Программа элективного курса для учащихся 6 классов «Введение в экономику» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (8) март 2017 г.

Дата публикации: 07.01.2017

Статья просмотрена: 1272 раза

Библиографическое описание:

Раков, А. Е. Программа элективного курса для учащихся 6 классов «Введение в экономику» / А. Е. Раков. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 79-85. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/1875/ (дата обращения: 26.04.2024).



Программа факультативного курса «Введение в экономику» призвана формировать экономическую компетентность, познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения семейного хозяйства, «домашней бухгалтерией», функцией и значением денег, развивать экономическое мышление, воспитывать экономическую культуру и проявлять ее в нравственно обоснованном поведении.

Целью курса является формирование у школьников общих представлений об основах развития экономики, для того чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению будущих социальных ролей — потребителя, производителя, гражданина.

Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:

− помочь учащимся овладеть основными навыками анализа и решения бытовых экономических проблем семьи.

− показать экономические отношения семьи с рыночными структурами, возможности семейного предпринимательства, рассмотреть взаимоотношения семьи и государства.

− научить школьников выполнять несложные экономические расчеты, работать с семейной документацией, осуществлять рациональный выбор, в условиях ограниченности ресурсов.

− способствовать освоению школьниками простейших приемов осознанного и целесообразного потребительского выбора.

− воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.

− формировать понимание школьниками роли труда в жизнедеятельности семьи; оказать помощь в осознании ими своих интересов, способностей, общественных ценностей; способствовать их профессиональному самоопределению.

Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные школьниками при изучении учебных курсов обществознания, истории, литературы, технологии, математики и др.

Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия строятся на сочетании индивидуальной работы и групповой. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий, деловых игр, тренингов, диагностической работы, разбора ситуаций; создание и защита проектов.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через выполнение практических заданий, участие в играх, создание проектов.

Преподавание курса рассчитано на 35 часов для учащихся 5 класса (1 час в неделю).

Требования крезультатам обучения.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников экономической информации для составления экономических характеристик деятельности человека и общества — таблиц, графиков, моделей, отражающих экономические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Личностные результаты обучения основам экономике в 6 классе, предполагают, что учащийся должен обладать:

− мировоззрением и нравственным сознанием, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, основанным на диалоге культур, а также осознанием своего места в поликультурном мире на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

− коммуникативными навыками сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

− готовностью и способностью к образованию, в том числе самообразованию, сознательным отношением к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Метапредметные результаты обучения формируют регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, и включают в себя:

  1. Регулятивные:

− ставить учебные задачи, вносить изменения в содержание учебной задачи и выбирать наиболее рациональную последовательность ее выполнения;

− планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

− оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

− пользоваться различными способами самоконтроля.

  1. Познавательные

− классифицировать в соответствии с выбранными признаками, систематизировать и структурировать информацию;

− формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

− пользоваться навыками анализа и синтеза;

− искать и отбирать необходимые источники информации;

− представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

− работать с разными видами текстов (учебным текстом и внетекстовыми компонентами) — научно-популярными, публицистическими, художественными: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления;

− переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

− использовать различные виды моделирования исходя из учебной задачи;

− создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами.

  1. Коммуникативные

− выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

− вести дискуссию, диалог;

− находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Предметные результаты обучения:

− сформированность представлений об экономической науке как системе знаний теоретических и прикладных наук;

− понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки;

− сформированность системы знаний об экономической системе жизни общества, как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, предприятий и государства;

− понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;

− понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;

− сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

− сформированность экономического мышления: умение принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

− владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая интернет;

− анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

− сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать экономические проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

− умения применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

− способность к личному самоопределению и самореализации в экономической деятельности;

− знание основ рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

− понимание места России в современной мировой экономике, умение ориентироваться в текущих экономических событиях;

− владение приемами работы со статической, аналитической и фактической экономической информацией;

− умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;

 умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства.

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Количество часов

Теоритический

Практический

Проверочный

Всего

1.

ЭКОНОМИКА И ВЫБОР

4

3

1

8

2.

ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ

3

2

1

6

3.

СЕМЬЯ И ЭКОНОМИКА

4

2

1

7

4.

ЭКОНОМИКА ВОКРУГ НАС

4

2

1

7

5.

МИР ПРОФЕССИЙ

3

3

1

7

ИТОГО:

18

12

5

35



Календарно-тематическое планирование «введение вэкономику» 6 класс

п/п

Тема урока

Календарные сроки

Практические работы

Результаты

Домашнее задание

Предметные

Личностные

Метапредметные

ЭКОНОМИКА ИВЫБОР (8 ЧАСОВ)

1

Что такое экономика.

Знать значение понятия «экономика». Приводить примеры экономической деятельности человека и общества.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Ставить учебные задачи, вносить изменения в содержание учебной задачи.

Записи в тетради

2

Мои потребности.

Практическая работа № 1: «Определение своих потребностей»

Объяснять какие потребности есть у человека.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

3

Ресурсы.

Приводить примеры различных видов ресурсов.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Пользоваться навыками анализа и синтеза.

Записи в тетради

4

Собственность.

Сформированность уважительного отношения к чужой собственности.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Пользоваться навыками анализа и синтеза.

Записи в тетради

5

Выбор.

Практическая работа № 2: «Осуществление выбора из двух вариантов»

Уметь осуществлять рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

6

Как сделать правильный выбор.

Практическая работа № 3: «Осуществление выбора с помощью лестницы принятия решений»

Записи в тетради

7

Обобщающий урок по разделу: «Экономика и выбор»

ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ (6 ЧАСОВ)

8

История денег. Металлические деньги.

Знать значение понятия «деньги».

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

9

Бумажные деньги.

Приводить преимущества бумажных денег от металлических.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

10

Как отличить настоящие деньги.

Практическая работа № 4: «Определение знаков защиты денежных знаков»

Уметь определять основные знаки защиты денежных единиц.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

11

Электронные деньги.

Приводить преимущества электронных денег от металлических и бумажных.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

12

Что такое богатство. Ценность вещей.

Практическая работа № 5: «Анализ ситуаций из художественной литературы»

Объяснять значение понятий «богатство» и «ценность»

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Вести дискуссию, диалог.

Записи в тетради

13

Как складывается стоимость.

Объяснять из каких критериев складывается стоимость товара.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Вести дискуссию, диалог.

Записи в тетради

14

Обобщающий урок по разделу: «Что такое деньги»

СЕМЬЯ ИЭКОНОМИКА (7 ЧАСОВ)

15

Что такое семья в экономике.

Определять критерии семьи в экономике.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

16

Доходы и расходы семьи.

Определять доходы и расходы семьи.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

17

Бюджет семьи.

Составлять бюджет семьи.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

18

Потребительская корзина

Знать из чего складывается потребительская корзина покупателя.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

19

Семейное планирование

Практическая работа № 6: «Составление экономического плана семьи»

Составлять различные планы экономической деятельности семьи.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

20

Семейное планирование

Практическая работа № 7: «Составление экономического плана семьи»

Записи в тетради

21

Обобщающий урок по разделу: «Семья и экономика»

ЭКОНОМИКА ВОКРУГ НАС (7 ЧАСОВ)

22

Рынок. Как работает рынок.

Объяснять значение понятия «рынок».

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

23

Спрос и предложение.

Практическая работа № 8: «Построение графика спроса из простых данных»

Объяснять, как работает рынок.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

24

Магазины.

Приводить примеры магазинов по различным критериям.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

25

Выбор в магазине.

Практическая работа № 9: «Создание памятки покупателю»

Объяснять характерные особенности осуществление выбора в магазине.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

26

Штрих-код товара. Маркировка товара.

Приводить примеры маркировки товара. Определять производителя по штрих-коду.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

27

Банки. Налоги.

Объяснять значение понятий «банк», «налоги». Понимать значение налогов в жизни общества.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

28

Обобщающий урок по разделу: «Экономика вокруг нас»

МИР ПРОФЕССИЙ (7 ЧАСОВ)

29

Что такое труд.

Знать значение понятия «труд».

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Искать и отбирать необходимые источники информации.

Записи в тетради

30

Профессии членов моей семьи.

Практическая работа № 10: «Составление характеристики профессии»

Уметь определять к какой сфере деятельности относятся профессии членов семьи.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Переводить информацию из одного вида в другой.

Записи в тетради

31

Профессии членов моей семьи.

Уметь определять к какой сфере деятельности относятся профессии членов семьи.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении.

Записи в тетради

32

Кем я хочу быть.

Практическая работа № 11: «Составление визитной карточки профессии»

Уметь осознанно совершать выбор своей будущей деятельности. Правильно оценивать свои возможности и желания.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении.

Записи в тетради

33

Профессии будущего.

Практическая работа № 12: «Анализ профессий будущего»

Определение основных направлений развития будущих сфер деятельности человека.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Вести дискуссию, диалог.

Записи в тетради

34

Профессии будущего.

Определение основных направлений развития будущих сфер деятельности человека.

Готовность к образованию, в том числе самообразованию.

Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Записи в тетради

35

Итоговое занятие «Основы экономики»

Основные термины (генерируются автоматически): практическая работа, готовность, запись, необходимый источник информации, образование, самообразование, тетрадь, том, число, обобщающий урок.

Похожие статьи

Организация процесса самообразования педагога

Образование взрослых, самообразование.

Самообразование необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.

Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

Готовность к самообразованию как ключевое личностное...

...М. Г.) выражали мнение о том, что самообразованиенеобходимая фаза человеческого

«образованиесамообразование» в сторону последней, самообразовательные

умения, как таковые, что характеризуют процесс получения информации (готовность к...

Технология проблемного обучения и самостоятельная...

Такое образование тренирует необходимые для самостоятельного человека навыки: находчивость, умение

Работа должна органически вписаться в урок в соответствии с темой.

А самообразование даёт положительные результаты в том случае, если оно ведётся...

Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках...

Продолжая тему определения того, что такое самостоятельная работа необходимо привести

Такие формы работы я практикую на уроках и внеклассной работе.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Электронные образовательные ресурсы в реализации ФГОС...

Современное образование немыслимо без современных средств обучения.

Является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме

организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Понимание исторического источника учащимися как...

Письменный исторический источник содержит информацию

Практическая функция. При работе с историческими источниками у учащихся могут быть

Для того чтобы обеспечить понимание учащимися исторических текстов, необходимо учитывать этапы этого процесса.

Самообразование педагога как условие профессионального роста

Образование взрослых, самообразование.

Самообразование педагога и его готовность к данной деятельности — это необходимое условие для того, чтобы

Зачастую просто учителю не хватает тех знаний, которые необходимы для работы с современными технологиями.

Формирование и развитие информационной компетентности на...

Конечно, любой человек, в том числе и ребенок, задействует разные каналы восприятия

Для самостоятельной работы с информацией необходимо сформировать у школьников

Не менее эффективным в моей работе является использование интеллект — карт на своих уроках.

Информационная компетентность как планируемый результат...

Например, на уроке русского языка формируются различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок), дети знакомятся с возможными источниками информации и способами ее поиска: словарями, энциклопедиями, в том числе компьютерными.

Похожие статьи

Организация процесса самообразования педагога

Образование взрослых, самообразование.

Самообразование необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.

Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

Готовность к самообразованию как ключевое личностное...

...М. Г.) выражали мнение о том, что самообразованиенеобходимая фаза человеческого

«образованиесамообразование» в сторону последней, самообразовательные

умения, как таковые, что характеризуют процесс получения информации (готовность к...

Технология проблемного обучения и самостоятельная...

Такое образование тренирует необходимые для самостоятельного человека навыки: находчивость, умение

Работа должна органически вписаться в урок в соответствии с темой.

А самообразование даёт положительные результаты в том случае, если оно ведётся...

Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках...

Продолжая тему определения того, что такое самостоятельная работа необходимо привести

Такие формы работы я практикую на уроках и внеклассной работе.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Электронные образовательные ресурсы в реализации ФГОС...

Современное образование немыслимо без современных средств обучения.

Является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме

организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Понимание исторического источника учащимися как...

Письменный исторический источник содержит информацию

Практическая функция. При работе с историческими источниками у учащихся могут быть

Для того чтобы обеспечить понимание учащимися исторических текстов, необходимо учитывать этапы этого процесса.

Самообразование педагога как условие профессионального роста

Образование взрослых, самообразование.

Самообразование педагога и его готовность к данной деятельности — это необходимое условие для того, чтобы

Зачастую просто учителю не хватает тех знаний, которые необходимы для работы с современными технологиями.

Формирование и развитие информационной компетентности на...

Конечно, любой человек, в том числе и ребенок, задействует разные каналы восприятия

Для самостоятельной работы с информацией необходимо сформировать у школьников

Не менее эффективным в моей работе является использование интеллект — карт на своих уроках.

Информационная компетентность как планируемый результат...

Например, на уроке русского языка формируются различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок), дети знакомятся с возможными источниками информации и способами ее поиска: словарями, энциклопедиями, в том числе компьютерными.

Задать вопрос