Преподавание математики в соответствии с требованиями ФГОС ООО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Математика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 13.01.2017

Статья просмотрена: 585 раз

Библиографическое описание:

Пода Н. С., Гребенщикова Н. В. Преподавание математики в соответствии с требованиями ФГОС ООО // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 8-11. — URL https://moluch.ru/archive/136/38066/ (дата обращения: 26.05.2018).



Внедрение ФГОС второго поколения, на наш взгляд, это еще одна попытка государства перевести российское общее образование в качественно более совершенное состояние. Это новое начинание, для успешной реализации которого необходимо иметь, как нам кажется, три важные составляющие:

− ясно и четко поставленные цели и задачи с механизмами их достижения;

− кадровый резерв, способный реализовать задуманное;

− качественное и доступное материально-техническое, учебно- методическое и др. обеспечение.

Первый пункт достаточно подробно изложен в ФГОС ООО по математике. В соответствии со стандартом обучающимся должна быть предоставлена возможность достижения определенных результатов развития в личностном, метапредметном и предметном направлениях.

Что касается материально-технического, учебно- методического обеспечения, то ситуация в школах более или менее удовлетворительная: в каждой школе есть интерактивные доски, мультимедийные комплексы, компьютерные классы и т. д. Неплохо обстоят дела и с обеспечением школ учебниками, реализующими ФГОС. Учителям есть из чего выбирать — представлен объемный список рекомендуемых учебников. Но в отличие от начальной школы, для которой разработаны и внедрены в практику методические материалы по новым стандартам, в среднем звене по математике на сегодняшний день разработанных методических материалов мало. Поэтому педагоги вынуждены самостоятельно составлять контрольные, проверочные, комплексные работы, благо имеется сеть интернет, откуда учителя черпают необходимые знания.

Остановимся на втором пункте — наличие педагогических кадров, способных реализовать стандарты. На сегодняшний день в нашей Кемеровской области основная масса учителей математики имеют педагогический стаж работы более 20 лет, а средний возраст колеблется между 50–60 годами. То есть это состоявшиеся профессионалы, у которых уже сложился определенный стиль работы, есть собственное видение преподавания предмета и свои наработки. Это педагоги, привыкшие к традиционной форме урока, имеющие большую учебную нагрузку, занятые постоянной подготовкой к мониторингам, к ОГЭ и ЕГЭ по предмету. Внедрение же новых стандартов требует от учителя математики изменения всей сложившейся системы работы. Это очень сложный процесс, который невозможно быстро завершить, так как он требует изменения профессионального мировоззрения педагога. Сегодня ученик из объекта обучения становится активным участником всего процесса обучения. Он должен научиться ставить цели, решать задачи, отвечать за результат. А учитель должен научить школьника не только знаниям, а вернее не столько знаниям, сколько различным способам и методам приобретения знаний.

До внедрения ФГОС второго поколения реализация любой учебной программы была направлена на достижение определенных результатов в предметной области. В новом стандарте по математике на ступени ООО, помимо предметных результатов, зафиксированы результаты личностного и метапредметного развития школьников. Например, в метапредметном направлении к окончанию основной школы у обучающихся должны быть сформированы такие умения:

− умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

− умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

− умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;

− умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

− умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

− умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера и т. д.

Понятно, что в условиях традиционного урока эти умения в полной мере не сформировать. Естественно возникает вопрос: «Какие изменения необходимо внести в практическую деятельность учителя, чтобы добиться реализации стандарта?»

Поскольку урок является основной формой обучения, то, прежде всего, изменения коснутся его структуры и содержания. Основным подходом при проектировании урока становится системно-деятельностный подход (СДП).

Деятельностный подход — это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Основная цель системно — деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе. Реализация данного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности и т. д.;

2) принцип непрерывности — означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) принцип целостности — предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире;

4) принцип минимакса — заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний;

5) принцип психологической комфортности — предполагает создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества;

6) принцип вариативности — предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) принцип творчества — означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Если говорить кратко, то структура урока математики с позиции системно — деятельностного подхода состоит в следующем:

− учитель создает проблемную ситуацию;

− ученики принимают проблемную ситуацию;

− вместе выявляют проблему;

− учитель управляет поисковой деятельностью школьников;

− ученики осуществляют самостоятельный поиск решения проблемы;

− совместное обсуждение достигнутых результатов.

В нашей школе — МАОУ Тисульской СОШ № 1 – методической службой, разработан лист оценки качества урока, творчески применив который, можно спроектировать хороший урок на основе СДП. Ориентируясь на критерии, приведенные в данном листе, можно выделить следующие структурные элементы урока:

№ п/п

Этапы урока

Содержание этапа

Рекомендации

1.

Организационный момент

− приветствие школьников

− настрой их на рабочий лад

− проверка присутствующих школьников

не более 2–3 минут

2.

Повторение и актуализация знаний школьников

− повторение основных теоретических вопросов;

− решение упражнений и заданий

− включать задания, требующие анализа, синтеза, обобщения знаний

− включать задания, имеющие несколько вариантов решения

− включать задания с ошибкой в решении

3.

Создание проблемной ситуации, формулирование темы урока

− формулирование задания, в процессе решения которого возникает необходимость нового знания

− формулирование школьниками темы урока

− дать возможность школьникам сформулировать проблему и тему урока, при этом важно смысловое содержание сформулированной темы.

4.

Формулирование цели и задач урока, составление плана урока

− формулирование школьниками цели и задач урока

− составление школьниками плана урока

− в идеале цели, задачи и план урока учащиеся формулируют самостоятельно, но в случае затруднения учитель помогает с формулировками, ставит наводящие вопросы

5.

Выдвижение и проверка гипотез, формулирование нового знания

− выдвижение школьниками гипотез по решению проблемы

− проверка правильности гипотез

− получение и конкретизация нового знания

− школьники предлагают различные варианты выхода из проблемной ситуации, их может быть много. Следует отобрать основные гипотезы и проверить их

− на данном этапе важно, чтобы школьники умели приводить аргументы в подтверждение или опровержение гипотезы

− верная гипотеза приведет к новому знанию, которое школьники формулируют самостоятельно.

6.

Организация работы по освоению систематических знаний

− ознакомление и отработка новых понятий, определений, процедур, алгоритмов

− составление схем, таблиц

− работа с текстом учебника

− на данном этапе важно поработать с текстом учебника, если возможно, то преобразовать текст в схему, таблицу, использовать символические записи

− организуется парная, групповая работа над заданиями

− учителем применяются различные технологии обучения

7.

Организация работы над ошибками

− работа над типичными ошибками школьников

− организация провокационной ошибки

− разбор типовых ошибок по теме

− учитель при решении задания сознательно допускает ошибку, затем организует ее обсуждение

8.

Оценка/Самооценивание учащимися результатов деятельности

− работа учащихся посредством сверки с образцом, предложенным учителем

− работа учащихся я в соответствии с принципамикритериального оценивания

− -важны и самооценка ученика и оценка одноклассников, если была работа в группе

− —при наличии четких критериев оценивания деятельности школьника на уроке работа значительно упрощается

9.

Домашнее задание

− обязательный набор заданий

− задания повышенного уровня

− школьники самостоятельно определяются с набором домашнего задания

− необходима мотивация школьников для выполнения заданий повышенного уровня

10

Рефлексия

− что нового узнали, подводятся итоги урока, отдельных этапов урока; что помогает, мешает

− анализ причиношибок, рассматриваются меры по предупреждению ошибок

− итог занятия подводят школьники

− план подведения итогов урока учитель может дать на доске с помощью опросника

Ясно, что не на каждом уроке учитель может применить данный подход, но определенные моменты можно реализовывать практически постоянно.

Мы живем в таком быстро меняющемся мире, что устоять на месте просто невозможно: ведь то, что еще вчера казалось несбыточной фантазией, сегодня уже стало обыденным явлением. Научно-технический прогресс шагает по нашей планете семимильными шагами, и школа, как одна из основных ступеней образования, должна соответствовать его требованиям. И поэтому перед педагогами стоит главная из задач, выдвигаемая временем, — быть готовым к переменам, уметь адаптироваться в новых условиях, постоянно усваивая новые знания.

Литература:

  1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140–142.
  2. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении [Текст] / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачева, З. И. Шилкунова // Книга для учителя. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / Минобрнауки РФ. — М.: Просвещение, 2011. − 59 с. (Стандарты второго поколения)
  4. Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/527236/
Основные термины (генерируются автоматически): проблемная ситуация, знание, умение, учитель, работа учащихся, план урока, организация работы, задача урока, домашнее задание, текст учебника.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос