Библиографическое описание:

Полетаева О. В., Захарова Л. О., Мирзебалаева Л. З., Шилина Н. В., Борохович Л. Ю. Проблемные ситуации в организации образовательного процесса в ДОО // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 118-120. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2177/ (дата обращения: 24.02.2018).



Технология проблемного обучения детей была предложена американским педагогов и психологом Дж. Дьюи. В основу технологии Дж. Дьюи положил проблемные ситуации, как мощный способ развития психических и познавательных процессов детей. Кроме того, решение проблемных ситуаций позволяют детям развивать инициативу и самостоятельность, что является необходимым условием реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

От педагога требуется организация такого образовательного процесса, в котором ребенок будет выступать как деятель. В процессе проблемного обучения в МАДОУ МО г. Краснодар «Центр — детский сад «182» педагоги используют методы, требующие от детей активной творческой позиции, желание узнать что-то новое, самостоятельно решать возникающие затруднения.

Проблемные ситуации, которые используются в детской образовательной организации подразделяются на педагогические и психологические ситуации. Педагогическая проблемная ситуация имеет в своей основе вопросы, посильные для детского восприятия и самостоятельного решения. Они могут использоваться на разных этапах развития ребенка дошкольного возраста. Психологические проблемные ситуации могут создаваться педагогом для работы с конкретным ребенком и основаны на наблюдениях за деятельностью детей.

Рассматривая вопрос о применении проблемного подхода в организации образовательной деятельности, что очень актуально в современном дошкольном образовании, для начала необходимо рассмотреть принципы организации современного образовательного процесса (табл. 1).

Таблица 1

Принципы организации современного образовательного процесса

Название принципа

Характеристика принципа

Принцип развивающего обучения

Ориентация содержания дошкольного образования на «зону ближайшего развития».

Принцип деятельностного подхода

Развитие самой деятельности, ее основных компонентов (постановка цели, выбор средств, нахождение способов и использование их в новых ситуациях, рефлексия) способствует развитию ее субъекта — ребенка.

Принцип системного подхода

Реализация содержания в последовательности «от общего к частному». Частное рассматривается во взаимодействии с другими объектами или явлениями, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости.

Принцип интеграции

Существенно обогащает, способствует смысловому углублению имеющихся знаний, расширяет ассоциативное информационное поле детей.

Принцип создания проблемных ситуаций, провоцирующих активность ребенка

Создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанной с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска. В результате у детей развивается поисковая деятельность направленность на достижение цели, а найденные им способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях, что говорит о развитии мышления.

Принцип диалогового взаимодействия ребенка ивзрослого; детей между собой

Создает оптимальные условия для создания ситуации успеха. Каждый ребенок чувствует себя нужным, умелым, уверенным, в случае необходимости получает помощь взрослого.

Принцип учета индивидуальных особенностей

Учет индивидуальных особенностей и способностей ребенка: лидерство, инициативность, решительность, разницы в возможностях и темпе выполнения задания, типа темперамента и т. д.

Принцип учета специфики полоролевого развития

Учет психологических различий мальчиков и девочек в различных видах деятельности

Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей

Реализация регионального компонента.

Данные принципы все-таки имеют отличия от тех, которые использовались в традиционном подходе. Все они основаны на деятельностном подходе. Хочется особо отметить последние два принципа. Если строить образовательный процесс с учетом этих принципов, вы убедитесь, что они существенно обогатят образовательный процесс в вашем детском саду. Вы также будете реализовывать индивидуальный и региональный компонент.

Хочется поподробнее остановиться на одном из основных принципов: принципе создания проблемных ситуаций, провоцирующих активность ребенка (для формирования субъектности это очень важно).

Структурной основой любой формы работы с детьми и мотивационной основой познавательно-исследовательской деятельности дошкольников может стать проблемная ситуация. Проблемный подход позволяет создать условия для усвоения культурного опыта, актуализировать имеющийся опыт ребенка, повысить личностную значимость.

Создание проблемной ситуации — наиболее сложный и ответственный момент конструирования занятия.

Требования ксозданию проблемной ситуации (поА.М.Матюшкину)

− решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;

− формулировка проблемы должна быть ясной и свободной от непонятных ребенку слов и выражений;

− проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка;

− проблемная ситуация должна бросать вызов детской любознательности;

− в процессе решения проблемной ситуации должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней.

При проблемном подходе взаимодействие с дошкольниками лучше начинать с приемов, позволяющих удивить, заинтриговать детей, вызвать положительные эмоции, чем с вопросов и проблем, вызывающих затруднение, чувство беспомощности. Именно удивление может стать стимулом к началу поисковой, творческой, познавательной деятельности. Отрицательные эмоции могут стать толчком к негативному отношению к новому и даже к педагогу.

Что касается структуры занятия на основе проблемного подхода, то это может выглядеть так (табл. 2).

Таблица 2

Структура игрового занятия на основе проблемного подхода

Компонент деятельности

Этап занятия

Задачи, решаемые всовместной деятельности педагога идетей

Проблема — цель работы детей на занятии (мотив)

мотивационно-ориентировочный

Выявление сути проблемы, актуализация потребности ее разрешить, формулирование цели, предложение по инициативе детей

План

поисковый

Поиск путей решения проблемы, необходимых путей, разнообразных вариантов, определение порядка действий

Исполнительские действия

практический

Реализация плана (использование педагогом различных форм организации детской деятельности, позволяющих с одной стороны, разрешить проблему, а с другой — решить поставленные образовательные, воспитательные и развивающие задачи)

Оценка

рефлексивно-оценочный

Выявление факта путей достижения цели (решения проблемной ситуации), оценки собственных усилий и действий

Тогда возникает вопрос: как педагогу научиться сформулировать проблемную ситуацию или проблемный вопрос, чтобы достичь поставленной цели и задач на занятии? Предлагаем примерные педагогические ситуации для развития этого навыка.

Практикум «Формулирование проблемы, описание проблемной ситуации»

Ситуация 1.

возраст детей: 5 лет

образовательная область: «Познавательное развитие»

задачи: обобщить и дополнить знания детей о зимующих птицах, учить использовать свои знания для решения проблемной ситуации

персонаж, ситуация: в гости к детям прилетел снегирь (или другая птица, зимующая в вашей местности), он собирается лететь дальше на юг (на север — в зависимости от сроков проведения занятия)

задание: сформулировать проблему, возможную цель работы детей на занятии; план по разрешению проблемы, наметить формы работы с детьми и виды детской деятельности по разрешению проблемы.

проблема:

цель работы детей на занятии:

план по разрешению проблемы:

формы работы сдетьми/виды детской деятельности:

Ситуация 2.

возраст детей:6 лет, подготовительная группа

образовательная область: «Познавательное развитие»

задачи: обобщить и дополнить знания детей о строительных профессиях, материалах, из которых строят жилища

персонаж, ситуация: поросята из английской народной сказки в обработке С. Михалкова «Три поросенка»

задание: сформулировать проблему, возможную цель работы детей на занятии; план по разрешению проблемы, наметить формы работы с детьми и виды детской деятельности по разрешению проблемы в соответствии с задачами

проблема:

цель работы детей на занятии:

план по разрешению проблемы:

формы работы сдетьми/виды детской деятельности:

Литература:

  1. Педагогическое взаимодействие в детском саду. Метод. Пособие / под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2013. — 128 с.
  2. Тавберидзе В. А., Калугина В. А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя ДОУ — М.: Школьная пресса, 2008. — 160 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. М.: ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проблемной ситуации, проблемных ситуаций, Проблемные ситуации, проблемная ситуация, образовательного процесса, проблемные ситуации, проблемной ситуации должна, проблемного обучения, ксозданию проблемной ситуации, Создание проблемной ситуации, решение проблемной ситуации, проблемного подхода, Психологические проблемные ситуации, проблемного обучения детей, примерные педагогические ситуации, создания ситуации успеха, психологические ситуации, развития ребенка дошкольного, ребенка готовых способов, процессе проблемного обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос