Организация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (176) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 23.10.2017

Статья просмотрена: 520 раз

Библиографическое описание:

Шумская О. А. Организация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 187-189. — URL https://moluch.ru/archive/176/46057/ (дата обращения: 09.12.2019).



Постановка проблемы и ее актуальность:

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ, т. к. российские школьники показывают значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента, связанных с проведением исследования, поэтому в настоящий момент времени необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их добывать, применять и интерпретировать.

Желая сместить акцент в образовании, мы приходим к выводу, что надо менять характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения системно-деятельностного метода обучения.[1; 16]

Содержательная часть:

Понятие системно-деятельностного подхода существует с 1985 г. Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии и психологии. Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь — это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека — только через собственную деятельность каждый познает мир.

Системно-деятельностный подход — лежит в основе стандартов нового поколения. Которые ориентированы не на само содержание образования, хотя с ним связаны, а на результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест. [2;36]

Деятельность — это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.

Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах. Стандарты — социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством: семья предъявляет требования к созданию условий для успешности личностной, социальной, профессиональной; общество — к безопасности и здоровью, свободе и ответственности, социальной справедливости, благосостоянию; государство — к сохранению национального единства, безопасности, развитию человеческого потенциала, конкурентоспособности. Сейчас задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

— Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?

— Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования и обеспечить их достижение?

— Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке?

— Какие методы и средства обучения выбрать?

— Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников?

— Как обеспечить рациональное сочетание всех этих компонентов?

При подготовке к очередному уроку, нужно помнить, что основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети должны «открывать» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне. [3;94]

Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов, остановлюсь на некоторых:

1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, что способствует формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Самое главное, ученикам становится интересно содержание урока, интересным становятся результаты собственной деятельности.

2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей

3) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения (это не сентиментальные отношения, не атмосфера вседозволенности, как считают некоторые учителя, а деловые доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика и учителя; воспитание веры в себя, в свои возможности) [5;5–12]

В системно — деятельностном подходе существуют разные типологии уроков, типологии разных авторов. В своей практической деятельности можно использовать следующие типы уроков: урок «открытие нового знания»; урок формирования ЗУНов (урок парной работы); уроки развивающего контроля, уроки общения). На всех этих уроках происходит формирование предметных умений и навыков, но кроме этого они позволяют формировать и универсальные учебные действия.

Урок «открытия новых знаний»: на этих уроках формируется умение анализировать результаты своей деятельности, выявлять места и причины затруднений, умение ставить цели урока и подводить итог. На уроках школьники учатся решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем. Они наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы и обобщения. В результате происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных процессов, коммуникативных действий, познавательной активности.

Урок парной работы (формирование ЗУНов, коррекция пробелов): формируются навыки самостоятельной деятельности, навыки парной работы (школьники учатся управлению поведением партнера, планированию самостоятельной и совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль). Отдельные ученики ставятся в положение учителя, появляется реальная возможность оказания реальной помощи друг другу. Эта форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища, через нее можно совместно изучать новый материал, отрабатывать алгоритмы, тренировать друг друга, проверять, обучать, обсуждать.

Урок общение (теоретический опрос по теме, также включены небольшие практические задания): формируются умение организовать учебное взаимодействие в группе, сотрудничество со сверстниками, умение слушать и слышать, давать оценку своим результатам и результатом товарищей. В процессе таких уроков формируется критическое мышление, а также очень важная способность мобилизовать в определенной ситуации приобретенные знания и опыт. [4;17]

Структура урока с позиций системно — деятельностного подхода состоит в следующем:

– учитель создает проблемную ситуацию;

– ученик принимает проблемную ситуацию;

– вместе выявляют проблему;

– учитель управляет поисковой деятельностью;

– ученик осуществляет самостоятельный поиск;

– обсуждение результатов.

Хочется закончить свое выступление словами немецкого педагога 19 в. Адольфа Дистерверга «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству». Учитель должен слышать и понимать детей, а не навязывать свое мнение.

Литература:

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / [Рос. акад. образования]; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. -М.: Просвещение,2008. –С. 16. -(Стандарты второго поколения).
  2. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения: сб. практич. материалов /сост. О. И. Чистикова. — Архангельск: АО ИППК РО, 2012. –36с
  3. Подгорная А. К. О системно- деятельностном подходе в подготовке учителя к работе по новому государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) / А. К. Подгорная // Администратор образования (Ов Д). -2011. -No 23. -С. 93–95.
  4. Серебрякова Л. А. Системно- деятельностный подход как условие формирования ключевых компетентностей школьников / Л. А. Серебрякова // Методист. -2011. -No 2. -С. 14–17. -Библиогр.: с. 17.
  5. Вагнер И. В. Воспитательный компонент федеральных государственных образовательных стандартов: подходы к развитию и реализации / И. В. Вагнер // Соц. педагогика. -2012. -No 2. -С. 5–12.
Основные термины (генерируются автоматически): урок, учитель, подход, учебный процесс, собственная деятельность, парная работа, готовый вид, очередной урок, проблемная ситуация, создание условий.


Похожие статьи

Методическая разработка урока русского языка в первом классе...

Учебная ситуация может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков.

Виды учебных ситуаций: Выбор— Дается ряд готовых решений.

Можно ли обойтись на уроке без создания учебной ситуации?

Проблемные ситуации в организации образовательного...

проблемная ситуация, разрешение проблемы, детская деятельность, ситуация, ребенок, работа детей, проблемный подход, форма работы, принцип, образовательный процесс.

Парная и групповая работа как средство осуществления...

Как средство для осуществления этих задач можно использовать парную и групповую работу. В основе её лежит кооперативная деятельностьпроцесс организации работы учащихся, в

Формой реализации образовательного процесса является личностно-ориентированный урок.

Педагогические способы создания ситуации успеха...

В соответствии с ФГОС начального общего образования одной из важнейших задач, определяющих деятельность учителя в рамках урока, является создание условий для успешного обучения, т. е. той самой ситуации успеха...

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере.

На первом этапе можно использовать в работе с детьми проблемные ситуации, составленные Леновой Е.И

И иначе в дошкольном возрасте нельзя, ведь игра это основной вид деятельности дошкольника.

Структура урока в рамках реализации системно-деятельностного...

группа, подход, умение, урок, ученик, учитель, домашнее задание, ситуация успеха, ситуация, решение проблемы, ребенок, работа, процесс обучения, проблемная ситуация, полученный опыт, игра, знание, задание...

Технология проблемного обучения и самостоятельная...

Такой вид проверки способствует активизации учебного процесса, включению обучающихся в сотрудничество на уроке.

Использование проблемного обучения на занятиях физики в вузе. Самостоятельная деятельность студентов как условие формирования их готовности к...

Технология деятельностного метода. Из опыта работы

Каждый ребёнок наделён своим потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.

В качестве примера урок в системно-деятельностном подходе. Открытие нового знания по русскому языку «Местоимение»,2 класс.

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

проблемное обучение, задача, урок математики, ящик груш, ящик яблок, ситуация, создание, активная самостоятельная деятельность, проблемная ситуация, творческое овладение.

Современные подходы к уроку | Статья в сборнике...

проблемная ситуация, диалог, учебная проблема, учебная задача, подводящий диалог, практическое задание, урок, групповая дискуссия, парная работа, шаг. Похожие статьи. Инновационные подходы к современному...

Похожие статьи

Методическая разработка урока русского языка в первом классе...

Учебная ситуация может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков.

Виды учебных ситуаций: Выбор— Дается ряд готовых решений.

Можно ли обойтись на уроке без создания учебной ситуации?

Проблемные ситуации в организации образовательного...

проблемная ситуация, разрешение проблемы, детская деятельность, ситуация, ребенок, работа детей, проблемный подход, форма работы, принцип, образовательный процесс.

Парная и групповая работа как средство осуществления...

Как средство для осуществления этих задач можно использовать парную и групповую работу. В основе её лежит кооперативная деятельностьпроцесс организации работы учащихся, в

Формой реализации образовательного процесса является личностно-ориентированный урок.

Педагогические способы создания ситуации успеха...

В соответствии с ФГОС начального общего образования одной из важнейших задач, определяющих деятельность учителя в рамках урока, является создание условий для успешного обучения, т. е. той самой ситуации успеха...

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере.

На первом этапе можно использовать в работе с детьми проблемные ситуации, составленные Леновой Е.И

И иначе в дошкольном возрасте нельзя, ведь игра это основной вид деятельности дошкольника.

Структура урока в рамках реализации системно-деятельностного...

группа, подход, умение, урок, ученик, учитель, домашнее задание, ситуация успеха, ситуация, решение проблемы, ребенок, работа, процесс обучения, проблемная ситуация, полученный опыт, игра, знание, задание...

Технология проблемного обучения и самостоятельная...

Такой вид проверки способствует активизации учебного процесса, включению обучающихся в сотрудничество на уроке.

Использование проблемного обучения на занятиях физики в вузе. Самостоятельная деятельность студентов как условие формирования их готовности к...

Технология деятельностного метода. Из опыта работы

Каждый ребёнок наделён своим потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.

В качестве примера урок в системно-деятельностном подходе. Открытие нового знания по русскому языку «Местоимение»,2 класс.

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

проблемное обучение, задача, урок математики, ящик груш, ящик яблок, ситуация, создание, активная самостоятельная деятельность, проблемная ситуация, творческое овладение.

Современные подходы к уроку | Статья в сборнике...

проблемная ситуация, диалог, учебная проблема, учебная задача, подводящий диалог, практическое задание, урок, групповая дискуссия, парная работа, шаг. Похожие статьи. Инновационные подходы к современному...

Задать вопрос