-потешки, попевки, народные прибаутки, скороговорки, игры «в имена», «вопрос-ответ», пение с аккомпанементом и без него. Например, песенки-попевки: «Приди, солнышко», «Зайка», «Ладушки», «Петушок», «Сорока», «Две тетери», «Дождик», «Часики», «Птичка», «Во поле береза», «Как у наших у ворот» и другие.

Особый интерес, в связи с этим, представляют пальчиковые игры, которые способствуют естественной связи между движениями рук и произношением слов. Исследователи, занимающиеся изучением механизма речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Пальчиковые игры интересны тем, что представляют собой театр, где актерами являются пальцы и доступность в исполнении.

Учитывая все перечисленное, можно отметить, что пальчиковые игры:

 развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

 «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);

 повышают общий уровень организации мышления.

Например, пальчиковые игры: «Осень», «Капельки», «Капуста», «Мошка», «Веселые ежата», «Мышки-шалунишки», «Лягушата», «Помощники», «Очень вкусно», «Ежик», «Обезьянки», «Цветок» и другие.

Для работы над мелкой моторикой рук, прежде всего, используются готовые игрушки с наполнителем «Су-джок», шары Здоровья, орехи рудакша, а также упражнения пальчиковой гимнастики. Особенно детям нравятся игровые упражнения сшарами «Су-джок» и надевание пружинок поочередно на каждый палец обеих рук. Эти упражнения очень направлены на развитие ладоней рук и пальчиков, что, по мнению психологов, улучшает память, внимание, воображение, координацию, а также мелкую моторику рук и мозговую деятельность.

Эффективны в работе упражнения на координацию речи идвижений: ритмодекламация, логопедическая ритмика, музыкально-подвижные игры. Речь, музыка, движения между собой очень взаимосвязаны и дополняют друг друга. Благодаря этим компонентам активно укрепляется речевой и мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные и детская мимика. Все это вместе взятое повышает интерес детей к занятиям, пробуждает их фантазию.

Ритмодекламация — чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения. Отстранение от пения здесь связано с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребенка говорить) и направлено на развитие речевого и музыкального слуха. Специально подобранные четверостишия помогают детям почувствовать ритм. Применение ритмодекламации помогает формированию естественного звучания голоса, выработки речевого дыхания, выразительности исполнения. Например, стихи: А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, Б. Заходера, русские народные потешки и прибаутки и т. д.

Логопедическая ритмика — сочетание слова с движением или пением, способствующим нормализации речи. Способствует развитию речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи, правильного дыхания, слухового внимания, мимики, двигательных умений и навыков.

Применяя на занятиях логопедическую ритмику, дети учатся соотносить свои движения с определенным темпом и ритмом, а музыкальное сопровождение развивает слух, музыкальную память. Например, такие игры: «Листочки», «Солнышко и тучка», «Кто скорей возьмет грибок», «Воробьи, воробушки», «Игра в снежки», «Мартышки» и другие.

Особое внимание стоит уделить обучению игре на детских музыкальных инструментах, оценивая большую значимость этого вида музыкальной деятельности.

Использование детских музыкальных инструментов на занятиях способствует решению следующих коррекционных задач:

 развитие внимания, памяти, чувства ритма, которые важны для совместного вступления и исполнения;

 формирование координации движений при игре на ложках, бубне, барабане, погремушке, маракасе, треугольнике и т. д.;

 развитие мелкой моторики при игре на треугольнике, колокольчиках и т. д.;

 развитие музыкально-ритмического чувства;

 формирование навыков коллективной деятельности.

Например: русские народные песенки, потешки, детские песенки, небольшие пьесы, марши и т. д.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь в активное освоение окружающего мира, помочь овладеть способами познания связей между предметами и явлениями помогает игра. Включение игровых приемов имеет особое значение, так как игра является основной формой деятельности детей. В играх развивается внимание, память, наблюдательность, воображение, творческие способности, закрепляются навыки движений, которые становятся более точными и координированными, дети приучаются ориентироваться в пространстве, сотрудничать, снижается психоэмоциональное напряжение.

Ребенок нуждается врадости. Его пребывание на занятиях нужно сделать интересным, вызывающим возвышенные чувства.Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными — это мертвый груз. Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми, является игротерапия.

«Учить, играя!» — такой вывод был сделан в результате напряженныхпоисков и размышлений наших замечательных педагогов и психологов. Использование игровых приёмов во время занятия способствует поддержанию интереса, удерживает внимание ребенка. Каждый день учить светло, радостно, без принуждения и надрыва.

Все мы родом из детства, но как часто мы не понимаем детей и требуем от них взрослого поведения.Проявляя настойчивость, необходимо создавать интерес к деятельности, в процессе которой можно формировать желание учиться. Важно помнить, что учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил.

Поэтому неотъемлемым компонентом для детей являются музыкально-подвижные игры (игры под пение, под инструментальную музыку, сюжетные и бессюжетные).

Ценность данных игр:

 являются эффективной формой психологического переключения во время занятий;

 дают детям возможность ощущать и управлять своим телом;

 развивают двигательные способности памяти, речевое интонирование, чувство ритма;

 учат бережно относиться к другим детям, помогать друг другу и сотрудничать.

Например, такие игры: «Небо, воздух, земля», «Ножками затопали», «Птицы», «Моем руки», «Заинька-зайка», «Мячик», «Летает — не летает» и другие.

Для поддержания интереса детей и развития их эмоциональной сферы, желательно использовать театрально-игровую деятельность. Она стимулирует у детей желание контактировать со сверстниками и взрослыми, вызывает интерес в исполнении песенок и потешек по ролям, помогает имитировать движения и повадки птиц и зверей, развивает образно-игровые проявления при использовании элементов костюмов. При подготовке к инсценировке у детей развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, умение ориентировки в пространстве, желание проявить свои индивидуальные способности.

Использование театрализованной деятельности на занятиях способствует самореализации и развитию самоуважения у детей, что в дальнейшем способствует формированию позитивной самооценки и положительных личностных качеств.

Для выявления достигнутых результатов обучающихся проводится промежуточная и итоговая аттестация в формах, определенных данной программой, и в порядке, установленном образовательным учреждением. В структуру программы включены, в виде приложений, оценочные материалы, которые отражают перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.

По результатам мониторинга прослеживается стабильная динамика в формировании у детей интереса к музыкальной деятельности, любви к пению, музицированию, осознанию связи музыкального искусства с окружающим миром.

Максимальное развитие личности каждого воспитанника осуществляется в процессе творчества и сотрудничества педагогов, воспитанников и родителей. Свои таланты дети демонстрируют на концертах, фестивалях и праздничных массовых мероприятиях.

Огромные возможности открывает совместная работа педагога по музыке с педагогами театрального и хореографического направления. В процессе такой деятельности дети получают яркие эмоциональные впечатления, приобретают художественно-эстетический опыт, получают возможности для самореализации, раскрытия своих способностей в различных видах деятельности, развивают коммуникативные навыки.

Таким образом, исходя из всего выше перечисленного, можно сделать вывод, что музыкальное занятие является эффективным и действенным средством в организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ, способствующим развитию положительного психоэмоционального состояния, повышающим интерес к окружающему миру, позволяющим ощущать ребенку себя успешно и комфортно.

Литература:

  1. Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр дл развития дошкольников. — Ярославль: Академия развития, 2008. — 96 с.
  2. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду. — Ярославль: Академия развития, 2006. — 120 с.
  3. Котышева Е. Н. Музыкальная коррекция детей с ОВЗ. — Омский вестник: Издательство Речь, 2010.
  4. Котышева Е. Н. Музыкальная терапия для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. — Психологическая газета, 2008.
  5. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle