Библиографическое описание:

Кудрявцева Н. Н. Программа формирования и развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 96-98.

Универсальные учебные действия формировались в условиях реализации основной образовательной программы начального общего образования, являясь основой для ключевых компетентностей. Учебная деятельность младших школьников была той средой, в которой могли быть сформированы универсальные учебные действия. На этапе основного общего образования универсальные учебные действия продолжают развиваться уже не только в учебной деятельности, но и в таких видах деятельности как проектная и исследовательская, а также в различных социальных практиках.

Программа развития универсальных учебных действий на уровне основного общего образования (далее — Программа) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности.

Программа развития универсальных учебных действий основывается на положениях системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и знаниевой парадигмы образования.

Программа развития универсальных учебных действий в основной школе определяет:

-          цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий в основной школе, описание основных подходов, обеспечивающих эффективное их усвоение обучающимися, взаимосвязи содержания урочной и внеурочной деятельности;

-          планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД;

-          ценностные ориентиры развития универсальных учебных действий, место и формы развития универсальных учебных действий, связь УУД с содержанием учебных предметов;

-          основные направления деятельности по развитию УУД на второй ступени ООО;

-          описание технологии включения развивающих задач, как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся;

-          условия развития УУД;

-          преемственность программы развития УУД при переходе от начального к основному общему образованию.

1.1.Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований стандарта

Цель программы: обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала основного общего образования.

Задачи Программы:

-          описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса;

-          разработка системы типовых задач применения универсальных учебных действий;

-          описание основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;

-          описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;

-          описание видов взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей;

-          описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров, психолого-педагогических условий сопровождения формирования УУД;

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида универсального действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития УУД уделяется становлению коммуникативных УУД.

По мере формирования в начальных классах личностных действий ученика (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие УУД (коммуникативных, познавательных и регулятивных) в основной школе претерпевают значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты подростка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.

Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении».

1.2. Понятия, функции, состав и характеристика универсальных учебных действий и их связи с содержанием учебных предметов

Термин «универсальные учебные действия» имеет несколько значений. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

-                   обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

-                   создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

-                   обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личности и познавательной сфер подростка.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Т. о., достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

1)      учебные мотивы,

2)      учебную цель,

3)      учебную задачу,

4)      учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Существенное место в преподавании школьных дисциплин занимают так называемые метапредметные учебные действия. Под «метапредметными» действиями понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного (с другими учащимися) лабораторного эксперимента по физике либо химии.

Требования к развитию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов различных УМК по-разному. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

 

Литература:

 

1.         А. Г. Асмолов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.];— М.: Просвещение, 2010.

2.         Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000».... Методическое пособие / Под редакцией Л. Г. Петерсон — М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010. — 160 с..

3.         Гальперин Петр Яковлевич. //Психологический журнал. — 1988. — Т.9, № 6. — С.164–165.

4.         Давыдов В. В., Маркова А. К. Формирование учебной деятельности школьников. — М., 1982.

5.         Л. Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» /Построение непрерывной сферы образования. М., 2007.Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов, М. А. Кубышева, В. А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006.

6.         Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. М., 2008.

7.         http://www.pandia.ru/text/77/161/15522.php Примерная основная образовательная программа основного общего образования — вектор индивидуализации обучения в основной школе.

8.    http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle