Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Карепина Е. А., Сафонова Е. Н., Соловьева Т. А., Зевякина В. С. Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 887-889. — URL https://moluch.ru/archive/132/36698/ (дата обращения: 26.05.2018).



Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития ребенка. Развитие речи ребенка и рук идет параллельно. Важным аспектом выбранной темы является необходимость гармонизации мелкой моторики рук и органов речи, что способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Ключевые слова:развитие речевой моторики, развитие тонкой ручной моторики, органы речи, пальчиковые игры

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита его речь. Взаимосвязь общей речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Так же связь устанавливается между рукой и речевым центром мозга. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движения. Формирование движения происходит при участии речи, развитие тонких пальцев рук. Психологи и педиатры также считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. На кистях рук располагается множество точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. По всей сути пальчиковые игры — это массаж и гимнастика для рук. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводят к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
  3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребенок выполняет упражнение, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.
  5. Развивается память дошкольника, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  6. У малыша развиваются воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем обеспечит овладение навыком письма.
  8. Пальчиковые игры и упражнения — это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой. Можно просто почитать и попросить детей подвигать пальчиками так, как они этого захотят. Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только дети видели лицо взрослого, но и чтобы он видел их лица, наблюдал за впечатлением от текста стихотворения и от самих упражнений. Такие пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, только текст надо несколько раз повторить. Озорные стихи считалки не только позволяют интересно проводить физкультминутки, но и будят детскую фантазию. Важно, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя маленьким котенком, косолапым мишкой. Нужно не забывать, что дошкольники большие фантазеры и легко перевоплощаются, принимают все условности театрального действия. Каждые пятнадцать минут можно устраивать двухминутный перерыв на игру.

К каждому стихотворению прилагается описание рекомендуемых движений. Можно и самим придумать упражнения или попросить детей сделать их самостоятельно. Главное заключается в разнообразии, которое помогает поддерживать интерес к весёлым физкультминуткам.

Основная цель пальчиковых игр и упражнений — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцев у детей совершенствует память, способность согласовывать движение и речь. Сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает положительный эффект умственного и физического развития.

Любые приемы — постукивание пальцев, растирание, поглаживание основанием пальцев, движение ладони, легкий массаж предплечья несут только здоровье ребенку. Можно организовывать пальчиковые игры, разминая руки друг другу — это позволяет ориентироваться «вправо-влево», «вверх-вниз».

Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности. Они могут быть прямолинейными, продольными, круговыми, комбинированными, шипообразными и др. Следующий прием- растирание, сдвигание кожи, образуя как бы складку. К такому приему относят массажные движения: пиление, строгание, штрихование. Важный прием в пальчиковых играх — похлопывание, поколачивание, встряхивание и др. Большое значение имеют движение кистью- сгибание и разгибание, круговые вращения, а также прием разминания, при котором происходит смещение и сдавливание мышц. Его можно выполнять подушечками пальцев, кулаком, основанием ладони. В процессе пальчиковых игр большое значение имеют массаж самих пальцев. При этом применяются кругообразное растирание подушечками пальцев, ребром ладони, встряхивание и поглаживание, зигзагообразные движения.

Несколько советов по проведению пальчиковых игр и упражнений.

  1. Перед проведением пальчиковых игр, убедитесь в том, чтобы руки у детей были теплыми (предложите им похлопать, потереть ладошки, подышать на них).
  2. Читайте стихотворение или рассказывайте текст медленно, чтобы дети успели запомнить движения, по мере освоения движения — меняйте темп движения.
  3. Тексты можно не только декламировать, но и петь знакомую детям мелодию.
  4. Не торопитесь обновлять репертуар — в вашем активе должно быть 2–3 игры.

Таким образом, все пальчиковые игры способствуют развитию речи, развивают умственные способности детей, улучшают координацию движений, подготавливают руку к письму. Есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат.

Литература:

  1. Воронина, Ф. А. Пособия для развития мелкой моторики рук // Ребенок в детском саду. -2012.-№ 4.- 19с.
  2. Завгородняя, О. И. Развитие тонких движений пальцев у детей с нарушением речи //Дошкольная педагогика. -2012.- № 9.- 56с.
  3. Ткаченко, Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков.- М.: Изд-во Эксмо. 2005. — 104с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, движение, орган речи, развитие речи, упражнение, мелкая моторика, подушечка пальцев, рука.


Ключевые слова

развитие речевой моторики, развитие тонкой ручной моторики, органы речи, пальчиковые игры

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос