Библиографическое описание:

Жданова Ю. А. Структура урока в рамках реализации системно-деятельностного подхода [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 76-78.



Современная социальная действительность выдвигает все новые и новые требования к образованию. Это продиктовано самой жизнью. Наша жизнь стремительно меняется, внедряются новые технологии, появляется огромный поток информации, в которой каждому из нас порой трудно разобраться. В этих условиях школа должна готовить учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому наша задача сегодня не в том, чтобы дать ученику необходимые знания, сколько обеспечить ему условия для общекультурного, познавательного, личностного развития, проще говоря, научить его учиться.

По сути, в этом и состоит главная задача нового стандарта образования, который предполагает изменение системы образования: переход от объяснения к деятельности. В основу нового образовательного стандарта был положен системно-деятельностный подход.

На самом деле, системно-деятельностный подход — это не такое уж и новое явление. Еще Л. Н. Толстой говорил: ««Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Само понятие было введено в обращение еще в 1985 году как синтез классического системного подхода в обучении и деятельностного подходов.

В чем же современная суть этого подхода? Слова К. Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Таким образом, меняется роль учителя в образовательном процессе. Теперь учитель не источник знаний, а скорее проводник, инструктор, который поможет организовать процесс поиска информации, и применения полученных знаний на практике. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Каждый раз, готовясь к очередному уроку, мы задаем себе одни и те же вопросы:

А) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

Б) какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть;

В) какие методы и средства обучения выбрать;

Г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;

Д) как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.

В данном случае, успех урока зависит от таланта и мастерства учителя, его умение организовать «поиски» на уроке, умение управлять, и не натаскивать. Самое сложное для учителя перестроиться самому, стать этим самым проводником, инструктором, организатором получения знаний. Но это сложно лишь на первый взгляд. У каждого из нас есть огромный багаж опыта, знаний, умений, каждый из нас владеет огромным багажом педагогических технологий, с помощью которых можно реализовать эти новые требования.

Структура урока на основе деятельностного подхода к обучению включает в себя следующие этапы:

1) мотивационно-ориентированный этап.

2) постановка проблемы

3) открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

4) формирование и закрепление полученного опыта. решение проблемы, применение знаний и умений

5) рефлексия

6) домашнее задание.

Существует очень много приемов, видов и форм учебных заданий деятельностного метода обучения.

Остановлюсь на некоторых из них.

1. Побуждающей силой является мотив. Многие учителя говорят «Приведите нам учеников, которые хотят учиться, и мы научим их всему». Но по данным статистики приходя в 1 класс всего 50 % обучающихся хотят учиться, а к концу 1 полугодия таких остается только 20 %. И именно поэтому мотивационный этап наиболее важен в процессе обучения. Скорее это залог успешного урока. На этом этапе следует не только создать ситуацию психологического настроя на урок, но и поставить проблему.

– пожелания друг другу

– положительный настрой

– подумать, что пригодиться для успешной работы на уроке

– девиз, эпиграф

– знакомство с планом урока

– притча

– рассказ о реальных событиях

Ребята без труда формулирую тему урока, которую впоследствии записываем на доску.

2. На этапе осмысление учебных задач или актуализации знаний очень важно, чтобы ребята смогли поставить цели, определиться с практической значимостью изучаемого материала. Для этого можно использовать:

– мини-задания каждому (как часть А и В в ЕГЭ)

– Приемы — «Я уже знаю», «Ключевые слова», «Кластер». Составление таблицы «я уже знаю- я хочу узнать» поможет сформулировать задачи урока и в конце занятия вернувшись к ней подвести итоги урока и определить домашнее задание.

– Технология — «Ассоциативный ряд». Ассоциативный ряд начинается с ключевого слова темы, записанного на доске. Учащимся предлагается записать (назвать) или поделиться с соседом ассоциациями и выбрать наиболее «удачные». В результате на доске появляется либо структурно-логическая схема, либо таблица, позволяющая классифицировать ассоциации учащихся…

Технология — «Атака мыслей». Цель: решение проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся.

«Верю — не верю»Ученикам по группам или индивидуально нужно доказать или опровергнуть изложенные факты.

— Проблемная ситуация (проблема записывается на доске). Например,

Пример. Тема «Права несовершеннолетних по трудовому законодательству». 9 класс.

Задание: «Предприниматель А. принял на работу 14-ти летнего Б. в качестве грузчика на оптовый склад табачных изделий на следующих условиях:

– 6-дневная рабочая неделя, продолжительность рабочего дня 8 часов;

– ежегодный оплачиваемый отпуск —2 недели;

– испытательный срок при приеме на работу — З месяца.

Вопрос: Какие права несовершеннолетнего Б. в сфере трудового законодательства были нарушены?»

3. На этапе открытия нового знания обучающиеся сами добывают знания, решают проблемные ситуации.

– проблемное обучение (это всегда противоречие)

– работа с текстом (В Дании, где ФГОС на практике, отдельный урок — «Анализ учебного текста», поэтому легче историкам, литераторам и т. д.

– групповая форма (по ФГОС 5 групп по 5 человек). Например, урок в 7 классе «17 век — Бунташный век». Карточки для групп: медный бунт, соляной бунт, восстание Степана Разина (1 этап), восстание Степана Разина (2 этап), выступления старообрядцев.

Пошаговые карточки, у каждого в группе своё задание, но выливается в общее (дата восстания, место, участники, причины восстания, повод к восстанию, основные события, результат);

– практические задания (рабочие тетради, тесты);

– игра (морской бой, аукцион знаний, крестики нолики).

4. На этапах формирования и закрепления полученного опыта деятельность ученика не должна сводиться к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, так как при этом мало развиваются способности и умения учащихся, такие как:

– умения видеть проблемы,

– ставить вопросы,

– анализировать и сопоставлять факты,

– выделять элементы целого и творческое мышление.

Я стараюсь использовать частично-поисковые, проблемные, интерактивные методы:

– Дискуссии

– Дебаты

– Ролевые игры

– Различные виды групповых работ

– Деловые игры

– Турниры знатоков

– Организация работы с текстом.

Формы:

  1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.
  2. Комментированное чтение текста.
  3. Аналитическое чтение текста.
  4. Разбить текст на смысловые части.
  5. Составление тезисного плана.
  6. Составление таблиц.
  7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
  8. Составление логической схемы.

Приемы «Пометки на полях», «Плюс и минус»Цель этого приема — показать неоднозначность любого общественного и исторического явления, например: Найти отрицательное и положительное в реформе.

«Три предложения» (передать содержание 3-я предложениями).

В играх (ролевые, маршрутные, конкурсные) моделируется ситуация. В ролевых ситуациях (их можно придумать бесконечное множество) ученики, становясь родителями и детьми, врачами и пациентами, друзьями и врагами, соседями, разрешают жизненно важные проблемы взрослых.

«Ситуации». Цель — закрепить и обобщить знания. Класс делится на группы, каждая из которых получает задание: придумать жизненные ситуации нарушения прав человека. Одна группа рассматривает гражданские права, другая — политические, третья — социальные, четвёртая — экономические. Далее ситуации зачитываются или даже инсценируются группой.

«Парные карточки». Готовится набор карточек, которые могли бы составить пары.

Конкурсные игры на уроках повторения.

Написание эссе.

– ПОПС — формула

– МОПС — формула (мнение — объяснение — пример — следствие)

Фома Неверующий: ученик участвует в управлении обучением, исполняя роль недоверчивого ученика. Как только произносится нечто, что может вызывать сомнения у учеников, Фома поднимает руку. «Я не верю! Докажите, что…»

Подготовка творческих работ: рисунок, плакат, синквейн

Исследовательские методы: работа над проектом, социологический опрос, исследование.

5. Задача последнего этапа — самоконтроль и самооценка. Это позволяет учащимся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий. Важно, чтобы на этом этапе урока каждый ученик почувствовал ситуацию успеха: «Я могу» и у него возникло желание закрепить удачный результат.

– воспроизводящая: задания на закрепление (письменно или устно), синквейн (словесная)

– самооценка работы на уроке (оценивание понимания темы урока, своей индивидуальной работы и работы в группе, работы группы в целом)

6. Также немаловажно организовать и домашнюю работу обучающихся. Домашнее задание — это продолжение работы на уроке.

– записано на доске

– разноуровневое: даётся максимум, дети выбирают минимум

– дом. зад. по желанию,

– творческое задание (составить презентацию, подготовить домашний проект, написать эссе)

На каждом этапе следует стремиться развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. Главное в деятельностном методе — это деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.

Результаты реализации деятельностного подхода:

– активизируется познавательная деятельность учащихся на творческой основе;

– учащиеся приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию;

– вырабатываются навыки критического анализа текста;

– создается ситуации успеха для каждого школьника;

– актуализируется мыслительной деятельности школьников.

Трудности внедрения деятельностного подхода.

Сложности вызывают виды работы, где требуются большие затраты времени на подготовку, определенная база знаний, мыслительная деятельность, умение выступать: семинары, диспуты, ролевые игры.

Закончить мне бы хотелось словами Николая Рериха: «Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель: но учитель… может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы, они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества».

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 — № 4. — С18–22.
  2. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  3. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — Москва, 2006 г
  4. Кудрявцева, Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№ 4.-С.13–27.
  5. Купавцев А. В. Деятельностный аспект процесса обучения/А. В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№ 6.-С.44–66.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle