Музыка как язык общения детей с особенностями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Дулина Ю. А. Музыка как язык общения детей с особенностями // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 488-491. — URL https://moluch.ru/archive/146/41041/ (дата обращения: 22.09.2018).



В статье описывается опыт музыкально-коррекционной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения в развитии. Рассказываются основные принципы воздействия, приводится пример ребенка с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), разработка специальной программы, результаты наблюдений.

Ключевые слова: специальная коррекционно-развивающая среда, ОВЗ, глубокие нарушения развития, коррекция, музыкальные занятия, двигательные нарушения, активное музицирование, гармонизация эмоционального состояния

Музыкальные занятия в специализированных учреждениях.

В данной статье описывается опыт музыкально-коррекционной деятельности с детьми имеющими задержки развития при ОВЗ или тяжелым нарушениями ОВЗ. Обычно такие дети оказывались вне сферы народного образования, попадая в ведение органов социальной защиты. Чаще всего родителей активно уговаривали отказаться от своего ребенка, отдав его под опеку государства. Дом малютки, детский дом, психоневрологический интернат — вот жизненный путь такого ребенка. Однако наиболее активные родители и неравнодушные педагоги отстояли право «особых» детей на образование. [2, с. 116].

В 2015 году Свято-Софийский детский дом принял 22 ребенка с множественными нарушениями развития из государственного интерната ДДИ № 15. На протяжении 8 лет дети жили в очень тяжелых условиях и многие дети только попав в детский дом, начинали самостоятельно есть, садиться, ходить, улыбаться, общаться с сестрами и персоналом.

Перед воспитателями, дефектологами, специалистами ЛФК встала серьезная задача о создании новых обучающих и развивающих программ по адекватным возможностям и потребностям подопечных.

Музыка в занятиях с детьми, имеющих глубокие нарушения развития, очень важна. Язык музыки, более архаичный, чем речь, глубинный, часто остается чуть ли не единственным средством коммуникации с неговорящим человеком [2, с. 117].

Выделим основные точки воздействия музыки на психическое развитие детей с глубокими нарушениями здоровья:

− обогащение слухового и целостного сенсорного опыта;

− слуховая ориентация и пространственные представления;

− формирование канала экспрессии эмоций;

− развитие интонационного языка общения с людьми;

− создание настроения, эмоционального фона жизни.

Основные принципы воздействия на детей ОВЗ.

Особое место в воспитании и образовании наших подопечных занимали регулярные уроки музыки.

Вот основные цели и задачи: компенсация и активизация развития ребенка, приведение его в контакт с самим собой и другими людьми, уравновешивание эмоциональных состояний.

При работе над программой был использован опыт музыкально-двигательного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [1; 4]. Программа была разработана с учетом фактического возраста детей и в разных группах отличалась. Однако сам сценарий урока, логика его проведения оставались неизменными.

Программа включала:

− двигательно-ритмические упражнения, хороводы, танцы;

− специализированное интонационное общение;

− звучащие образы (персонажи) в контексте урока;

− слушание и музицирование.

Для иллюстрации опишем случай из опыта работы с детьми из Свято-Софийского детского дома. Некоторые данные получены от коллег, воспитателей, которые занимались с этими детьми.

Федя 16 лет. Диагноз – ДЦП с нарушением зрения. Мальчик не ходил, не ползал. Почти все время до 14 лет проводил лежа и только попав в детский дом, научился сидеть. Куратор детского дома обратила внимание на то, что есть подопечный невидящий мальчик у которого отсутствует речь, но он удивительно поет и откликается на музыку. При первом знакомстве с Федей так и не удалось войти с ним в контакт. При дальнейшей работе ярко проявились трудности понимания речи: Федя не реагировал на обращенную к нему речь, не откликался на свое имя. Но если обращались к Феде вокализом на распев, то он живо реагировал и откликался. К общению с окружающими, в том числе с воспитателями не стремится, хотя где-то интуитивно чувствуется в нем тяга к своему куратору (за каждым подопечным закреплен куратор, который проводит с ним больше времени, чем с остальными). Воспитатель включал музыку и Федя не смело, но издавал звуки, а потом все смелее и смелее подпевал. Мальчик обладает чистым, красивым тембром. Федя может в инструментальной музыке слышать нижние партии и им подпевать, а в вокальных произведениях подстраивать к голосу солиста вторую партию.

Через месяц регулярных занятий поведение Феди изменилось: с готовностью и присущей ему радостью исполнял знакомые песни. На уроках Федя при новом материале никогда не дослушивал до конца песни, а начинал сразу подпевать. Интересно то, что иногда ему скучно петь одну песню по несколько раз и он придумывает разные подголоски гармонически подходящие, а иногда импровизирует, не уходя из тональности и не меняя гармонию. Нельзя с точностью сказать, что он не слышит речь- ведь под связующие стихи в музыкальном уроке Федя придумывал очень интересные мелодии.

Однако и теперь он не реагировал на устные инструкции, а ориентировался только на музыкальные произведения. Стало очевидно, что грубая недостаточность понимания речи является тем барьером, который не позволяет у него развиваться собственной устной речи. Было сделано предположение, что позднее развитие при его физиологических особенностях и слабость межполушарного взаимодействия, послужили причиной отставания в развитии понимания речи, а вместе с ним и развитие устной речи. А так же нарушения во втором функциональном блоке мозга — (блок приема, переработки и хранения информации), где Федя, как раз, может, сохранить в памяти и удержать музыкальные образы, запоминает названия песен и текстов. Однако одними из наиболее сложных способностей, связанных с работой структур второго блока, являются пространственно-временные представления, позволяющие ориентироваться в окружающем пространстве и в собственном теле- отсутствуют в данном случае. Пространственно-временные представления имеют сложную мозговую организацию. А. Р. Лурия указывает на ряд структур, участвующих в данном процессе: полукружные каналы внутреннего уха, аппараты глазодвигательных мышц и бинокулярного восприятия, тактильно-кинестетический анализатор.

Так, широко известно, что дети с нарушениями различных анализаторов, рано лишенные необходимого сенсорного опыта, испытывают затруднения при усвоении пространственных характеристик окружающего мира. К примеру, у Феди имеются нарушения зрения и двигательной сферы, и эти недостатки помешали полноценному развитию пространственных представлений и явились причиной искажения информации, на основе которой и должно было строиться его представление о мире и о собственном теле. Таким образом, представляется, что для развития пространственно-временных представлений у Феди имеет смысл работать над актуализацией процессов, которые обеспечиваются правым полушарием. Одним из средств являются музыкальные занятия. Для детей с тяжелыми нарушениями развития, как у Феди- такие игры и упражнения оказываются недоступными, так как уровень пространственных представлений отстает от того, на который рассчитаны существующие программы. Однако в частности у Феди игры несут эмоциональный отклик.

Проведенная после этого коррекционная работа дала положительные результаты. Федя продолжает активно пользоваться своим голосовым аппаратом, для воспроизведения музыки и однозначно, что он от этого получает большое удовольствие.

Многие другие случаи с которыми приходится сталкиваться, работая с детьми с особенностями, показывают различные нарушения высших психических функций ребенка. Однако в силу многих причин (тяжесть нарушений развития, отсутствие мотивации к общению и взаимодействию и др.) диагностика состояния детей с множественными нарушениями развития часто бывает затруднена. Основная информация о ребенке и его возможностях может быть получена посредством наблюдения и опроса воспитателей и родителей, для ее объективной оценки специалисту необходим адекватный аппарат анализа. Именно такой подход позволит разработать эффективную коррекционную программу. [3, с. 30]

Взаимодействие на музыкальных занятиях.

Ребенок не владеющий речью, может откликаться на пение взрослого собственной вокализацией, что дает возможность организации довербального (музыкального) диалога. А это в свою очередь дает возможность поставить задачу не только активизировать вокализацию ребенка и придания ей коммуникативной формы, но и в последствии ее произвольной организации-возможности обращаться ко взрослому, выражать просьбу.

Если ребенок самостоятельно передвигается, способен к совершению произвольных движений по инструкции или по показу, то он может освоить танец, в котором будут решаться задачи развития возможностей пластического диалога, подражания, произвольной организации, развития общей моторики, двигательной координации и т. д.

Музыкальные занятия могут включать в себя и музыкальные игры. Они позволяют вовлечь ребенка в процесс на музыкальном занятии, где преобладает сенсорная составляющая. Также есть игры, где деятельность не сводится к пению, игре на инструментах или танцу, хотя они могут включать их как одну из составляющих.

В заключение можно сказать, что песни, образы, ритм — действенное средство коррекции эмоционально-волевых нарушений поведения детей. Проживание определенного эмоционального состояния телесно в простом танце, хороводе наиболее адекватно уровню развития «особых» детей. Фольклорная форма музицирования — песне-пляска — целостно воздействует на человеческое существо, вовлекая каждого в совместное действо. В процессе занятия активность телесная трансформируется в душевную активность, интерес. Уже на первом занятии может возникнуть проблеск подлинного интереса и к музыке, и к жизни, но для достижения стабильного результата необходимы годы систематической работы. [2, с. 121].

Литература:

  1. Айламазьян А. М. Метод музыкального движения в практике дошкольного и начального школьного образования: методические материалы. (ФГОС «Дошкольное образование»). М.: ФИРО, 2013.
  2. Музыкальное движение педагогика, психология, терапия // Журнал практического психолога. — 2015. — № 3. — 208 с.
  3. Константинова И. С. Музыкальные занятия с особым ребенком— М.: Теревинф, 2013. — 352 с.
  4. Руднева С. Д., Фиш Э. М. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский дом, занятие, глубокое нарушение развития, основной принцип воздействия, нарушение зрения, музыкально-коррекционная деятельность, множественное нарушение развития, игра, эмоциональное состояние.


Ключевые слова

коррекция, ОВЗ, специальная коррекционно-развивающая среда, глубокие нарушения развития, музыкальные занятия, двигательные нарушения, активное музицирование, гармонизация эмоционального состояния

Похожие статьи

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые...

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, множественное нарушение развития, нарушение, Занятие, социализация детей, основа формирования системы, категория детей, основной диагноз, ножка.

Обучение детей с комплексными нарушениями развития

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная сфера, глубокая умственная отсталость, психическое недоразвитие, множественное нарушение развития, эмоционально-волевая...

Музыкотерапия как метод коррекции функциональных нарушений...

Музыкально-коррекционное занятие должно быть неотъемлемой частью комплексной реабилитационной программы обучения, воспитания и коррекции развития детей с сенсорными, моторными, интеллектуальными нарушениями...

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.

Раннее детство — наиболее значимый этап с точки зрения психолого-педагогического воздействия.

Театрализованная деятельность как средство социализации...

Основные термины (генерируются автоматически): множественное нарушение развития, ребенок, театрализованная деятельность, занятие, социализация детей, распределение ролей, работа, окружающий мир, игра, театрализованная игра.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, развитие, музыкальная деятельность, мелкая моторика, логопедическая ритмика, окружающий мир, пение, коррекционная работа, занятие.

Влияние занятий в сенсорной комнате на психическое...

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения в дошкольной образовательной организации основывается на исследованиях О. Л. Алексеева, Л. П. Григорьевой, В. П. Ермакова, М. И. Земцовой, А. В. Кручинина, В. З. Кантора, А. Г. Литвака, Д...

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей...

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, ребенок, физическое развитие, коррекционная ритмика, двигательная сфера, движение, пространственная ориентировка, развитие, двигательная активность, музыка.

Игра в социальной реабилитации детей с множественными...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, множественное нарушение интеллекта, множественное нарушение здоровья, ходя игры, игровое взаимодействие, игровая ситуация, процесс игры, игровая деятельность, творческая активность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые...

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, множественное нарушение развития, нарушение, Занятие, социализация детей, основа формирования системы, категория детей, основной диагноз, ножка.

Обучение детей с комплексными нарушениями развития

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная сфера, глубокая умственная отсталость, психическое недоразвитие, множественное нарушение развития, эмоционально-волевая...

Музыкотерапия как метод коррекции функциональных нарушений...

Музыкально-коррекционное занятие должно быть неотъемлемой частью комплексной реабилитационной программы обучения, воспитания и коррекции развития детей с сенсорными, моторными, интеллектуальными нарушениями...

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.

Раннее детство — наиболее значимый этап с точки зрения психолого-педагогического воздействия.

Театрализованная деятельность как средство социализации...

Основные термины (генерируются автоматически): множественное нарушение развития, ребенок, театрализованная деятельность, занятие, социализация детей, распределение ролей, работа, окружающий мир, игра, театрализованная игра.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, развитие, музыкальная деятельность, мелкая моторика, логопедическая ритмика, окружающий мир, пение, коррекционная работа, занятие.

Влияние занятий в сенсорной комнате на психическое...

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения в дошкольной образовательной организации основывается на исследованиях О. Л. Алексеева, Л. П. Григорьевой, В. П. Ермакова, М. И. Земцовой, А. В. Кручинина, В. З. Кантора, А. Г. Литвака, Д...

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей...

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, ребенок, физическое развитие, коррекционная ритмика, двигательная сфера, движение, пространственная ориентировка, развитие, двигательная активность, музыка.

Игра в социальной реабилитации детей с множественными...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, множественное нарушение интеллекта, множественное нарушение здоровья, ходя игры, игровое взаимодействие, игровая ситуация, процесс игры, игровая деятельность, творческая активность.

Задать вопрос