Библиографическое описание:

Ступак Л. А., Огородова И. С., Челышева А. А., Кимяева С. А. Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 120-123.



Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из важнейших задач обучения детей дошкольного возраста. Вместе с тем, работа по развитию речи — это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей. В системе занятий реализуется основной принцип специального образования — принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.

Многие авторы (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина и др.) отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей с ОВЗ особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

У детей с различными речевыми нарушениями имеются существенные отклонения от нормы в речевом и психомоторном развитии. Могут отмечаться несформированость мелкой и артикуляторной моторики, слухоречевого ритма. При несформированности общей моторики может быть повышен мышечный тонус, нарушены статистическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы — общей моторики, мимической, мелкой и артикуляторной и оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической), затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность.

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Чтобы достичь положительных результатов в короткие сроки и сделать занятия более занимательными и увлекательными, применяют такие современные методы как, биоэнергопластика, кинезиология, Су-джок терапия.


Технология использования нетрадиционных методов коррекции

Биоэнергопластика — это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Движение руки подбирается под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Каждому ребенку дается объяснение, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру. Всем известно, что в качестве самого эффективного метода на логопедических занятиях выступает игровой метод. Это связано с тем, что игровые методики, включая в себя практически все формы работы, предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребёнка. Когда дети знакомятся с новым артикуляционным упражнением, они могут сами предлагать движение руки.

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Следующая методика, позволяющая выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга, это кинезиология.

Кинезиологиянаука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения; при более интенсивной нагрузке (в допустимых пределах) значительнее изменения.

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

  1. занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  2. занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  3. от детей требуется точное выполнение движений и приёмов;
  4. упражнения проводятся стоя или сидя за партой;
  5. алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений, активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия.

Следующим эффективным методом, обеспечивающим развитие мелкой моторики, является Су-джок терапия (в переводе с китайского: «су» — кисть, «джок» — стопа). В его исследованиях обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходства руки с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. Главное же в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести человеку никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата.

Актуальность использования массажера Су-джок в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, состоит в следующем:

 массажер Су-джок повышает интерес к занятию, необходимый дошкольникам, для которых характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению;

 оказывает благоприятное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, развивая речь;

 Су-джок терапию могут применять педагоги, а также родители в домашних условиях;

 Су-джок шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик — две соединенные полусферы, внутри которого находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.

Су-джоктерапия проводится в 3 этапа:

  1. Знакомство с Су-джок массажером и правилами его использования.
  2. Закрепление приемов работы в играх и упражнениях по развитию речи.
  3. Самостоятельное использование Су-джокмассажера в игре.

Вариативность воздействия на речевые зоны коры головного мозга заключается в использовании комплексов кинезиологии, бионергопластики и пальчиковых игр Су-Джок. При планировании работы, предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также использование элементов самостоятельной деятельности детей (например, самомассаж.)

В работе с детьми с общим недоразвитием речи разработаны комплексы упражнений по лексическими темам. Каждый комплекс разучивается в течение недели, затем повторяется. Комплекс состоит из нескольких упражнений:

 кинезиологических тренировок межполушарного взаимодействия (обе руки работают одновременно — синхронно;

 биоэнергокомплексов (артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ;

 пальчиковой игры с Су-джоком.

Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети воспроизводят соответствующие движения. При повторении потешки необходимо побуждать их к договариванию слов потешки, назывании действий пальчиков. Затем дети заучивают потешку наизусть и в дальнейшем говорят ее, сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работают одновременно — синхронно.

Приемы биоэнергоплатики и кинезиологии используются на утренней гимнастике (1,5–2 минуты), на фронтальных занятиях (2–3 минуты), на индивидуальных занятиях, кругах приветствия, чередуются в зависимости от этапов логопедической работы и тематики занятий. На первом занятии проводиться 2–3 артикуляционных упражнения. Демонстрируя их, дети сочетают артикуляционные упражнения с движениями кистей рук. При этом особое внимание детей обращается на необходимость четкого выполнения каждого движения. Это касается не только артикуляционных упражнений, но и упражнений для развития речевого дыхания, мимической деятельности и т. п. Если у ребенка в силу каких-либо причин не получается упражнение, то оно отрабатывается индивидуально перед зеркалом. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделяется тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни.

В результате использования комплексов усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развивается гибкость отдельных частей речевого аппарата, развивается координация движений и мелкая моторика, произвольность поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Для создания успешной коррекционно-развивающей деятельности необходимо установить взаимосвязь логопеда с педагогами и это заключается в логопедизации режимных моментов и занятий. Воспитатели в утреннее и вечернее время систематически развивают у детей мелкую моторику кисти и артикуляционного аппарата, используя также элементы кинезиологии, биоэнергопласти и Су-Джок. Эта работа проводиться в игровой форме, с использованием наглядного материала.

Предполагаемые результаты нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений

Биоэнергопластика

Кинезиология

Су-Джок приемы

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развиваются гибкость отдельных частей речевого аппарата, развиваются координация движений и мелкая моторика рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации движений и мелкой моторики, произвольности поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Под влиянием кинезологических тренировок межполушарного взаимодействия складывается единство мозга из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи).

Регулярное и опосредованное стимулирование систем соответствия по Су-Джок, особенно большого пальца(система соответствия голове), массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей стоп (участки соответствия головному мозгу),способствуют созреванию нервных клеток и активном функционировании коры головного мозга, тем самым оказывают лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказываются на исправлении речи детей.

Литература:

  1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  2. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. — С.78 -82.
  3. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.
  4. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. М., 2006.
  5. Кудрина Г. Я. Оздоровительные кинезиологические упражнения. — Иркутск, 2012.
  6. Пак ЧжэВу Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / ЧжэВу Пак — Су Джок Академия, 2009 — С. 208
  7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. — СПб. Издательство «Лань», 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle