Библиографическое описание:

Юртаева Т. Б. Развитие нравственно-правовой культуры студента в культурно-образовательном пространстве [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 158-161.

В период социокультурных и социально-экономических преобразований, система образования обращается к проблеме человека, его культуры, индивидуальности, воспитанию в духе высокой нравственности и уважения к закону. На практике мы сталкиваемся с тем, что правовые знания носят в основном теоретизированный характер, наблюдается дефицит нравственно-правовой культуры. В этих условиях возникает потребность в специалисте нового типа, обладающего ценностной ориентацией нравственно-правового поведения. Несомненно, институты образования имеют возможности в развитии нравственно-правовой культуры студента, что находит отражение в «Положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования», где прописаны основные задачи, стоящие перед ссузом: «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества».

В научной литературе понятие «нравственно-правовая культура личности» рассматривается как интегративное качество, включающее систему правовых и нравственных взглядов, позволяющих субъекту быть дееспособным в сфере нравственно- и правоориентированной экономики, нести ответственность по её качеству в отношении государства и общества. Овладение нравственно-правовой культурой способствует накоплению опыта позитивного социального поведения, осознанию социальных ценностей, пониманию действующих законов, их социокультурной, социально-экономической и личностной значимости.

В научной литературе обосновано, что на развитие личности в онтогенезе наряду с наследственностью, воспитанием, влияет пространство и деятельность самого человека. С этих позиций развитие нравственно-правовой культуры требует создания определенных условий, одним из которых является создание культурно-образовательного пространства, - пространства, «позволяющего студенту осознать ответственность за выбор содержания и форм деятельности в условиях экономики знаний и неопределенности» [1, с. 125]. Культурно-образовательное пространство является наиболее «близким» к личности студента, особо значимым и небезразличным для него. Именно оно имеет бесконечные возможности трансляции опыта нравственно-правовой профессиональной деятельности, освоения мира в целом и построения ценностных нравственно-правовых отношений во всех сферах человеческого бытия.

В образовании феномен культурно-образовательного пространства изучают А.И Бондаревская, Г.И. Герасимов, Л.Н. Павленко. Авторы развивают идеи об образовательном, культурном и воспитательном пространствах, исходя из которых культурно-образовательное пространство учебного заведения является системообразующим компонентом построения субъект-субъектных отношений: субъекта и культуры, субъекта и социума в целом. Для нас культурно-образовательное пространство предстает как «интегрирующее в себе природную сущность культуры с социокультурными возможностями образования» [2, с. 48].

Немаловажной характеристикой культурно-образовательного пространства является его временная составляющая. Тенденции современного образования таковы, что перед студентом стоит возможность выбора из огромного многообразия возможностей освоения различных знаний и элементов культур, отталкиваясь от собственных смысложизненных ориентаций, не только в период студенчества в процессе обучения, но также на протяжении всей жизни. Именно учет временной компоненты, по В. Бацыну, позволяет оказать помощь студенту в самоопределении в образовательном процессе, наметить контуры дальнейшего образовательного маршрута, обеспечивая тем самым его непрерывность. Специфика предмета нашего исследования позволила нам конкретизировать понятие культурно-образовательного пространства ссуза как особым образом структурированное многообразие отношений, аккумулирующее и способствующее освоению и трансляции культуры, которое обеспечивает культурную и индивидуальную идентификацию личности студента. То есть все компоненты культурно-образовательного пространства служат цели развития личности студента и уровня его культуры.

Рассмотрение положения о диалектике части и целого позволяет сделать вывод о том, что культурно-образовательное пространство отдельно взятого учебного заведения интегрируется в единое (цельное) культурно-образовательное пространство города, региона, страны, и, наконец, в глобальное культурно-образовательное пространство. Следовательно, представляется возможным выделить уровни, на которых существует культурно-образовательное пространство, и рассмотреть двустороннюю зависимость, определяющую взаимосвязь конкретных пространств. Именно многоуровневость позволяет студенту использовать в разной мере потенциал каждого из пространств для формирования личностного культурно-образовательного пространства.

Педагогическая практика показывает, что работа преподавателя, организованная в культурно-образовательном пространстве, имеет другой вектор, расширяет возможности для удовлетворения потребностей студента в развитии нравственно-правовой культуры за счет предоставления ему возможности выбрать содержание и форму индивидуальной организации образовательного процесса и снабдить студента инструментарием, который понадобится ему на пути овладения нравственно-правовой культурой.

Становится значимой роль социального окружения студента: элементы нравственно-правовой культуры, принятые в данной общности, влияют на характер взаимоотношений между субъектами и на эффективность развития нравственно-правовой культуры. При помощи культурно-образовательного пространства «снимаются» многие ограничения (субъект-объектные отношения, «воздействие» как прием воспитания), поскольку создается положительная ценностная нравственно-правовая ориентация и транслируется опыт позитивного поведения.

В ходе специально организованной опытно-экспериментальной работы, создание культурно-образовательного пространство являлось одним из условий успешной работы по развитию нравственно-правовой культуры студента. Это был целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе педагогического потенциала культурно-образовательного пространства, открытом выражении личного мнения, выработке нравственно-правовых качеств. На первом этапе (подготовительном) мы способствовали формированию положительной мотивации к развитию нравственно-правовой культуры, ориентировали студента на нравственно-правовые ценности путем создания ситуаций самооценки, убеждения, успеха, стимулирования, профессиональной направленности. На втором этапе (содержательно-развивающем), создавая проблемные ситуации и ситуации ответственных решений, гарантирующие освоение ценностей нравственно-правовой культуры на каждом занятии, мы закладывали основы будущей нравственно-и правоориентированной профессиональной деятельности, развивали творческий и индивидуальный подход к сфере хозяйствования. При реализации третьего этапа педагогического эксперимента (результативного), создавались ситуации самовоспитания и рефлексии, при помощи которых учился нести ответственность за принимаемые им решения и развивать самостоятельно личностно важные и профессионально значимые нравственно-правовые качества.

Фиксируя положительное влияние культурно-образовательного пространства на каждом из этапов работы, мы заметили, что пространство изменилось: стало открытым, диалогичным, дискуссионным. В результате студенческой инициативы был организован межфакультетский «круглый стол», где обсуждались актуальные вопросы: «Почему современные студенты, как показывает практика, имеют слабое представление о нравственно-правовой культуре?», «Каково значение нравственно-правовой культуры «сегодня» для успешной деятельность «завтра»?», и «Что нужно сделать, чтобы каждый осознал необходимость развития и развивал нравственно-правовую культуру не только обучаясь в ссузе, но и в дальнейшей жизни?». Благодаря свободному обмену мнениями, студенты учились оперировать правовой терминологией, вести деятельность в соответствии с нормами, принятыми в обществе, анализировали экономико-правовые явления с позиций высокой нравственности и права. Студенты положительно оценили характер работы в культурно-образовательном пространстве и предложили программу собственного клуба, в котором обсуждают как глобальные теоретические вопросы соотношения экономики, права и культуры, так и актуальные вопросы, применимые в повседневной хозяйственной деятельности.

Постепенно включаясь и создавая собственное культурно-образовательное пространство в рамках ссуза, студенты постепенно приобщались к более глобальным его уровням: принимали участие в вузовских, городских, общероссийских конференциях по проблемам студенчества, культуры, по вопросам профессионального становления, развития нравственно-правовой культуры. Был организован собственный сайт, на котором вопросы форума, в числе прочих, носили нравственно-правовой характер: «Для чего нужна нравственно-правовая культура современному человеку?», «Приведите примеры ситуаций, где недостаток нравственно-правовой культуры затруднил решение каких-либо проблем», «Поделитесь примерами нравственно-правового поведения, с которыми вы столкнулись в повседневной жизни».

Результаты нашего исследования подтверждают: культурно-образовательное пространство оказывает непосредственное влияние на личность студента и на уровень нравственно-правовой культуры как её интегративного качества. При помощи критериев и уровневых показателей мы можем фиксировать оказанное влияние (табл. 1)

Таблица 1

Критерии и показатели развития нравственно-правовой культуры студента

Характеристика крите­рия

Показатели критерия

Влияние культурно-образовательного про­странства

Мотивационно-ценностный критерий

Студент хочет повысить свой уровень нравст­венно-правовой куль­туры; студент ориентиро­ван на нравст­венно-правовые ценно­сти экономической дея­тельности; понимает необходимость гармони­зации экономико-право­вых отношений с нравст­венной позиции

- уровень правосознания;

- осознание значения нравст­венно-правовой культуры в бу­дущей про­фессиональной дея­тельно­сти;

- преобладание нравст­венно-правовых мотивов деятельности в повседнев­ной жизни;

- осознанные мотивы к развитию нравственно-правовой культуры.

- студентом осознается необходимость нравст­венно-правового регулирования, развивается устойчи­вая положительная мотивация к развитию нравственно-правовой культуры;

- становятся осознанными нравственно-правовые мотивы деятельности;

- развивается правосознание, склонность действо­вать исходя из нравственно-правовых установок;

- развиваются нравственно-правовые качества лично­сти.

Гностический критерий

Студент знает о нормах нравст­венно-правовой культуры, о спо­со­бах развития нравственно-пра­вовой культуры, спо­собы приме­нения нравст­венно-право­вых норм в сфере экономиче­ских отношений

- стремление к усовершен­ство­ванию своих знаний в области нравственно-право­вой культуры;

- знание нормативно- право­вых актов, регули­рующих экономи­ческие отношения;

- знание о способах разви­тия нравственно-правовой культуры;

- понимание термина «нрав­ст­венно-правовая культура».

- в процессе общения студент усваивает нормы и ценно­сти нравственно-правовой культуры, принятые в обществе, со­провождающие переосмысление и пере­оценку имеющихся знаний;

- анализ источников информации обогащает понимание сущности нравственно-правовой куль­туры, её значения и способов применения, в том числе в будущей профессиональной деятельности;

- студент изучает нормативно-правовые акты, кото­рые регулируют будущую профессиональную деятельность;

- студент знакомится со способами применения имеющихся знаний на практике.

Деятельностный критерий

Студент умеет вести деятельность в соответст­вии с нормами хозяйст­вования, приня­тыми в обществе; умеет выявлять явле­ния, проти­воречащие нравст­венно-правовым нормам и нахо­дить способы их преодоления; умеет ана­лизировать экономико-правовые явления с пози­ций вы­сокой нравст­венности права

- сформированность нравст­венно-правовых отношений;

- умение анализировать нравст­венно-правовые вопросы в эко­номической среде;

- умение находить нравст­венно-правовые способы преодоления противоре­чий в хозяйственной дея­тельности;

- умение отстаивать свои граж­данские права.

- студент становится способным строить нравст­венно-правовые отношения, корректно взаимодейство­вать с широким кругом людей вне зависимости от социальной, национальной, религиоз­ной и пр. принадлежности;

- студентом буквально выполняются все правила, нравственно-правовые нормы, даже вопреки собствен­ному отношению к ситуации;

- происходит понимание и принятие точки зрения, противоположной собственной;

- студент свободно анализирует и находит нравст­венно-правовые способы преодоления затруднений, отстаивает свои гражданские права;

- студент проявляет активность, принимает участие в органах студенческого самоуправления, причас­тен к созданию внутренних документов учебного заведения, становится способным разработать устав группы;

- развивается самостоятельность, студент добывает знания из имеющихся в распоряжении источников информации.


Полагаем, что восхождение студента к ценностям нравственно-правовой культуры становится реальностью в том числе благодаря созданию культурно-образовательного пространства ссуза. Целенаправленно созданное пространство создает атмосферу ценностей и образцов успешного нравственно-правового поведения в экономической среде, служит источником развития как личности, так и общности студентов. Реализация данного условия может стать ключевым элементом, способствующим развитию нравственно-правовой культуры студента, необходимой ему в будущем для выполнения основной социальной роли – человека, способного строить правовые отношения с Другим.


Литература:

1. Соколова, Л.Б. Меняющееся образование в меняющемся мире / Л.Б. Соколова // Вестник ОГПУ.– Оренбург: ГОУ ВПО ОГПУ. – 2008. - №2(52) - С.124-129

2. Герасимов Г.И. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления / Г.И. Герасимов, Л.Н. Павленко. - Ростов н/Д, 2003.

3. Бацын, В. «Вертикаль власти» в многомерном образовательном пространстве / Бацын, В. // Управление шк. - 2002. - № 25-26.-С.8. - С.

4. Веряев, А.А. От образовательных сред к образовательному пространству: культурол. подход к проблеме / А. А. Веряев, И. К. Шалаев // Педагог: наука, технология, практика / [БГПУ и др.]. – Барнаул, 1998. – № 2. – C. 23–31

5. Попов А.А. Философия открытого образования: социально-антропологичес­кие основания и институционально-технологические возможности. Монография. Томск: Бия, 2008. 279 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle