Библиографическое описание:

Романова Р. И., Гарастюк М. С. Метод проектов в образовательной деятельности школы как инновационная педагогическая технология [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 11-13.



 

В мире существует два подхода к технологическому образованию. С одной стороны, технологическое образование просматривается как начальное профессиональная подготовка. Тот, кто планирует процесс обучения, решает, какие навыки полезны, а преподаватели обучают школьников, у которых нет выбора, чему и как учиться. Такой подход лежал в основе трудового обучения. Его можно считать односторонней передачей знаний:

учитель учит — ученик учится;

учитель думает — ученик воспроизводит знания, получаемые в готовом виде;

учитель говорит — ученик слушает;

учитель выбирает — ученик принимает;

учитель определяет содержание обучения — ученик к нему приспосабливается;

учитель-субъект обучения — ученик — объект обучения.

Альтернативный подход к технологическому образованию состоит в том, что оно ориентировано на учащегося. Отправной точкой служит постулат, что ребенок по своей натуре является творцом и что наиболее полезные умения, которыми он должен обладать,- это умение решать проблемы и самостоятельно добывать знания. Для этого необходимо быть гибким, творческим, находчивым, способным воспринимать критику, уметь планировать, исследовать, экспериментировать, создавая при этом высококачественные работы. Согласно такому подходу, дети приобретают навыки решения проблем потому, что этого хотят, а не потому, что кто-то решил, что это им необходимо.

При использовании метода проектов в технологическом обучении школьники включаются в творческую деятельность. Отношение учитель-ученик в корни меняются:

ученик определяет цель деятельности — учитель помогает ему в этом;

ученик открывает новые знания — учитель рекомендует источники знаний;

ученик экспериментирует — учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовать познавательно-трудовую деятельность;

ученик выбирает — учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

ученик активен — учитель создает условия для проявления активности;

ученик — субъект обучения — учитель-партнер.

Практическая реализация проектов была использована при изучении элективного курса «Уютный дом» в профильном классе. В 2006–2007 учебном году наша школа отмечала свой 30-летний юбилей, учащимся профильного класса «Дизайн» представилась возможность использовать полученные знания и умения на уроках технологии и элективного курса. Перед классом была поставлена задача, подготовить дизайн — проект и реализовать задуманное. При разработке дизайн — проекта учащиеся провели большую исследовательскую работу: обращались к справочникам, использовали Интернет ресурсы и другие источники информации, изучали инструменты, материалы, необходимые для выполнения проекта, а также посещали выставки и специализированные магазины, где узнавали о новых материалах и технологиях.

Были составлены группы учащихся, и поскольку способности учащихся различны, группы были составлены из более сильных учеников и менее способных детей. Перед каждой группой была поставлена конкретная задача:

       оформление интерьера школьных помещений;

       оформление актового зала;

       сервировка и украшение праздничных столов.

Все эти задачи пересекались с изучаемыми темами элективного курса «Уютный дом»:

       интерьер жилого дома;

       сервировка праздничного стола;

       флористика;

       упаковка подарков;

       изготовление деталей декора;

При представлении первоначальных идей присутствовал весь класс. Каждая группа предлагала свои идеи, проводила анализ при помощи эскизов, их оценивали и выбирали в процессе обсуждения ту идею, которая в дальнейшем должна была прорабатываться дальше. Прежде чем приступить к изготовлению изделия, школьники проверяют свои идеи при помощи моделирования, они старались понять, каким образом их идеи могут быть реализованы, задавая себе вопросы: «А что если….?А что, если я сделаю изделие этой формы? А если я изменю цветовую гамму?» Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов просматривались в соответствии с имеющими ресурсами и вносились корректировки и изменения.

Приступив к практическим работам, учащиеся использовали полученные знания на уроках, а также овладевали новыми приемами работы, соблюдая меры безопасности, создавали качественные изделия. Были изготовлены заготовки для декоративного оформления школы такие как:

       трафареты для оформления;

       декоративное оформление сцены;

       флористические композиции;

       оформление вазонов в технике купажа;

       изготовление мягких игрушек и т. д.

Применялись материалы, с которыми раньше учащиеся не были знакомы: это краска по батику, аэрозольная краска, самоклеющаяся пленка, двухсторонний скотч, оазис, новые декоративные отделочные материалы.

На заключительном этапе учащиеся должны были объединить все детали в одно целое. Данная работа оказалась самой трудной, но и самой интересной.

В процессе оформления были внесены дополнительные изменения, появлялись новые идеи. В результате выполнения проекта учащиеся развили определенные личностные качества: трудолюбие, чувство долга, ответственность, стремление к высоким результатам деятельности, бережливость, уважительное отношение к людям и умение взаимодействовать с ними.

Подводя итоги, мы сделали вывод, что обучение на элективных курсах через выполнение проектов нацелено на развитие учащихся как творческих, активных личностей, способных учиться самостоятельно, а самое главное, что учащиеся профильного класса «Дизайн» убедились, что сделали правильный выбор.

 

Литература:

 

  1.              Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. — Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2003.
  2.              Петряков П. А. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология».- В.Новгород: НРЦРО, 1999.
  3.              Поляков В. А., Атутов П. Р. и др. Образовательная область «Технология»// Содержание образования в двенадцатилетней школе. — М.: МО РФ, 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle