Библиографическое описание:

Непрокина И. В., Соболева Н. В. Применение модели совершенства Европейского фонда управления качеством для повышения качества управления современной дошкольной образовательной организацией [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 39-42.



 

Современные подходы в применении управленческой стратегии рассматриваются образовательными организациями на основе принципов всеобщего менеджмента качества, главная идея которого состоит в повышении качества организации работы в компании, снижении рисков и потерь. Это создаёт возможность для улучшения процессов развития и образования ребёнка, построения стратегии конкурентоспособности образовательного учреждения, его сфокусированности на требованиях рынка образовательных услуг и удовлетворении спроса каждой из заинтересованных сторон.

Модель совершенства, разработанная Европейским фондом управления качеством, существует с начала 90-х годов и представляет собой обобщеннуюмодель идеальной системы управления для организаций, ориентированных на устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности [1, с. 240]. Модель EFQM основана на принципах всеобщего управления качеством, на системном подходе к управлению, учитывающем интересы всех заинтересованная сторон организации. Её используют для самооценки и совершенствования системы управления, исследования и измерения мощности управленческого потенциала предприятия, оценки эффективности менеджмента различными компаниями, не зависимо от размеров, форм собственности и видов деятельности, включая некоммерческие организации общественного сектора.

Многие некоммерческие организации в настоящее время рассматривают модель совершенства EFQM в качестве практического инструмента, позволяющего им строить эффективную систему управления на основе постоянной самооценки, сравнения себя с эталоном и результатами лучших организаций, получая возможность выявлять области для совершенствования и поиска лучших управленческих решений.

Поэтому мы предлагаем рассмотреть возможность применения «Модели совершенства Европейского фонда управления качеством» (EFQM Excellence Model) для улучшения системы управления современной дошкольной образовательной организацией, повышения конкурентоспособности, развития её ориентации на удовлетворение спроса потребителей, сотрудников, партнёров и общества в целом.

Начальным этапом в применении модели является освоение в деятельности дошкольной образовательной организации фундаментальных показателей, которые образуют основу философии всеобщего качества EFQM и определяют принципы управления организацией. К ним относятся:

          ориентация на выдающийся результати его устойчивость;

          ориентация на потребителя;

          лидерство и постоянство цели;

          процессный подход к управлению на основе фактов;

          развитие и повышение профессиональной активности сотрудников организации, достижение успеха благодаря их таланту;

          непрерывное обучение, инновации и улучшение;

          развитие партнёрских отношений и организационных возможностей;

          корпоративная социальная ответственность [2, 3].

Их применение для повышения качества управления современной дошкольной образовательной организацией рассмотрим на примере деятельности детского сада № 194 «Капитошка» автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти.

Ориентация на выдающийся результати его устойчивость предполагает достижение и поддержку результатов, которые отвечают краткосрочным и долгосрочным потребностям всех заинтересованных сторон в контексте деятельности организации.

В системе управления ДОО формируется ориентация на чёткое понимание нужд, ожиданий и социально-культурных ценностей родителей дошкольников, а также других потребителей: начальной школы и государства с учётом ФГОС дошкольного образования, направлениями и условиями реализации основной программы развития ДОО, а также в соответствии с особенностями организации развивающей работы на основе дополнительных программ. При этом учитываются профессионально значимые и коммерческие интересы педагогического коллектива, возможности повышения престижа детского сада как самостоятельного структурного подразделения некоммерческой организации дошкольного образования.

Некоторые достижения детского сада могут рассматриваться в качестве ориентиров для дальнейшей поддержки устойчивых результатов:

          участие педагогического коллектива в разработке программ, рекомендованных к использованию при организации направлений дополнительного образования: психопрофилактической программы с элементами сказкотерапии для детей 3–5 лет и общеобразовательных программ по развитию графических изобразительных навыков и двигательных способностей у детей 5–7 лет средствами спортивного танца;

          участие педагогов в Международных и Всероссийских научно-практических конференциях;

          победы детей во Всероссийских фестивалях и региональных конкурсах творческих работ и дизайн-проектов.

Ориентация на потребителей предполагает создание значимой для них ценности, максимальное удовлетворение нужд и желаний настоящих и будущих потребителей.

В ДОО происходит изучение, прогнозирование и реализация как текущих, так и будущих потребностей, ожиданий и возможностей родителей дошкольников, учителей начальной школы и государства.

Постоянно проводится оценка деятельности, мониторинг качества развития ребёнка и предоставления педагогами образовательной (развивающей) услуги. Систематически осуществляется сравнительный анализ состояния воспитательно — образовательного процесса конкретной организации с его реализацией другими передовыми ДОО для отслеживания возможностей улучшения показателей педагогической работы.

Лидерство и постоянство цели подразумевает, что руководители ДОО проявляют заинтересованность и вовлеченность в процессы совершенства педагогической деятельности и организации образовательного пространства. Ониопределяют видение будущего (стратегическое планирование развития ДОО) и делают его возможным (действия по реализации плана), выступая примером в отношении ценностей и этики, способны убедить, вдохновить и повести за собой людей.

Руководители предоставляют в открытом доступе на сайте образовательной организации отчёт о самообследовании деятельности детского сада, проводят анализ организации образовательного процесса в детском саду и качества подготовки воспитанников. Они осуществляют анализ ресурсного кадрового обеспечения и материально-технического оснащения.

Заведующий детским садом направляет и контролирует работу воспитателей, обеспечивают реализацию коллективом инновационной деятельности и достижение высокой эффективности воспитательной работы с детьми. Также он принимает меры по укомплектованию детского сада квалифицированными работниками, созданию в коллективе здорового морально-психологического климата и благоприятных условий труда.Неотъемлемой частью его деятельности является развитие и укрепление материальной базы детского сада.

Гибкое управление,процессный подход к нему на основе фактов предполагает учёт мнений всех участников образовательной организации, исключая абсолютность интуиции и эмоции менеджеров.

Важно понимание и системное управление всей деятельностью ДОО, как совокупностью взаимосвязанных систем: методическая, психологическая, педагогическая, медицинская, административно-хозяйственная, экономическая службы, служба питания, сообщество родителей, обслуживающий персонал. Принятие решений строится только на основе точной и проверенной информации, что позволяет выявлять угрозы и реагировать на них результативно и эффективно.

Органами соуправления детским садом являются: собрание трудового коллектива, педагогический совет, совет родителей, родительское собрание. Действующая организационно-управленческая структура позволяет оптимизировать управление, включить в пространство управленческой деятельности значительное число педагогов и родителей (законных представителей).

Ещё один основополагающий принцип совершенства управления организацией — развитие и повышение профессиональной активности сотрудников организации, достижение успеха благодаря их таланту.

В детском саду создаются условия для постоянного развития профессионально значимых способностей, поощрение инициативы и вовлечение работников в процесс организации педагогической деятельности, увеличивая их вклад в улучшение деятельности ДОО на принципах доверия и общих ценностей, открытости и возможности самим принимать решения. Активно развивается культура делегирования полномочий для достижениякак организационных, так и личных целей педагогов. Например, участие педагогов в работе творческих групп с функцией распределения заданий.

Непрерывное обучение, инновации и улучшениев процессепроведения эффективных изменений с применением знаний и поиском наилучших возможностей — актуальное направление образовательной политики.

В ДОО систематически осуществляется стимулирование и поддержка творческого потенциала сотрудников, организовано управление процессами обмена педагогов знаниями и опытом, используются разнообразные возможности для изменений и улучшений при реализации системного инновационного подхода.

Педагоги нашего детского сада являются участниками творческих лабораторий, организованных с целью разработки и внедрения разнообразных инновационных технологий в области развития художественно-творческих и социально-коммуникативных способностей дошкольников.

Развитие партнёрских отношений и организационных возможностейна принципах доверия, обмена знаниями и плодотворной совместной деятельности является основой для повышения качества управления современной ДОО.

Задачейразвития прочных взаимовыгодных партнёрских отношений как внутри ДОО, так и за её пределами является деятельность по преумножению и созданию новых ценностей для всех партнёров, достижение совместных стратегических и оперативных целей.

Социальные партнёры ДОУ № 194 «Капитошка»: ДК «Тольятти», МАУ ДКИТ, Дворец бракосочетаний Автозаводского района, ГИБДД УВД г. Тольятти, ТГУ, УлГПУ, Эл Банк, Мэрия г.Тольятти и другие.

Корпоративная социальная ответственность предполагает построение в долгосрочной перспективе структуры, при которой дошкольная организация стремится понимать и удовлетворять ожидания всех заинтересованных сторон, включая общество в целом. При этом возникает возможность положительного влияния на окружающий мир посредством достижения выдающихся результатов в своей деятельности при одновременном улучшении экономических, экологических и социальных условий в сообществах, которые затрагивает деятельность.

Полагаясь на собственный опыт работы в ДОО с учётом анализа и применения восьми фундаментальных положений модели совершенства, считаем возможным дополнить принципы управления образовательной организацией еще двумя:

        скоростью реагирования на изменения спроса;

        нацеленностью в будущее.

Скорость в принятии управленческих решений с учётом особенностей спроса со стороны родителей, государства и других заинтересованных сторон проявляется в нашем детском саду в виде действий по реконструкции помещений и открытию дополнительных групп для дошкольников в связи с изменяющимися условиями демографической политики. Кроме того, создаются условия для посещения детьми раннего возраста групп детского сада в ответ на повышение спроса родителей и непродолжительность срока государственного финансированиядекретного пособия матерям.

Нацеленность в будущее рассматривается нами, как понимание кратковременной и долгосрочной перспективы, тех факторов, которые будут оказывать влияние на общеразвивающую деятельность ДОО и рынок дополнительных образовательных услуг для дошкольников.

Психологизация образовательного процесса, освоение технологий интеграции образовательных областей, осуществление гендерного подхода в воспитании и развитии детей, овладение педагогов навыками организации инклюзивного развития детей с ОВЗ и обеспечения их благоприятной адаптации в группах общеразвивающей направленности — актуальные направления педагогического поиска.

Таким образом, применение «Модели совершенства Европейского фонда управления качеством» для повышения качества управления современной дошкольной образовательной организацией возможно в качестве разработки тактических действий и планирования стратегических решений. Данный подход является простым и эффективным инструментом совершенствования организации и построения системы менеджмента на основе качества и непрерывной её модернизации.

 

Литература:

 

  1. М. ван Ассен. Ключевые модели менеджмента. 60 моделей, которые должен знать каждый менеджер [Текст] / М. ван Ассен, Г. ван ден Берг, П. Питерсма; пер. с англ. В. Н. Егорова; агентство «Berenschot». — 2-е изд. (эл.). — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — С. 240–244.
  2. MANRU — Образовательная Сеть Совершенствования: [Электронный ресурс]. М., 2006–2015. URL: http://www.manru@uniyar.ac.ru. (Дата обращения: 25.10.2015).
  3. EFQM в России — НПО EFQM — ВОК: [Электронный ресурс]. М., 2006–2015. URL: http://www.efqm.org. (Дата обращения: 25.10.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle