Авторы: Миронова Анна Ивановна, Синева Оксана Александровна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 23.04.2016

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Миронова А. И., Синева О. А. Программа внеурочной деятельности «Быть гражданином»: опыт разработки и реализации в условиях СВУ // Молодой ученый. — 2016. — №8.5. — С. 35-37.



В настоящий период в России идет становление новой системы образования. Целевым компонентом происходящих преобразований стала ориентация на вхождение в мировое образовательное пространство. Реальность такова, что для такого перехода требуются существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В основу взаимодействия педагога с учащимся в педагогическом процессе закладывается личностно-ориентированное взаимодействие. При этом такое взаимодействие не может сводиться к какому-либо одному виду образовательной деятельности. Оно должно проходить красной нитью через все ее виды: учебную (в рамках образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Этот постулат закреплен в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Кроме того, новый стандарт придает особое значение воспитанию, в нем подчеркивается, что школа должна не только учить, но и воспитывать человека. Полноправной составляющей образовательного процесса, ориентированного на воспитание, становится внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся [1, С. 8.].

Она организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося [3, с. 17–24].

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования [2].

Для решения поставленных задач разрабатываются программы внеурочной деятельности, ориентированные на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

При этом содержательная сторона программы внеурочной деятельности должна учитывать специфику образовательного учреждения.

Суворовское военное училище — это образовательная система особого типа, относящаяся к группе профессионально детерминированных систем и предполагающая круглосуточное пребывание обучающихся на его территории.

Отличительными признаками образовательных учреждений такого типа является их закрытость и профессиональная направленность обучения и воспитания. СВУ функционирует в особых условиях, определяемых его спецификой (профессионализацией), традициями и базой военно-профессионального воспитания. Поступив в суворовское училище, ребенок оказывается один на один с новым социумом, вдали от родных и привычного круга общения. В стенах училища действует особый уклад жизнедеятельности; особый характер функционально-ролевых взаимодействий и отношений; наличие определённого социума, в выборе которого суворовец не принимает участия; жёсткий режим, подразумевающий физическую и психологическую выносливость; наличие обязательных видов деятельности, несвойственных для учащихся обычной школы; относительное однообразие жизнедеятельности в рамках образовательной системы [4].

При этом основной целью суворовского военного училища является подготовка всесторонне образованных, развитых и патриотически-настроенных граждан, ориентированных на государственную службу на военном поприще.

В 2015 году в Ульяновском гвардейском суворовском училище началось внедрение федеральных образовательных стандартов второго поколения. Обучение в училище начинается с 5 класса, поэтому программы внеурочной деятельности разрабатывались для данной возрастной категории, и делалось это впервые. Специфика образовательного процесса СВУ? а также отсутствие опыта разработки и реализации программ такого рода, потребовали от педагогического коллектива училища поиска совершенно новых подходов к организации деятельности по ФГОС. Эти вопросы должны были найти свое решение, в том числе, и в рабочих программах по внеурочной деятельности. Одним из примеров и результатом такого педагогического поиска стала программа внеурочной деятельности социальной направленности «Быть гражданином».

Программа ориентирована на развитие у обучающихся коммуникативных умений, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Программа способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.

Срок реализации программы — один год, по одному занятию в неделю (всего тридцать пять часов).

Создание условий для развития личности и творческого потенциала обучающихся стало целью рабочей программы.

В качестве основных задач были определены следующие:

− формирование позитивной самооценки, самоуважения;

− формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве;

− умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

− способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

− воспитание целеустремленности и настойчивости;

− формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;

− формирование умения решать творческие задачи;

− формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Учитывая специфику организации образовательного процесса, в суворовском училище доступны практически все виды внеурочной деятельности, но с некоторыми ограничениями. Например, туристско — краеведческая деятельность предполагает в качестве своего сущностного «дела» поход (во всем их видовом разнообразии: ближние и дальние, однодневные и многодневные, пешеходные и лыжные, водные и горные, велосипедные и конные, самодеятельные и плановые и еще комбинированные). Без походов туризма нет и быть не может. Только поход, являясь самой комплексной формой туризма, включающей в себя и краеведение, и экскурсии (без экскурсий, наблюдений теряется смысл похода), позволяет достигать целей, которые ставятся в туристско — краеведческой деятельности. Но помня о том, что главной особенностью суворовского военного училища является закрытость и функциональность в жёстко заданных условиях, обусловленных его спецификой (профессионализацией) организация такой деятельности в полном ее смысле, не представляется возможной. То же самое можно сказать и о социальном творчестве.

Наиболее доступными видами деятельности с училище являются игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная, трудовая, досугово-развлекательная, художественно-творческая деятельность.

Основные мероприятия представлены в следующих формах: беседа, сообщение, просмотр видео материала, экскурсии, конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, мастер-классы, занятия творчеством и т. д.

Программа построена на трех модулях, которые определялись исходя из потребностей суворовцев первого курса с учетом возрастной и психолого- педагогической целесообразности.

Первый модуль «Добрые дела» направлен на получение первоначального представление о созидательном и нравственном значение труда в жизни человека и общества, а также на приобретение теоретических знаний и практических умений по самообслуживанию, поскольку обучение в СВУ предполагает ношение военной формы одежды. Суворовцы первого курса в рамках модуля «Добрые дела» постигают тонкости навыков ухода за военной формой. На первом занятии «Внешний вид — залог успеха» ребятам был представлен мастер-класс по пришиванию пуговиц и соблюдению техники безопасности при работе со швейными принадлежностями. На втором занятии были продемонстрированы азы работы с гладильными принадлежностями (утюг, гладильная доска) и правила ухода (глажки) костюма суворовца. Ребята научились самостоятельно приводить свою форму в надлежащий аккуратный вид.

Основой второго модуля «Твори. Выдумывай. Пробуй» стала ориентация на развитие навыков различных видов художественной деятельности и развитие индивидуальных творческих способностей. Одним из направлений работы в этом модуле является подготовка и выпуск ротной стенной печати.

Важным средством идейного воспитания, укрепления воинской дисциплины и мобилизации суворовцев на решение очередных задач является стенная печать, которая включает в себя: еженедельный суворовский листок (отражает учебную, спортивную, досуговую жизнь подразделения, популяризацию достижений, указывает на недостатки в учебном процессе); фотогазета (наглядно демонстрирует жизнедеятельность роты за прошедший месяц); сатирическая газета (яркая, красочная газета, которая доброжелательно, в дружеских шаржах рассказывает о недоработках коллектива, его отдельных суворовцев, остроумно визуализирует их проступки).

Третий модуль «Я и общество» направлен на развитие патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей, развитие чувства гордости за свою страну, училище; воспитание личности гражданина — патриота России, формирование комплекса нормативного и правового права гражданина РФ.

«Суворовец — звучит гордо!» — основное мероприятие данного модуля. Информационная беседа-презентация, главной задачей которой является ознакомление суворовцев с историей Ульяновского гвардейского суворовского военного училища, раскрывается смысл «Клятвы суворовца». На данном мероприятии ребята знакомятся с историей УГСВУ, его славными традициями, а так же биографией героических личностей, выпускников училища, которые внесли свой вклад в мощь и славу России.

Необходимо отметить, что организация внеурочной деятельности как таковой для училища — дело не новое. В систему работы всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию конкретных воспитательных целей и задач. На базе УГСВУ с 2011 года действует отдельная дисциплина «Дополнительные образовательные программы». Организована деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений.

Что же касается механизма реализации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения, то именно здесь начинают возникать вопросы. Занятия, мероприятия проводятся во второй половине дня, на эту же часть дня планируются часы воспитательной работы подразделения и работа психологов рот. Не всегда необходимое мероприятие «умещается» в рамки распорядка, поскольку требует выхода в город, что сопряжено с определенной его процедурой и большим ресурсом времени.

Существуют и другие нюансы. Так, отсутствие у педагогов практического опыта реализации новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища, разработки программ внеурочной деятельности требуют определённого рода наработок, обобщения и распространения практического опыта именно для СВУ. Решением данного вопроса может стать наработка соответствующего опыта (что требует определенного количества времени), выявление наиболее действенных условий и разработка оптимальных моделей реализации внеурочной деятельности именно для суворовских военных училищ.

В целом, несмотря на определенные нюансы, возникающие в ходе реализации внеурочной деятельности в СВУ, уже сейчас можно отметить, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию интереса к различным видам деятельности, желанию принимать активное участие, умению самостоятельно организовать своё свободное время, позволяет создать условия для свободного общего развития личности; обеспечить каждому суворовцу «ситуацию успеха»; содействовать самореализации личности ребёнка и педагога.

Литература:

  1. Минашкин А. В. Образовательные стандарты второго поколения и пути развития новой школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2011. — № 5. — С. 17–24.
  2. Рабочая программа по внеурочной деятельности // Metod-kopilka.ru. URL: http://www.metod-kopilka.ru/rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti-8979.htm (дата обращения: 08.04.2016).
  3. Советова Е. В., Шувалова О. В. Система воспитательной работы в школе. — М.: Чистые пруды, 2008. — 32 с.
  4. Шкирков В. Ф. Организация профессионально-ориентированного обучения учащихся суворовского военного училища, склонных к девиантному поведению // Диссертация кандидата педагогических наук. — Йошкар-Ола, 2012. — 207 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочной деятельности, суворовского военного училища, программы внеурочной деятельности, реализации внеурочной деятельности, самореализации личности ребёнка, второго поколения, различным видам деятельности, творческой самореализации личности, Программа внеурочной деятельности, образовательного процесса, внеурочной деятельности должна, развития личности, Целью внеурочной деятельности, внеурочной деятельности социальной, виды внеурочной деятельности, раскрытию индивидуальных способностей, разностороннему раскрытию индивидуальных, организация внеурочной деятельности, виду образовательной деятельности, создание условий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос