Библиографическое описание:

Смородинова М. В. Системный характер и специфика содержания школьного образования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 132-134.

Прежде чем обратиться к структуре и содержанию школьного образования для начала необходимо рассмотреть, что представляет собой понятие образование вообще. В том виде, в котором оно употребляется в настоящее время, было приобретено «в конце XVIII века, под влиянием Гёте, Песталоцци и неогуманистов, и означало тогда общий духовный процесс формирования человека в противоположность воспитательной технике сторонников методов просветителей» [6; с.311].

Не менее известный немецкий философ Х.Г. Гадамер в свой книге «Истина и метод» проводит более детальный анализ понятия образования. По его мнению, понятие образование зарождается в средневековой мистике, далее развивается в мистике барокко, и в итоге превращается в «возрастание гуманности». Поясняя, что применительно к практическому значению понятия важен отход к XIX веку, когда были сохранены глубинные параметры этого слова, «и наше понятие об образовании происходит именно отсюда» [2; с.27]. Х.Г. Гадамер подчеркивает, что процесс образования должен усваиваться целиком и полностью, в тоже время образование не может являться только средством развития способностей, «в образование входит все, к чему оно прикасается», так как «ничто не исчезает, все сохраняется» [2; с.28]. Таким образом, можно говорить о том, что с точки зрения философов понятие образования в то время не имело четкого определения и рассматривалось как синоним слова воспитание.

В настоящее время эти два педагогических понятия четко разделяют. В словарях русского языка мы можем найти следующие определения понятий образования и воспитания. В энциклопедическом словаре понятие образование трактуется как: «усвоение общих и специальных знаний, умений и навыков и развитие на этой основе познавательных способностей учащихся; формирование их мировоззрения и подготовка к практической жизни» [8; с.527], а «воспитание» – «определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого с целью привить ему качества, желательные воспитателю» [8; с.343]. В «Толковом словаре русского языка» образование – это «совокупность знаний, полученных в результате обучения» [4; с.436], а воспитание – «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни» [4; с.98]. «Философский энциклопедический словарь» определяет образование как – «духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, т.е. процесс формирования облика человека» [6; с.311], тогда как воспитание – это «воздействие общества на развивающегося человека» [6; с.76]. Итак, образование является частью более обширного понятия как воспитание, которое включает и процесс постижения действительности, и формирование отношения к ней.

Если же мы обратимся к государственным документам, то увидим, что в Законе РФ «Об образовании» под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [5]. В данном определении образование рассматривается с точки зрения государственной значимости и необходимости. Обобщая все выше сказанное, можно констатировать, что существует четкое разделение понятий образования и воспитания. Вызвано это тем, что образование соотносится с предметной (знаниевой) стороной миропонимания, тогда как воспитание с эмоциональной, чувственной стороной. Под воспитанием в широком смысле понимается передача опыта старшим поколением младшему, а в узком – процесс систематического целенаправленного воздействия на человека с целью подготовки его к дальнейшей жизни, а образование – это результат усвоения учащимися знаний, умений и навыков и применение их на практики (в жизни, труде, работе). Сам же процесс образования не начинается только в рамках учебного заведения, он намного шире: в семье, в обществе сверстников и взрослых, а также в любой другой деятельности. Рассмотренные выше особенности содержания и условий образования объясняют нам всю сложность содержания понятия образование. В зависимости от того, с какой позиции рассматривается образование, меняется и содержание понятия. Когда об образовании говорят в общественно-политическом аспекте, то имеется в виду чаще социальный феномен, в социально-педагогическом аспекте, прежде всего, образование выступает как процесс и результат. Если рассматривать образование как процесс, то оно ориентированно на освоение знаний, на способ мышления и поведения. Наибольший интерес представляет образование как система, в которой осуществляется учебный и воспитательный процесс.

Следовательно, образование – это процесс, способствующий вхождению в культуру и самоопределению в ней, к адаптации в условиях постоянно меняющегося социума, а также развитию собственной субъективности и творческого потенциала. Таким образом, образование следует рассматривать как целостную, органически единую и взаимосвязанную социальную систему.

Обратимся к анализу значимых компонентов школьной образовательной системы, таким как:

образовательный процесс;

цели образования;

содержание образования;

учитель;

учащиеся;

средства обучения;

организационные формы организации обучения и др.

Рассмотрим каждый элемент более подробно. Образовательный процесс – это «целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованного учебно-воспитательного и учебно-познавательного процессов» [3; с.56]. Образовательный процесс является одним из основных компонентов школьной образовательной системы. В нем в наибольшей степени выражена суть образования, т.е. целенаправленный процесс взаимодействия между учителем и учащимся.

Цели образования задаются государством, обществом, и определяются потребностями учащихся, учителей и самим учебным заведением. А.Е. Бахмутский писал о том, что «цели образования определяются как внешними по отношению к образовательной системе факторами, так и свойствами ее элементов. Они должны быть достаточно конкретны и допускать проверку степени их достижения» [1; с.11]. Возможно и изменение целей образования в связи с изменением социальной структуры общества и уровня его развития.

Содержание образования является важнейшей составляющей образовательной системы. До конца 80-х годов XX века еще в советской школе содержание образования менялось очень медленными темпами. Связано это было исключительно с распорядительными (директивными) документами, которые строго контролировались в школах. Следует отметить, что содержание образования в том виде, в котором оно существует на сегодняшний день, мало соответствует закономерностям личностного развития учащегося. Содержание образования тесно связано с целями образования, с возможностями учителей, а также со способностями и желанием учащихся обучатся. По мнению А.Е. Бахмутского содержание образования «должно непрерывно меняться вместе с состоянием общества, уровнем его развития, состоянием образовательной системы и ее элементов» [1; с.12]. Непосредственное овладение учащимися содержанием образования осуществляется в процессе учебно-познавательной деятельности. Задача учителя же состоит в том, чтобы формировать содержание образования, а сделать это возможно, опираясь на результаты учащихся с учетом их возможностей и возрастных особенностей.

А.В. Хуторской считает, что содержание образования «представляет собой специально отобранный для усвоения учениками объем знаний, умений и навыков» [7; с.194]. Далее автор поясняет, что «образование и его содержание становится атрибутом ученика, его личностным качеством. Такое образование невозможно «дать», оно наполняется содержанием только в процессе образовательной деятельности ученика» [7; с.195]. Содержание образования представляет «перечень разделов и тем предметов, а также… знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик в результате обучения» [1; с.12]. В настоящее время мы можем говорить о том, что педагогическая наука едина во взглядах на содержание образования, оно формирует научные взгляды и мировоззрение, а также соответствует индивидуальным способностям и потребностям учащихся.

Фигура учителя весьма значима в учебном процессе. Он является непосредственным участником образовательного процесса. В процессе школьного образования учитель является носителем содержания образования и воспитания, организует учебный процесс, передает знания, выбирает и использует разнообразные средства обучения, в целом развивает учащихся. Результат деятельности учителя в конечном итоге мы можем наблюдать в деятельности учащихся. Деятельность учителя можно прировнять к искусству. Для успешной организации учебной деятельности учителю необходимо обладать знаниями по данному предмету, а также техникой организации учебного процесса. Учитель по своему усмотрению может корректировать объем и последовательность изложения учебного материала. В процессе обучения методы и приемы преподавания выбираются учителем самостоятельно.

Неотъемлемой часть учебного процесса являются учащиеся. В системе школьного образования учащиеся рассматриваются с точки зрения их участия в самом процессе обучения. Но уже на первом году обучения в школе у учеников пропадает интерес к восприятию знаний. С чем это связано? Почему наступает пассивность в учебе? Чтобы понять это явление, необходимо выявить его происхождение. При таком подходе нетрудно понять, что в дошкольном возрасте у ребенка отсутствуют какие-либо ограничения, чем старше ребенок становится, тем больше у него появляется обязанностей. В школе он изучает предметы, которые требуют дополнительной подготовки дома, что для ребенка является ограничением в действиях. Вместо того чтобы заниматься любимым делом, ему и вне школы приходится заниматься учебой. Таким образом, теряется интерес к учебе, урокам и эта деятельность становиться одной из нелюбимых. В психолого-педагогической науке этому явлению есть четко объяснение, все зависит от познавательных процессов, которые свойственны каждому школьнику.

В связи с активным развитием информационных технологий, неизбежное влияние сказалось и на средствах обучения. Средства обучения «определяются уровнем развития общества, содержанием образования, возможностями учащихся и учителей по их использованию, организационными формами образовательного процесса» [1; с.13]. Таким образом, использование разнообразных средств обучения зависит как от требований образовательного процесса, так и от возможностей учителя.

Следует отметить общепринятые в учебном процессе средства обучения:

• печатные (учебники, рабочие тетради, раздаточный материал, книги для чтения, хрестоматии);

• наглядные (доска, плакаты, стенды);

• электронные (презентации, слайды);

• аудиовизуальные (показ фильмов, прослушивание аудио записей, т.е. использование аудио и видео аппаратуры).

Перечисленные выше средства обучения оказывают эффективное воздействие на учащихся, способствует более глубокому запоминанию учебного материала. Выбор и использование тех или иных средств обучения на уроках зависит от учителя и желания учащихся.

Основной формой организации обучения является урок. Не одно десятилетие классно-урочная система предметного обучения является основной в образовательном процессе. В рамках этой системы осуществляется планирование учебного процесса, организована работа учителей – т.е. все то, без чего не мыслим учебный процесс. По сути, учитель в образовательном процессе имеет дело не с одним учащимся, а с группой учеников, которые в процессе обучения получают знания, а в итоге каждый достигает свой результат. Цель и задача учителя заключается в такой организации процесса обучения, когда все учащиеся усвоят необходимые знания, приобретут умения и навыки.

Таким образом, мы можем говорить о том, что школа – это единая образовательная система, которая включает в себя образовательный процесс, цели и содержание образования, имеет свои условия и участников, т.е. учащихся, учителей и администрацию школы. Именно этот процесс определяет качество образования в целом.


Литература:
  1. Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования: проблемы и решения. –СПб.: КАРО, 2007. – 176 с.

  2. Гадамер Х.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / Пер. с немец. Б.Н. Бессонова. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.

  3. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании. Учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2006. – 357 с.

  4. Толковый словарь русского языка под. ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. – М.:Азбуковник, 1999. – 944 с.

  5. Федеральные законы и кодексы РФ. Закон РФ «Об образовании». Код доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/43_1.html дата обращения (24.01.2011 г.).

  6. Философский энциклопедический словарь // Под ред. Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 576 с.

  7. Хуторской А.В. Содержание образования как деятельность // Новые ценности образования. Вып. 1-2 (25-26). 2006. – 194 - 210 с.

  8. Энциклопедический словарь // Под ред. Б.А. Введенского. – М.: Большая советская энциклопедия, 1954. Том 2. – 719 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle