Библиографическое описание:

Дереча Н. Н. Диагностика и формирование экологического сознания студентов педагогического вуза как ценностная ориентация современного образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 1-3.

 

The author conducted a study of the issues related to diagnostics of ecological consciousness of students of pedagogical universities, as well as the ways of formation of ecological consciousness of future teachers.

Key words: ecological culture, ecological consciousness, values.

 

Жизнь на нашей планете определяется деятельностью человека, но мы не должны забывать, что биосфера может существовать без человека, но человек не может существовать без биосферы. Сохранить гармонию человека и природы — основная задача, которая стоит перед настоящим поколением. Необходимо развитие у каждого из нас экологического сознания, которое формируется экологическим воспитанием и образованием. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования выделяет базовый уровень — требования к предметным результатам освоения интегрированного учебного предмета «Экология», который должен отражать сформированность представлений об экологической культуре, сформированность экологического мышления, владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, владения знаниями экологического императива, сформированность личностного отношения к экологическим ценностям [].

Экологическое образование не сводится к сумме сведений о состоянии окружающей среды и природоохранной деятельности. Его главная цель — формирование экологически компетентной личности, гражданина планеты, который будет определять выбор вариантов технологий, строительства предприятий и использование природных ресурсов. Экологически грамотный человек обладает экологическим способом мышления, который ориентирован на позицию «Природа — наш дом». Наука о человеке и его взаимоотношениях с окружающей средой становится главенствующей и глобальной областью знания в 21 веке. В Национальной Доктрине образования в качестве основной задачи государства в сфере образования выделено экологическое воспитание. Государственный заказ — педагог будущего, педагог XXI века — это эколог.

В России широко развивается экологическое образование. Мы придерживаемся мнения, что экологическая культура предполагает наличие определенного и достаточно высокого уровня экологических знаний, экологического сознания, экологического поведения. В основе сознания являются знания. Мы разделяем точку зрения О. С. Козловцевой и под экологическим сознанием понимаем совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты [3]. В основе формирования сознания личности лежит система ценностей. Ценности это предпочтения определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения [1].

Охрана окружающей среды, защита природы родного края и его ресурсов становятся темой номер один в образовании и, затем уже, в экономике. Сейчас уже нет сомнений, что хозяйственная политика должна быть тщательно выверенной в экологическом аспекте. Но прежде, чем можно будет изменить существующие тенденции антропогенного воздействия на среду, о них кто-то должен начать говорить и рассказывать. В этом плане первостепенная роль отводится педагогу, родителям. Средства массовой информации (печать, радио, телевидение) ведут интенсивный диалог с подрастающим поколением по вопросам экологических проблем.

В течение двух лет мы проводим тестирование студентов ИПИ им. П. П. Ершова 1 курса специальности «Биология и химия» и «Экологическое образование и химия» [2]. Кроме того, в опросах принимали участие студенты по специальностям «Правоведение и правоохранительная деятельность», «Психология и социальная педагогика». Нами было проведено анкетирование (сентябрь 2015) студентов первого курса факультета математики, информатики и естественных наук Ишимского педагогического института им. П. П. Ершова на предмет ориентации в вопросах экологии. Оказалось, что большинство студентов (92,0 %) отводят важное место природе в своей жизни. Причем у 74 % опрошенных, состояние окружающей среды Тюменской области вызывает озабоченность. Студентов волнуют проблемы охраны природы и использования природных ресурсов, состояние окружающей среды в Тюменской области, в целом в России и на планете. Анализируя анкетные данные о факторах, влияющих на формирование экологического сознания, мы получили следующую последовательность: на первом месте стоят средства массовой информации, на втором учебный процесс (ДОУ, школа, ВУЗ), на третьем месте находится такой фактор, как состояние окружающей среды в моем городе и области, на четвертом — выступления в защиту окружающей среды.

Для диагностики экологического сознания студентов первых курсов (2014, 2015годов) мы использовали диагностическую методику «Развитость моего экологического сознания» А. П. Сидельковского.

Диагностика экологического сознания показала, что 69 % студентов первого курса эколого-химического профиля, 53 % студентов профиля «Экономика и управление», 41 % студентов профиля «Право и правоохранительная деятельность» имеют антропоцентричное сознание, такой тип сознания пронизан идеей полезности природы для человека. Природа для этих обучающихся окружающая среда; 31 % обучающихся эколого-химического профиля, 47 % обучающихся профилей «Экономика и управление», «Право и правоохранительная деятельность» находится в переходном состоянии, то есть эти студенты находятся на пути к не противопоставлению человека и природы, а к признанию их взаимовыгодного единства, хотя пока еще и склонны рассматривать необходимость природоохранной деятельности для сохранения природы ради будущих поколений и только 12 % обучающихся профиля «Право и правоохранительная деятельность» находятся на пути к экоцентричности, представления о мире у студентов направлены на экологическую целесообразность, отсутствует противопоставленность человека и природы.

Анализ данных по диагностической методике «Мое отношение к природе дает возможность увидеть, что у 19 % студентов отношение к природе мало осознано и не очень активно, у 75 % отношение к природе осознается глубоко и правильно, однако некоторые выбранные ответы говорят о том, что не все в этом отношении благополучно. И только у 6 % студентов отношение к природе недостаточно осмыслено. Анализ вопросов на выявление когнитивной составляющей экологической культуры позволяет констатировать, что знания студентов отрывочные, на вопрос, «Что такое природа» — 70 % студентов ответили, что это окружающая среда, студенты затруднялись выделить структурные компоненты экологической культуры. Отвечая на вопрос «Какие экологические проблемы существуют на сегодняшний день» 84 % студентов ответили, что это загрязнение окружающей среды, атмосферы, 6 % студентов к экологическим проблемам отнесли глобальное потепление, повышение уровня мирового океана, 6 % студентов не смогли ответить на данный вопрос.

К экологическим проблемам России, 84 % студентов отнесли лесные пожары, наводнения, химические загрязнения. В целом хочется заметить, что студенты путают стихийные бедствия с экологическими проблемами. Ни один студент не дал полного ответа на вопрос «Из чего складывается экологическая культура».

На вопрос «Моя деятельность по охране природы заключается» 72 % студентов ответили в уборке мусора, посадке деревьев и цветов, 12 % студентов затруднились ответить да данный вопрос. Диагностические данные экологического сознания студентов свидетельствую о том, что необходима большая работа в данном направлении. В образовательном процессе вуза педагоги используют такие формы работы как экологические акции, проекты, социальные пробы [3], участие в экологических конференциях, семинарах, конкурсах.

Для успешного формирования экологической культуры студентов, вуза мы считаем необходимым включать студентов проектную деятельность. Мы считаем, что проектная деятельность является наиболее эффективным средством формирования экологического сознания студентов. Проектная деятельность — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта [2]. В основе проектной деятельности лежит метод проектов, который позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности студентов и педагогов. Для успешного формирования экологической культуры будущих педагогов необходимо привлечь их к социально значимой деятельности, которой посвящен проект «Точка на карте».

Проект посвящен организации конкурса, инициирующего развитие экологического туризма, как средства изучения родного края. На конкурс предоставляется описание любого интересного объекта, расположенного на территории ближайшего окружения участника, который по мнению автора достоин стать одним из пунктов туристского маршрута (дерево, овраг, точка, откуда открывается красивый вид, место с которым связана какая — либо легенда и т. п.) Материал предоставляется в виде эссе с фотографией или презентацией.Данный проект очень актуален для будущих педагогов, так какпредполагает создание туристско-рекреационных кластеров на территории юга Тюменской области с уникальными природными ресурсами и богатым историко-культурным наследием. Проект позволит организовать социальные пробы для будущих педагогов в процессе организации экологического туризма, формирование у студентов экоцентрического сознания, экологической культуры, а также поможет в развитии прогностических умений [5].

Итак, мы считаем, что разработанный нами проект «Точка на карте» будет способствовать повышению уровня экологической культуры у будущих педагогов.

 

Литература:

 

  1.      Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: дисс. канд. пед. наук. — Омск, 2005. -186 с.
  2.      Дереча И. И. Технологии организации воспитательного процесса. Ишим: Изд-во ИГПИ им.П. П. Ершова,2012.-196с.
  3.      Козловцева О. С. Экобиоморфы рекреационных лесов юга Тюменской области как показатель степени антропогенного воздействия: дис.канд.биол.наук. / О. С. Козловцева.- Новосибирск,1999.
  4.      Козловцева О. С., Григоров И. С. Программа «Шаг навстречу природе» как путь повышения экологической культуры обучающихся Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2014. № -11.- С. 130–134.
  5.      Захаров А. В., Циллер К. В. Прогностические умения в структуре профессиональной компетентности современного преподавателя системы повышения квалификации // Гуманитарные науки в XXI веке, 2014. № 18. С.1787–181.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle