Библиографическое описание:

Мищенко И. Е. Особенности реализации социализирующей функции культурно-досуговой деятельности в военном вузе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 172-174.



В данной статье рассматривается процесс социализации курсантов военных вузов и исследуется влияние культурно-досуговой деятельности на данный процесс.

Ключевые слова: курсант, культурно-досуговая деятельность, социализация, девиантное поведение, профилактика.

Существование человека неразрывно связано с его пребыванием в обществе других людей, а также является одной из важных потребностей, именно поэтому человек является существом биосоциальным. Становление и развитие личности происходит всю свою жизнь, в течение которой человек усваивает социальный опыт и овладевает навыками социального взаимодействия, реализует их в процессе совместной деятельности, общения и в других ситуациях. Таким образом, важным аспектом существования личности является ее социализация.

Обращаясь к понятию социализации с точки зрения педагогики, будет пониматься процесс приобщения к социуму, сознательное и неосознанное усвоение норм, ценностей и правил взаимодействия внутри него, а также создание и принятие собственных ценностных ориентаций и поведенческих стереотипов [1, с. 206].

Процесс социализации играет важную роль в формировании личностных качеств и особенностей поведения: так, лица, испытывающие затруднения в процессе социализации, более склонны к девиантному поведению ввиду сформированных искаженных социально значимых ценностей и норм, а также проблем в их усвоении и воспроизводстве.

Находясь в среде военного вуза, курсантам необходимо адаптироваться к новым условиям, а также социализироваться в новом коллективе. Данный процесс включает три компонента: стихийный (согласно социально-культурным реалиям), управляемый (создание условий для гармоничного развития), а также сознательный компонент (индивид осознанно самоизменяется, подстраиваясь или протестуя против общества, в котором он оказался) [1, с. 210]. Данные компоненты успешно реализуются в условиях культурно-досуговой деятельности, являющейся неотъемлемой частью воспитательной работы, проводимой с курсантами ввузов с целью формирования необходимых личностных и профессиональных качеств, а также профилактики различного рода девиаций, и неуставных отношений в том числе.

Включаясь в процесс культурно-досуговой деятельности, воспитуемые получают информацию о статусе и высоком имидже военнослужащего, культурно обогащаются, что влияет на их стремление соответствовать своему новому положению в обществе (сознательный компонент). Принцип диверсификации (разнообразие форм и методов КДД) в организации мероприятий культурно-досуговой направленности создает условия гармоничного и всестороннего развития личности курсантов (управляемый компонент). Массовость культурно-досуговых мероприятий, их патриотическая направленность, насыщенность художественно-изобразительными формами и многогранность формирует новые социально-культурные реалии, влияющие на сознание курсантов и их стремление к приобщению к воинскому коллективу именно на таких высоких началах (стихийный компонент) [2, с. 185].

Основными механизмами социализации являются: запечатление, подражание, идентификация, внушение, рефлексия, конформизм, межличностный перенос, а также осознанное усвоение социальных норм и следование им [1, с. 210]. Рассмотрим их подробнее.

Запечатление представляет собой подсознательное фиксирование различного рода воздействий со стороны окружающих, а также происходящих событий. Здесь очень важен эмоциональный характер культурно-досуговых мероприятий, так как именно эмоциональная насыщенность способна вызвать сильные чувства, способные оказать воздействие на сознание курсанта.

Механизмы социализации такие как подражание, идентификация и межличностный перенос имеют много общего: во всех случаях это стремление скопировать чью-то модель поведения. Однако есть и различия: в процессе подражания происходит неосознанное копирование как способ усвоения социального опыта; при идентификации происходит отождествление себя с группой или другим человеком, его стилем жизни и манерами поведения; межличностный перенос образа происходит на основе возникшей эмпатии. Подобный процесс удобен при наличии авторитетных лидеров, которым могут быть командиры подразделений, групп и т. п. Однако не стоит забывать о ветеранах войн, героях, деятелях науки, литературы и искусства, ведущих специалистах, с которыми регулярно проводятся встречи в рамках культурно-досуговой деятельности. Сюда же можно отнести и внушение как неосознанное принятие ценностных и поведенческих установок, принимаемых как данность. Здесь очевидна роль авторитетного лидера, способного вызвать стремление к подражанию (осознанное или неосознанное), а также возможность реализации данного механизма социализации в рамках описанных выше мероприятий культурно-досуговой деятельности [3, с. 60–61].

Рефлексивная социализация способна иметь как местный характер, действующий в рамках курсантского коллектива, так и глобальный, где курсант под действием информации, полученной в процессе культурного обогащения (просмотр художественных, документальных и исторических кинолент, встречи с героями и ветеранами, вечера-портреты и др.), задается вопросами о своем месте, роли, предназначении в коллективе и в обществе в целом.

Следование нормам через осознанное их усвоение продиктовано стремлением к социально одобряемому поведению. В условиях военного вуза данному процессу способствует воспитательная работа, проводимая с курсантами. Разумеется, культурно-досуговые мероприятия вносят свою лепту: в процессе неформального общения военнослужащие приобретают социальный опыт и воспроизводят его в различных ситуациях. Задача офицера-воспитателя здесь — скорректировать поведение подчиненных, направить его в нужное русло, помочь установить межличностные отношения с сослуживцами на конструктивных началах.

Касательно конформной направленности социализации, в армейской среде мероприятия культурно-досуговые мероприятия направлены на формирование устойчивой гражданско-правовой позиции, патриотической направленности, верности Отечеству, чести и долгу, что резко контрастирует конформному механизму социализации, таким образом мероприятия культурно-досуговой деятельности направлены на формирование устойчивой поведенческой парадигмы.

Итак, в процессе жизнедеятельности нам постоянно приходится становится частью того или иного общества, от навыков взаимодействия в котором зависит результат дальнейшего существования. Прибывая в воинский коллектив и находясь там на протяжении всего времени обучения, курсантам необходимо овладеть навыками межличностного взаимодействия для создания комфортных условий учебы и службы. Таким образом, процесс социализации играет ключевую роль в жизни курсантов. Успешность социализации в большей мере зависит от личности самих военнослужащих, однако в рамках воспитательной работы создаются условия способствующие ускорению и коррекции данного процесса. Являясь частью воспитательной работы, культурно-досуговая деятельность является своего рода катализатором установления межличностных связей в неформальной обстановке. Культурная направленность, обогащает внутренний мир, расширяет мировоззрение курсантов, а также устанавливает стереотипы поведения характерные военнослужащим и создающие их положительный имидж.

Литература:

  1. Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. ‒ СПб.: Питер, 2014. ‒ 624 с.
  2. Резник Н. И. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. ‒ М.: ГУВР ВС РФ, 2005. ‒ 344 с.
  3. Мищенко И. Е. Роль авторитета командира в воспитании курсантов ввузов и профилактике девиантного поведения // Сборник материалов Х международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в контексте современных исследования проблем развития личности». ‒ Махачкала: НИЦ «Апробация», 2016. ‒ с. 60–63.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle